мама
Парциальная образовательная программа «Играйте на здоровье!»
▼ Скачать + Заказать документы
Парциальная образовательная программа
«Играйте на здоровье!»
Автор: Шапошник Д. С.
Аннотация
Парциальная образовательная программа «Играйте на здоровье!» базируется на использовании игр с элементами спорта, адресована воспитателям младших и средних групп детского сада и инструкторам по физической культуре.
Публикация «Парциальная образовательная программа „Играйте на здоровье!“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Игры для детей
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
Актуальность дополнительной программы «Играйте на здоровье» связана с необходимостью повышения эффективности физического воспитания детей дошкольного возраста. С одной стороны, в общей системе дошкольного образования физическое воспитание занимает особое место, является важным фактором укрепления здоровья детей и всестороннего развития личности ребенка. С другой стороны, сложившаяся в настоящее время в дошкольных образовательных учреждений система физического воспитания, оценивается многими специалистами, как недостаточно эффективная.
Так, исследования доктора педагогических наук Ю. К. Чернышевского доказывают, что у более 40% дошкольников уровень физической подготовки ниже среднего.
Кроме того, современные дети живут в условиях постоянно меняющейся действительности. На смену увлекательным подвижным играм пришли не менее увлекательные - компьютерные.
Это вызывает озабоченность педагогов и врачей: мало, очень мало двигаются дети! А для ребенка малоподвижный образ жизни – это потеря здоровья, нарушение физического и интеллектуального развития. Через подвижные игры ребенок получает уникальную возможность максимально проявить собственную активность и творчество, ликвидировать дефицит движений, реализовать и утвердить себя, получить массу радостных эмоций и переживаний.
В настоящее время во многих дошкольных учреждениях России, как региональный компонент реализуется авторская программа «Играйте на здоровье», полностью построенная на подвижных играх с элементами спорта и игровых упражнениях. Игры, игровые упражнения, включающие самые разнообразные двигательные действия, разработки методических рекомендаций,создают целостную систему обучения, доступную для взрослых и детей.
Содержание:
Актуальность парциальной образовательной программы…. 4
Цель и задачи парциальной образовательной программы. 5
Принципы, осуществляемые в процессе реализации программы…. 6 Возрастные характеристики развития детей….6-10
Планируемые результаты освоения детьми дошкольного возраста парциальной образовательной программы…10
Содержание парциальной образовательной программы…. 10-11
Предметно-пространственная среда…. 11-13
Презентация парциальной образовательной программы
Актуальность
Актуальность дополнительной программы «Играйте на здоровье» связана с необходимостью повышения эффективности физического воспитания детей дошкольного возраста. С одной стороны, в общей системе дошкольного образования физическое воспитание занимает особое место, является важным фактором укрепления здоровья детей и всестороннего развития личности ребенка. С другой стороны, сложившаяся в настоящее время в дошкольных образовательных учреждений система физического воспитания, оценивается многими специалистами, как недостаточно эффективная.
Так, исследования доктора педагогических наук Ю. К. Чернышевского доказывают, что у более 40% дошкольников уровень физической подготовки ниже среднего.
Кроме того, современные дети живут в условиях постоянно меняющейся действительности. На смену увлекательным подвижным играм пришли не менее увлекательные - компьютерные.
Это вызывает озабоченность педагогов и врачей: мало, очень мало двигаются дети! А для ребенка малоподвижный образ жизни – это потеря здоровья, нарушение физического и интеллектуального развития. Через подвижные игры ребенок получает уникальную возможность максимально проявить собственную активность и творчество, ликвидировать дефицит движений, реализовать и утвердить себя, получить массу радостных эмоций и переживаний.
Цель:
Формирование у дошкольников основ здорового образа жизни, повышение валеологической (образовательной)культуры родителей, создание благоприятных условий для формирования здоровой и физически крепкой личности.
Совершенствовать содержание двигательной деятельности младших дошкольников на основе использования элементов спортивных и подвижных игр.
Задачи программы :
Формировать устойчивый интерес к играм с элементами спорта, спортивным упражнениям, желание использовать их в самостоятельной двигательной деятельности;
Обогащать двигательный опыт дошкольников новыми двигательными действиями, обучать правильной технике выполнения элементов спортивных игр;
Содействовать развитию двигательных способностей;
Воспитывать положительные морально-волевые качества;
Формировать привычку здорового образа жизни.
Развивать потребность в выполнении специальных профилактических упражнений.
