Татьяна Азарова
Памятка по дежурству по столовой
▼ Скачать + Заказать документы
ПАМЯТКА ПО ДЕЖУРСТВУ ПО СТОЛОВОЙ
Порядок проведения дежурства.
Сервировка столов.
(старшая, подготовительная группа)
В сервировку стола входит:
1. Скатерть
2. Тарелка для 1-ого блюда
3. Тарелка для 2-ого блюда
4. Чашки для 3-его блюда
5. Блюдца под чашки
6. Ложка столовая (детская)
7. Ложка чайная для компота
8. Вилка
9. Нож
10. Салфетницы, салфетки для вытирания рта, рук.
11. Хлебницы
Публикация «Памятка по дежурству по столовой» размещена в разделах
12. Тарелка для использованных салфеток (ставится под салфетницы или рядом с ними)
Дежурных назначается уже двое детей. Форма для дежурства детей:
- фартук;
- головной убор.
Принадлежности для дежурства:
- метелки (веники);
- совки;
- подносы;
- мисочки для сбора посуды;
- пластмассовые емкости для раздачи ложек, вилок и ножей (ручками вверх).
Обязанности пом. Воспитателя:
Пом. воспитателя выставляет посуду на хоз. стол (при отсутствии стола – на свободный стол для приема пищи) – тарелки, блюдца, ложки, вилки, ножи;
- чашки в тазу или на подносе.
Всю посуду с хоз. стола после дежурства убирает пом. воспитателя!
Обязанности дежурных:
Дежурные накрывают на стол полностью под руководством пом. воспитателя:
- расстилают скатерти;
- ставят салфетницы и тарелку под использованные салфетки.
- ставят тарелку под хлеб;
- расставляют блюдца;
- ставят чашки на блюдца;
- раздают ложки, вилки и ножи (вилка с левой стороны, справа: нож около тарелки, ложка около ножа, чайная ложка на блюдце под ручкой).
Дежурные садятся первыми для приема пищи. Остальные дети садятся за столы с салатом, разлитым первым и третьим (в центре стола) блюдом. Первым едят салат: до средней группы – чайной ложкой, со средней группы – десертной вилкой. Когда салат съели, дети передают тарелки к тому, кто первый съел (или назначенному за каждым столом ребенку) и собирают их стопочкой. Затем приступают к первому блюду. Когда его съели, дети передают тарелки к тому, кто первый съел и собирают их стопочкой. Помощник воспитателя (согласно письму) раздает 2 блюдо. Когда второе блюдо съедено, дети передают тарелки в стопочку (к тому, кто первый съел). Затем приступают к третьему блюду. Детей приучают съедать фрукты из компота вместе с сиропом. Косточки от компота старшие дети, вначале, кладут на ложку, поднося её ко рту, а затем перекладывают на блюдце. По завершению трапезы, дети: вытирают рот и руки салфеткой и кладут ее на тарелку для использованных салфеток); уносят чашку и блюдце на раздаточный стол и кладут на поднос или таз.
По окончанию приема пищи:
- дежурные сметают крошки со столов щетками в совочки, а с совков стряхивает в отходы помощник воспитателя.
- складывают скатерти.
Салаты подают салат в салатнике (если в меню он записан салатом, а не сложным гарниром). К салату раздается дополнительный прибор (чайная ложка или десертная вилка). Салат едят первым. Салатники собирают также в стопку.
Порядок проведения дежурства.
Сервировка столов.
(средняя группа)
В сервировку стола входит:
1. Скатерть
2. Тарелка для 1-ого блюда
3. Тарелка для 2-ого блюда
4. Чашки для 3-его блюда
5. Блюдца под чашки
6. Ложка десертная
7. Ложка чайная для компота
8. Вилка
9. Салфетницы, салфетки для вытирания рта, рук (салфетки по количеству детей).
10. Тарелка для использованных салфеток.
11. Хлебницы.
12. Ножи для масла (для каждого ребенка). Нож лежит около тарелки.
Форма для дежурства детей:
- фартук;
- головной убор.
Принадлежности для дежурных:
- метелки (веники);
- совки;
- подносы;
- мисочки для сбора посуды.
- пластмассовые емкости для раздачи ложек, вилок и ножей (ручками вверх).
Обязанности пом. воспитателя.
Пом. воспитателя выставляет посуду на хоз. стол (при отсутствии стола – на свободный стол для приема пищи) – тарелки, блюдца, ложки, вилки, ножи;
- чашки в тазу или на подносе;
- салфетницы с салфетками (салфетки по количеству детей);
- тарелку для использованных салфеток;
- хлебницы.
Всю посуду с хоз. стола после дежурства убирает пом. воспитателя!
Обязанности дежурных.
За каждым столом назначается один дежурный. Дежурные совместно и под контролем пом. воспитателя:
- ставят на стол салфетницы;
- тарелку для использованных салфеток;
- хлебницы (без хлеба);
- ложки, вилки, ножи;
- расставляют чашки, блюдца (со второго полугодия).
