Ольга Гаврина
Паспорт образовательного проекта «Жила-была пуговица»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема проекта «Жила-была пуговица».
Направление деятельности проекта Развитие познавательных и творческих способностей детей
Автора проекта воспитатели : Гаврина О. В.
Вид проекта групповой, исследовательско – творческий
Продолжительность средней продолжительности
Участники проекта дети средней группы, воспитатели, родители воспитанников
Публикация «Паспорт образовательного проекта „Жила-была пуговица“» размещена в разделах
Актуальность Мы живем во время стремительных скоростей и высоких технологий. С каждым годом увеличивается количество технических новинок, поражающих своими возможностями. Мир предметов, и без того огромный, пополняется и расширяется и мы уже не обращаем внимания на предметы, которыми пользуемся изо дня в день. А жаль, ведь некоторые из них, порой даже самые обычные, таят в себе много интересного. Бросовый материал, наверное, один из самых распространенных материалов для творчества и рукоделия. Пластиковые бутылки, пищевые контейнеры, стаканчики, ложки и тарелки, пластиковые соломинки стоят не дорого, а вот используя их в своем творчестве можно сделать настоящие шедевры.
Мы решили остановиться на пуговицах. Ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Поэтому очень важно развивать у детей мелкую моторику. Но просто делать упражнения ребёнку будет скучно – надо обратить их в интересные и полезные игры. В нашем случае в игры с использованием пуговиц. Создание совместно с родителями поделок из пуговиц.
Цель Формировать у детей естественно-научные представления о предметах окружающего мира посредством познавательно-исследовательской деятельности
Задачи 1. Развитие стремления к поисково-познавательной деятельности;
2. Формирование представления о многообразии видов пуговиц;
3. Поддержание стремления детей среднего дошкольного возраста в обследовании предметов для выявления их особенностей;
4. Стимулирование интерес к сравнению предметов, познанию их особенностей и назначения;
5. Обогащение сенсорного опыта детей;
6. Развитие мелкой моторики, связной речи, лексико-грамматического строя речи, мышления и творческих способностей детей;
7. Развитие коммуникативных навыков
8. Воспитание нравственно – волевых качеств;
Предполагаемый (ожидаемый) результат
Расширить кругозор детей;
Повысить познавательную, речевую активность детей;
Способствовать проявлению творческой активность в познании окружающего мира;
Вовлечь родителей в совместную деятельность с детьми по реализации проекта;
Продукт проектной деятельности
Продукт детско-родительского творчества «Пуговичные деревья» для оформления выставки;
Украшение из пуговиц – пополнение игровой среды группы;
Презентация проекта Открытый просмотр непосредственно образовательной деятельности «Приключение пуговицы».
Перспективы Создание коллекции пуговиц, с целью представить многообразие видов пуговиц и разнообразие материалов из которых их делают.? -с целью использования на занятиях по развитию речи, по изобразительной деятельности, развитию элементарных математических представлений в экспериментально- поисковой деятельности, проведении дидактических и сюжетных игр, исследовательской деятельности.
Для педагогов: Создание компьютерной игры.
Создание картотеки игр с пуговицами.
Приложение.
1. Этапы реализации проекта : Первый этап: Актуализация и расширение представлений дошкольников о пуговицах; Постановка проблемы, определение цели и задач исследовательской деятельности; Удовлетворение интересов и потребностей ребенка, запросов родителей;
Второй этап: Определение этапов исследовательской деятельности; Обсуждение вариантов поиска информации, продуктов деятельности, которые дети планировали получить в конце проекта;
Третий этап: Организация деятельности детей в центрах (образовательных областях, оснащение оборудованием и материалами в соответствии с темой проекта.
Четвё ртый этап: Презентация проекта.
2. План проектной деятельности :
Мультимедийная презентация «История пуговиц»
Цель: Способствовать обогащению представлений о рукотворном мире, развивать познавательные интересы.
Игровая деятельность.
Дидактические упражнения:
Задачи: закреплять знание цвета, формы и размера, развивать мелкую моторику рук, воображение.
