Ольга Коктомова
Папка — передвижка «Роль фольклора в развитии детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Дети не рождается со сложившейся речью. Постепенно, шаг за шагом, они учатся говорить – овладевают умением выговаривать определенные звукосочетания. По мере того как возрастают произносительные способности детей, увеличивается умение понимать речь окружающих. Через некоторое время, произнося слова, а затем, связывая их между собой в предложения и фразы, малыши овладевают особенностью ясно и последовательно выражать свои мысли. Детям требуется дополнительная помощь в развитии и формировании речи. И здесь невозможно переоценить роль малых фольклорных форм : песенок, потешек, поговорок, прибауток, сказочек, закличек и др.
Темочки:
- Информационные стенды, папки-передвижки
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Русская народная культура, фольклор
- Русский фольклор. Устное народное творчество
- Фольклор. Консультации для воспитателей
- Темочки
Средствами малых форм фольклора можно развивать : фонематический слух, грамматический строй речи, звуковую культуру речи, обогащать словарь, мышление детей, так же увлечь детей яркими поэтическими образами, вызвать положительные эмоции, укрепить светлое, жизнерадостное восприятие жизни. Исследования психологов и практиков показывают, что устное народное творчество представляет собой прекрасный речевой материал, который можно использовать, как в организованной образовательной деятельности, так и в совместно- партнёрской деятельности детей раннего возраста. Это первые художественные произведения, которые слышат дети. Ими издавна пользуются для воспитания, особенно самых маленьких, чтобы привлечь их внимание, успокоить, развеселить, поговорить.
Как же влияет устное народное творчество на детей? Можно выделить следующие моменты:
• Формирование раннего восприятия звуковой культуры речи на основе ритмико-мелодической структуры языка в потешках, стихотворениях, сказках;
• Развитие слухового внимания, понимания речи, развитие артикуляционного и слухового аппарата, звукоподражания, активизация словаря;
• Воспитание интереса к художественной литературе, формирование способности к целостному восприятию произведений разных жанров, усвоению содержания произведений и эмоциональной отзывчивости на него;
• Воспитание на основе устного народного творчества положительного отношения к режимным моментам.
Колыбельные, сопровождая детей с первых дней, помогают не только успокоиться перед сном, но и развивать речь даже в таком возрасте. Слушая мамин голос, малыши со временем начинают выделять в потоке речи интонации, отдельные слова, звуки. Это формирует у детей слух, чувствительность к речи, они быстрее начинают понимать и, возможно, раньше начнут говорить. Чтение потешных стишков, сказок вслух, пение колыбельных, способствуют развитию фонематического слуха у детей (правильно слышу – правильно говорю, пополняет их словарь, прививает культуру речи и обогащает знание грамматики родного языка. Малые формы фольклора помогают увеличить запас слов, в которых привлекается внимание детей к предметам, животным, людям. Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекает, вызывает желание повторить, запомнить, что в свою очередь, способствует развитию разговорной речи.
Фольклорные произведения оказывают благоприятное влияние на общение с детьми в разные режимные моменты, когда их укладывают спать, во время умывания, одевания, во время еды, бодрствования.
В фольклоре присутствует весь комплекс детского массажа: поглаживание, разведение рук в стороны, помахивании кистями. Обучение детей одеванию после сна, с использование потешек, делает процесс одевания и раздевания приятным.
Приучая детей мыть руки, лицо с применением потешек, вызывает положительные эмоции, радостное настроение. Удачно подобранные потешки помогают и во время кормления, и во время одевания детей на прогулку. Для того чтобы было легче запоминать потешки, их сопровождают рассматриванием картинок, игрушек, иллюстраций, а также игр.
Результаты использования малых форм фольклора на практике :
• Повышается уровень развития речи детей.
• Словарь детей обогащается новыми словами, оборотами, выражениями.
• Формируются первичные навыки восприятия фонематической и лексической стороны речи.
• Развивается первоначальный интерес к устному народному творчеству, художественной литературе.
• Дети овладевают без конфликтными навыками общения со взрослыми и сверстниками.
• Формируется положительное отношение к режимным моментам.
• Повышение общего культурного уровня.
Фольклорные произведения являются богатейшим источником познавательного, нравственного развития детей, имеют исключительно большие возможности для развития речи детей. Отсутствие фольклорных произведений обедняет, упрощает речь, превращает её в маловыразительную, скучную, однообразную. Без яркости и красочности речь блекнет, тускнеет.