Наталья Николаевна Турко
Парциальная программа «Математика — это интересно»
▼ Скачать + Заказать документы
Математика — точная наука, которую мы начинаем изучать в детском саду и продолжаем уже в школе. Затем мы находим ей применение и в повседневной жизни, начиная от банального подсчета суммы покупок в магазине и заканчивая использованием высокотехнологичных предметов, создание которых было бы невозможно без сложных и точных расчетов.
Для формирования элементарных математических представлений дошкольников имеется много разработанных Парциальных программ.
Публикация «Парциальная программа „Математика — это интересно“» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
Я предлагаю вашему вниманию Парциальную программу «Математика — это интересно» авторы З. А. Михайлова, М. Н. Полякова, И. Н. Чеплашкина.
Парциальная программа, которая представлена игровыми ситуациями математического содержания, рабочими тетрадями для детей от 2,5 до 7 лет и другими методическими пособиями.
Цель парциальной программы состоит в реализации образовательной области «Познавательное развитие», той ее части, которая направлена на математическое развитие детей дошкольного возраста.
Задачи парциальной программы :
1. Способствовать развитию у детей самостоятельности, инициативности, творческих проявлений в условиях активного участия их в поиске и проверке эффективности игрового действия, нового, неизвестного им способа подхода к решению познавательных задач.
2. Развивать у детей познавательные способности: умение устанавливать связи и зависимости между действием и получаемым результатом, обосновывать логику перехода к следующему действию, выражать в речи результаты практических и умственных действий.
В методический комплект входит :
1. Парциальная программа «Математика — это интересно». Диагностика математического развития ребенка дошкольного возраста. Авторы: Михайлова З. А., Полякова М. Н., Чеплашкина И. Н.
2. Рабочие тетради «Математика — это интересно» для детей 2,5—3, 3—4, 4—5, 5—6, 6—7 лет.
Автор Чеплашкина И. Н., под ред. Михайловой З. А. («ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014).
3. Познавательно-игровые пособия «Математика — это интересно» для детей 5—6 лет. Авторы:
Михайлова З. А., Чеплашкина И. Н. («ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012).
4. Познавательно-игровые пособия «Математика — это интересно» для детей 6—7 лет. Авторы:
Михайлова З. А., Чеплашкина И. Н. («ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012).
5. Познавательно-игровое пособие «Гонки» для детей старшего дошкольного возраста. Авторы:
Михайлова З. А., Чеплашкина И. Н. («ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012).
6. Методическое пособие «Логико-математическое развитие дошкольников: Игры с логическими блоками Дьенеша и цветными палочками Кюизенера». Авторы: Михайлова З. А., Носова Е. А. («ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013).
7. Игровые задачи для дошкольников. Автор Михайлова З. А. («ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015).
В данном учебно-методическом пособии представлены ситуации, предваряющие выполнение детьми упражнений по графической основе. Они разработаны по мотивам сюжетов рабочих тетрадей «Математика — это интересно» для детей 2,5—3, 3—4, 4—5, 5—6, 6—7 лет и являются своеобразной формой организации детской деятельности — игровыми ситуациями.
В практике воспитания и развития детей дошкольного возраста тетради с печатной основой, как правило, предлагаются без предварительного проигрывания соответствующей ситуации. Это, с одной стороны, ведет к определенной формализации обучения, с другой — требует активного вмешательства педагога в деятельность ребенка, что снижает степень его самостоятельности. Некоторым детям действительно трудно преобразовать заданную в рабочей тетради ситуацию, действуя только по представлению.
В игровых ситуациях отражено содержание образовательной области «Познавательное развитие»
(раздел «Первые шаги в математику. Исследуем и экспериментируем») примерной образовательной программы «Детство»
Заинтересованность детей в развитии сюжета, сопереживание героям в активной познавательной деятельности способствуют освоению ими приемов группировки и классификации, выявлению отношений и зависимостей между предметами по их размеру, форме, цвету, расположению в пространстве, определению последовательности и результативности своих действий, познанию начал логики. Это в результате помогает детям перейти от простого восприятия предметов, чисел, явлений к осознанию их значения и необходимости применения в практике, самостоятельному поиску способов преобразования и трансфигурации.
Все предлагаемые игровые ситуации разработаны по единой структуре. Они включают: игровой сюжет (краткое изложение основных событий, описание используемого материала, учебно-игровые задачи, развитие сюжета («Играем! Познаем! Думаем!») с последующим обсуждением и выполнением аналогичных упражнений в рабочих тетрадях.
Прежде чем приступить к разыгрыванию ситуации вместе с детьми, необходимо педагогам ознакомиться в целом с содержанием игровой ситуации, в самом начале которой представлена фабула.