Кроме основных задач Программы решаются следующие :
развитие речи (словарь, звуковая культура);
формирование коммуникативных способностей;
развитие познавательной активности;
развитие чувств сопереживания.
Принципы построения программы по ФГОС :
полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста, обогащение (амплификация) детского развития;
построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
сотрудничество Организации с семьей;
приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
учет этнокультурной ситуации развития детей.
Возрастные характеристики развития детей.
Известно, что ребенок рождается совершенно беспомощными, обладая единственной способностью научиться всему со временем. Это построения, перестроения, ходьба, бег, прыжки, бросание и ловля, метание, ползание, лазание, равновесие, катание на коньках, на велосипеде, элементы спортивных и подвижных игр. Однако нельзя сводить деятельность по развитию двигательной сферы ребенка только к формированию двигательных умений, навыков и развитию физических качеств.
Формирование движений происходит в процессе активной деятельность детей при столь же активной направляющей работе взрослых, при этом педагогу необходимо стремиться к развитию когнитивных, исполнительных, экспрессивно-коммуникативных, эмоционально-эстетических, проектно-конструктивных параметров двигательного действия ребенка. Проектно-конструктивные параметры – это способность планировать, изменять способы выполнения двигательных действий применительно к условиям. Когнитивные (познавательные) параметры – это умение мысленно расчленять целостное действие на части и заново интегрировать их в целое, видеть их связь, способность обобщать разнообразные представления о мире движений и относиться к движениям как способу жизнедеятельности. Исполнительские параметры – это умение гибко использовать двигательный образец и свободно производить коррекцию материального действия и изменяющиеся ситуации, способность к двигательной импровизации. Экспрессивно-коммуникативные параметры – это умение выражать через телесные движения собственные внутренние состояния, представления, образы и т. д. и адресовать их другому человеку. Эмоционально-эстетические параметры – это способность переживать эмоциональный подъем и эстетическое наслаждение, проявлять артистизм, качественно выполнять движения.
Младший дошкольный возраст – важный период в развитии движений ребенка. В это время закладываются основы его физической подготовленности. Овладение движениями обеспечивает ребенку самостоятельность, влияет на общее развитие психики, связывает его с окружающей средой. Разнообразие двигательной сферы детей этого возраста проявляется в свободных движениях и игре. У малышей преобладают выразительные и изобразительные движения, выполнение которых не связано с большой точностью. Они совершаются свободно и естественно, в соответствии с физиологическими особенностями ребенка, индивидуальным темпом и ритмом, с плавным переходом от сокращения мышечных групп к их расслаблению. Сила движений у детей мала, поэтому наиболее удаются им движения, не требующие преодоления сопротивления.
Пятый год жизни (средняя группа)
Ребенок пятого года жизни владеет всеми видами основных движений, стремится к новым сочетаниям движений, пробует себя в сложных видах упражнений. Хорошо различает виды упражнений, частично овладевает умениями выделять некоторые их элементы, у него развивается способность воспринимать, представлять, анализировать и оценивать последовательность и качество своих действий, проявляет интерес к результатам. Под влиянием упражнений расширяются и обогащаются двигательные возможности детей, возрастают их физические силы и возникает психологическая готовность к выполнению сложных двигательных действий и проявлению определенных волевых усилий. Пятый год жизни является сенситивным периодом для развития гибкости.
Шестой год жизни (старшая группа)
Дети шестого года жизни достаточно хорошо владеют основными движениями, им знакомы различные гимнастические упражнения, подвижные игры, начинается освоение разнообразных способов выполнения спортивных упражнений. Возрастают проявления самостоятельности, возникает творческий поиск новых способов действий, их комбинации и вариантов. Движения детей носят все более осознанный характер. Развивается способность понимать задачу, поставленную педагогом, самостоятельно выполнять его указания.
Оценка движений, как своих, так и товарищей приобретает все более обоснованный характер. Стремясь к правильной оценке, дети начинают понимать связь между способом действий и полученным результатом. Повышается уровень развития их физических сил и возможностей, двигательных качеств и работоспособности. Это обуславливает дальнейшее совершенствование умений и навыков, усвоение новых способов сложнокоординированных действий и комбинаций движений (прыжков с разбега, разнообразных действий с мячом и др.). Создаются предпосылки для целенаправленного развития физических качеств ловкости, общей выносливости, скоростно-силовых качеств, а также гибкости, координированности и точности действия. Возникает чувство соперничества, соревнования. Развиваются моральные и волевые качества детей. Важна роль взрослых в руководстве двигательной деятельностью в процессе физического воспитания.