Дежурные садятся первыми для приема пищи. Остальные дети садятся за столы с салатом, разлитым первым и третьим (в центре стола) блюдом. Первым едят салат: до средней группы – чайной ложкой, со средней группы – десертной вилкой. Когда салат съели, дети передают тарелки к тому, кто первый съел (или назначенному за каждым столом ребенку) и собирают их стопочкой. Затем приступают к первому блюду. Когда его съели, дети передают тарелки к тому, кто первый съел и собирают их стопочкой. Помощник воспитателя (согласно письму) раздает 2 блюдо. Когда второе блюдо съедено, дети передают тарелки в стопочку (к тому, кто первый съел). Затем приступают к третьему блюду. Детей приучают съедать фрукты из компота вместе с сиропом. По завершению трапезы, дети: вытирают рот и руки салфеткой и кладут ее на тарелку для использованных салфеток); уносят чашку и блюдце на раздаточный стол и кладут на поднос или таз.
Дежурные убирают со стола хлебницы, стаканы с салфетками, ножи для масла в мисочку, а помощник воспитателя — сложенные тарелки. Дети сметают крошки со стола (с помощью метелки совка, воспитатель учит складывать скатерти, обращаясь за помощью к другому дежурному. Удобнее показать детям прием складывания скатерти: взявшись за концы, сложить ее на столе пополам, а затем еще раз пополам и только потом складывать по длине.
Этому приему воспитатель учит детей, включаясь сам в их работу: предлагает ребенку сначала вместе сложить скатерть. А потом под контролем дети и сами справляются с этим делом.
Порядок проведения дежурства.
Сервировка столов.
(младшая группа)
В сервировку стола входит:
1. Скатерть
2. Тарелка для 1-ого блюда
3. Тарелка для 2-ого блюда
4. Чашки для 3-его блюда
5. Блюдца под чашки
6. Ложка десертная.
7. Ложка чайная для компота
8. Вилка (со второго полугодия)
9. Салфетницы, салфетки для вытирания рта, рук (салфетки по количеству детей).
10. Тарелка для использованных салфеток.
11. Хлебницы.
Форма для дежурства детей:
- фартук;
- головной убор.
Обязанности пом. воспитателя:
Пом. воспитателя выставляет посуду на хоз. стол (при отсутствии стола – на свободный стол для приема пищи):
- салфетницы с салфетками (салфетки по количеству детей);
- тарелки для использованных салфеток;
- хлебницы.
Всю посуду с хоз. стола после дежурства убирает пом. воспитателя!
Обязанности дежурных:
Дежурство начинается со 2 полугодия. За каждым столом назначается один дежурный. Дежурные совместно и под контролем пом. воспитателя:
- ставят на стол салфетницы;
- тарелки для использованных салфеток;
- хлебницы (без хлеба);
- со 2-ого полугодия раскладывают ложки, вилки.
По окончанию приема пищи совместно и под контролем пом. воспитателя:
- убирают хлебницы,
- тарелки из под салфеток,
- салфетницы.
- со 2-ого полугодия дети убирают за собой чашку и блюдце.
Порядок проведения дежурства.
Сервировка столов.
(1,5-3 года)
В сервировку стола входит:
1. Скатерть или матерчатые салфетки.
2. Тарелка для 1-ого блюда
3. Тарелка для 2-ого блюда
4. Бокал (без ручки, дети его берут двумя руками) для 3-его блюда
6. Ложка десертная для 1-ого блюда.
7. Ложка чайная для второго блюда.
8. Салфетницы (со 2 полугодия) и тарелка для использованных салфеток.
Детям повязывают нагрудники. Пом. воспитателя раздает блюда по очереди их поедания ребенком. С 2 лет воспитатель учит ребенка пользоваться салфеткой. Воспитатель приучает детей держать ложку в правой руке, за середину черенка, обхватив сверху пальцами. Детей учат есть первое и второе блюдо с хлебом, не брать пищу из тарелки руками, мясное блюдо есть с гарниром, пользоваться салфеткой. Помощник воспитателя разделывает 2 блюдо на столе перед ребенком.
Рекомендации:
На 4-ом году дети получают вилки и учатся различным приёмам пользования ими: - макароны, кусочки мяса, рыбы надо накалывать, держа вилку наклонно (придерживая сверху указательным пальцем);
- чтобы подобрать гарнир – рис, вермишель, пюре, вилку держать вогнутой стороной вверх и действовать как ложкой;
- котлеты, запеканки, пудинг – ребром вилки отделять небольшие кусочки постепенно, по мере того, как съедена предыдущая порция (если кушанье предварительно будет размельчено, оно быстро остынет и приобретёт неприятный внешний вид).
- кусочком хлеба в левой руке дети должны придерживать кушанье, а со старшей группы ножом и вилкой.
Детей надо приучать есть суп, беря жидкость вместе с заправкой, а не поочерёдно – вначале густое, а потом жидкое или наоборот. Чтобы ребёнок съел порцию супа до конца, можно слегка наклонить тарелку (от себя, но не переливать остатки супа в ложку.