• «Найди одинаковые по цвету пуговицы. Назови их цвет и определи размер»
• «Найди все маленькие пуговицы. Назови их цвет»
• «Разложи в ряд от самой большой пуговицы жёлтого цвета (красного, синего, зелёного) до самой маленькой»
• «На что похожа пуговица?»
• «Пуговицы перемешались. Разложи их на 2-е кучки: большие и маленькие»
Дидактические игры.
• «Пуговицы рассыпались. Разложи их по цвету»
Задачи: закреплять знание цвета, развивать мелкую моторику рук.
• «Пуговицы рассыпались. Разложи их по форме»
Задачи: закреплять знание геометрических форм (круга, квадрата, развивать мелкую моторику рук.
• «Чередование пуговиц по заданию»
Задачи: развивать внимание, логическое мышление, мелкую моторику рук.
• «Найди лишнюю пуговицу»
Задачи: развивать логическое мышление детей.
• «Найди пары одинаковых пуговиц»
Задачи: учить детей подбирать пары пуговиц на основе сходного сенсорного признака, развивать мелкую моторику пальцев рук.
• «Мозаика»
Задачи: закреплять знание цвета, развивать мелкую моторику рук, воображение.
• «Чудесный мешочек»
Задачи: развивать тактильные ощущения.
• Сюжетные игры: “Семья”, “Магазин”, “Ателье”.
Совершенствование навыков самообслуживания.
Практическое упражнение «Кто быстрее застегнёт свою рубашку».
Практическое упражнение «Непослушные пуговицы».
Продуктивная деятельность.
Рисование:
• «Придумай и нарисуй свою пуговицу».
Цель: Развитие умения самостоятельно определять замысел будущей работы;
• “Печатаем узор” (пуговица-штамп)
Цель: Развитие воображения, эстетического восприятия, творческого мышления.
Лепка
• «Мы - дизайнеры»
Цель: Развитие воображения, чувства цвета, формы. Формирование умения лепить необычную пуговицу.
• Составление из пуговиц узоров на пластилине - «Бабочка”
Цель: Развивать умение изображать бабочку с помощью пуговиц;
Конструирование
• «Выложи узор»
Цель: развитие мелкой моторики, внимания, мышления, зрительной памяти.
Экспериментально-поисковая деятельность:
• Рассматривание пуговиц под лупой.
• Знакомство с качествами и свойствами материалов, из которых сделаны пуговицы.
«Развитие речи»
• Проблемная ситуация «Волшебная пуговица»
Цель: Учить классифицировать пуговицы по величине, форме, цвету, расширить представление о назначении пуговиц, обогащать словарь детей.
• Естественно-научное путешествие «История привычных вещей».
Цель: Разобрать принцип «эволюции привычных вещей», создавая алгоритм: что сначала – что потом.
• Беседа: «Откуда пуговица к нам пришла»
• Составление описательных рассказов о пуговицах.
• Речевые упражнения “Какая пуговица?” “Подбери и расскажи”
• Придумывание сказок и историй
«ФЭМП»
• «Пуговка», тема «Количество и счёт»
Цель: повторение количественного счета в пределах 5
ФЦКМ
• «Чудо-пуговка»
Цель: закреплять знания детей о пуговицах, их применении.
Вовлечение родителей в проектную деятельность :
• Консультация для родителей «Пуговица - как средство развития познавательных психических процессов и мелкой моторики рук».
• Фотоальбом о многообразии поделок из пуговиц.
• Изготовление картин из пуговиц «Пуговичные деревья»
• Изготовление украшений из пуговиц.
3. Дополнительная информация, необходимая для выполнения проекта : Изучение печатного и дидактического материала при реализации поставленных задач.
Эстетичность разработки с точки зрения представления материала. Объем выполненной работы, сложность, использование знаний, выходящих за рамки программы.
4. Материально – технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта Иллюстративный материал;
Дидактический материал в группах.
Компьютеры и мультимедийные установки.
Качественное и эффективное использование возможностей среды, в которой разрабатывался проект.