Пользуясь ею, надо направлять развитие сюжета; диалог с детьми при этом можно вести от лица рассказчика.
При этом следует учитывать, что в методическом пособии указаны лишь самые необходимые предметы, игровые и дидактические материалы, использование которых позволяет педагогу создавать соответствующую сюжету игровую обстановку. Так, в игровой ситуации «Элли и ее друзья» (см. «Игровые ситуации для детей 4—5 лет») игровое пространство следует организовать особым образом: это —маковое поле, четыре обитателя Волшебной страны — жевуны; четыре корзины с яблоками, дорога из семи желтых плит. Все эти атрибуты могут быть несколько условны: цветы — силуэты, жевуны — куклы с колокольчиками, яблоки — настоящие, искусственные (муляжи) или картинки из картона, дорога — из бумажных «плиток» и т. п.
Некоторая часть необходимого оборудования заранее изготавливается совместно с детьми из картона, фанеры, цветной бумаги, коробок, пластмассовых емкостей и т. д.
В основном для создания игровой обстановки используются имеющиеся в группе материалы и предметы быта. Варьирование, применение заместителей, моделей, знаков помогут создать оригинальную игровую обстановку. Так, обычная мебель с помощью незамысловатой драпировки превращается в хранилище любой тайны или домик для одного из персонажей.
Учебно-игровые задачи представлены как образовательные: освоение детьми умений найти пару, сгруппировать предметы, осуществить поиск недостающего, определить направление движения, выбрать предметы для классификации по одному или нескольким признакам и т. д.
Развитие сюжета («Играем! Познаем! Думаем!») представлено в кратком изложении. Предлагаемые игровые ситуации вызывают у детей положительные эмоции, желание включиться в выполнение разнообразных действий, мотивированных логикой развития сюжета. Так, зная, что в темноте бывает неприятно (страшно, ребенок третьего года жизни старательно складывает из палочек фонарь. Этим он хочет избавить Зайчонка от переживания страха. Малыш с готовностью оказывает помощь другому. Ему это приятно, так как он в силу своих возрастных особенностей и сам часто нуждается в помощи.
Дети активно придумывают, выбирают, моделируют, отгадывают, воссоздают целое из частей.
Ребенок в процессе освоения отношений «часть — целое» с удовольствием реализует предоставленную ему возможность действовать. Например, в роли доброго, но не очень сообразительного ВинниПуха (см. «Игровые ситуации для детей 5—6 лет») он вдоль и поперек проходит ромашковое поле,
чтобы принести в подарок грустному ослику Иа-Иа несколько ромашек — непременно с нечетным количеством лепестков. Отрывая их, ослик сможет убедиться, что его все любят.
Упражнения в рабочей тетради не требуют точного соответствия разыгрываемому сюжету, развитие которого возможно реализовать по-разному, по одному из следующих вариантов.
Вариант 1. Сюжет в игровой обстановке реализуется полностью (в основном это возможно осуществить с детьми среднего и старшего возраста, после чего (желательно на следующий день) организовать выполнение идентичных упражнений в рабочих тетрадях.
Вариант 2. Сюжет в игровой обстановке реализуется частично, фрагментами, с периодическим выполнением упражнения в рабочей тетради. В этом случае одна игровая ситуация проигрывается в течение двух и более дней в зависимости от интереса и восприятия ее детьми (в младшем и среднем
возрасте).
Развитие каждого сюжета заканчивается таким важным компонентом, как обсуждение результатов.
Желательно привлекать детей к оценке результативности действий — как собственных, так и действий сказочных героев, других детей. Советую пользоваться при этом положительной оценкой, стимулирующей детскую активность и желание заниматься умственной деятельностью. Накопление опыта практических действий: воссоздания, группировки, видоизменения, сосчитывания и др., то обеспечивает ребенку постепенный переход к самостоятельному планированию процесса выполнения фрагмента ситуации, решению мыслительной задачи как в игровой обстановке, так
и в рабочей тетради.
Появление у ребенка потребности самостоятельно, творчески применять освоенные действия и помогать другому выполнить их. Замечено, что особый интерес у детей вызывают целевые комбинаторные действия. Например, составляя букет, ребенок меняет цветы с целью создания своеобразия, основанного на собственном видении. В процессе создания игровой обстановки нужно учитывает привязанность ребенка к игрушкам,
предметам, с которыми тот постоянно играет.
В процессе создания игровой обстановки педагог учитывает привязанность ребенка к игрушкам, предметам, с которыми тот постоянно играет.
«Дети учатся легче и в тысячу раз успешнее если им дают возможность самостоятельно исследовать основы изучаемого материала» (Питер Клайн).