Седьмой год жизни (подготовительная группа)
На седьмом году жизни у ребенка возрастает способность к различению пространственного расположения движущихся предметов, в том числе и человеческого тела. Он может объяснить, что и как меняется в соотношении частей тела, когда человек бежит, идет на лыжах, находится в "полете" прыжка. Может различать скорость, направление движения, смену темпа, ритма. Прослеживает движение последовательно, выделяет фазы движения (с помощью взрослого, пытается объяснить их значение для качественного и количественного результатов движения. Все это ведет к овладению детьми техникой сложных по координации движений (прыжок в длину с разбега, в высоту с разбега). Значительно увеличивается проявление волевых усилий при выполнении трудного задания, ребенок чаще руководствуется мотивами достижения хорошего качества движений. Постепенно у ребенка вырабатывается эстетическое отношение к ритмичным, ловким и грациозным движениям. Многих детей привлекает результат движений, возможность померяться силой и ловкостью со сверстниками (эстафеты, соревнования). Дети понимают значение упражнений для совершенствования движений. Начинают проявляться вкусы детей в выборе движений.
Планируемые результаты освоения детьми дошкольного возраста парциальной образовательной программы.
Целевые ориентиры на этапе завершения освоения парциальной программы «Играйте на здоровье» Волошина Л. Н, Курилова Т. В. :
• у детей сформирован устойчивый интерес к подвижным играм и к играм с элементами спорта
• дети имеют представления о спортивных играх : баскетбол, футбол, бадминтон
• сформированы элементарные технико-тактические действия с атрибутами данных игр
• развита и обогащена двигательная активность детей
• дети становятся инициаторами в организации подвижных игр во дворе, охотно предлагают свой опыт малышам, включают в игры
взрослых
• сформированы самостоятельность и самоконтроль
• развиты положительные морально – волевые качества
• сформированы навыки и стереотипы здорового образа жизни.
Целевые ориентиры – это «возможные достижения ребенка» – не обязательные, но возможные и желательные достижения в его физическом, интеллектуальном и личностном развитии.
Содержание парциальной образовательной программы.
Ведущая идея программы – вызвать устойчивый интерес детей к играм с элементами спорта и на этой основе создать предпосылки для физического совершенствования ребенка.
Программа построена на подвижных играх с элементами спорта и игровых упражнениях. Игры, игровые упражнения, включающие самые разнообразные двигательные действия, создают целостную систему обучения, доступную для детей и взрослых. Чтобы увлечь не только детей, но и родителей игрой, перевести родителей с позиции наблюдателей в активных участников педагогического процесса.
Использование предложенных в программе игр с элементами спорта обогащает двигательную активность детей, делает ее разносторонней, отвечающей индивидуальному опыту и интересам. Игра является и формой организации, и методом проведения физкультурного занятия. Занятие состоит из трех частей: вводной, основной и заключительной. При этом все образовательные задачи решаются путем соответствующего подбора игр и игровых упражнений, рационального распределения и чередования объема физических нагрузок
Предметно – развивающая среда
Физкультурный уголок.
Изготовление атрибутов к подвижным играм и играм с элементами спорта.
Иллюстрации спортивных игр.
Видеоматериалы, слайды, использование ИКТ по тематике.
Художественная и познавательная литература по тематике.
Стенды, плакаты по играм с элементами спорта.
Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности детей является игра. И при создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности. Именно поэтому необходим повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей среды ДОУ.
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Группы, приспособленной для реализации Программы для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.
Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:
• реализацию различных образовательных программ;
• в случае организации инклюзивного образования - необходимые для него условия;
• учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учет возрастных особенностей детей.
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно- насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
1. Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.
• Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими, соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:
• игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
• двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
• эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно- пространственным окружением;
• возможность самовыражения детей.
Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.
2. Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;
3. Полифункциональность материалов предполагает:
• возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д. ;
• наличие в Организации или Группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).
4. Вариативность среды предполагает:
• наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр., а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
• периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
5. Доступность среды предполагает:
• доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
• свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
• исправность и сохранность материалов и оборудования.
6. Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования. Организация самостоятельно определяет средства обучения, в том числе технические, соответствующие материалы (в том числе расходные, игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь, необходимые для реализации Программы.