Марина
Мастер-класс «Дежурство по столовой»
▼ Скачать + Заказать документы
МЫ ДЕЖУРНЫЕ
Мы дежурные сегодня, станем няне помогать.
Аккуратно и красиво все столы сервировать.
Что сначала нужно сделать?
Будем руки чисто мыть.
Потом фартуки наденем.
Вот на каждом фартук новый.
Мы - дежурные в столовой.
Начнем скатерти стелить.
Публикация «Мастер-класс „Дежурство по столовой“» размещена в разделах
- Дежурство. Организация дежурства
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2014
Мы салфетницы поставим,
А на самый центр стола — хлеб душистый, свежий, вкусный.
Хлеб всему ведь «голова».
Вокруг хлебниц хороводом блюдца с чашками стоят.
Ручки чашек смотрят вправо, в блюдцах ложечки лежат.
Мы тарелки всем поставим, вилки, ложки и ножи.
Не спеши, как класть, подумай, а потом уж разложи.
Они зимой для деток сохраняют лето.
И хранят они нам всю витаминную семью.
Час обеда подошел, сели дети все за стол,
Чтобы не было беды, вспомним правила еды :
Наши ноги не стучат, наши язычки молчат.
За обедом не сори, насорил — так убери!
ОРГАНИЗАЦИЯ ПИТАНИЯ ДЕТЕЙ
Важнейшим условием является, соблюдение гигиенических требований. Столы необходимо промыть горячей водой с мылом. Младший воспитатель обязан тщательно вымыть руки, надеть специальную одежду, проветрить помещение, удобно расставить столы в соответствии с ростом детей.
Учитывают и уровень самостоятельности детей. Сочетают работу дежурных и каждого ребенка: дети сами могут убирать за собой тарелки, а салфетки собирают дежурные.
Воспитатель усаживает детей за стол так, чтобы сначала сели часто болеющие и те, кто плохо и медленно ест. Важно, чтобы дети могли видеть друг друга. Выходить из- за стола нужно постепенно.
Если ребенок отказывается от пищи, не следует его заставлять. Гораздо важнее знать причины, побуждающие его так поступать.
В неблагоприятной обстановке раздражители тормозят деятельность коры головного мозга, а если ребенка принуждают принимать пищу, корковые торможения усиливаются. Поэтому за столом не следует торопить детей, кормить насильно или уговаривать. Это может привести к стойкой негативной реакции, которая станет привычной. Нужно создавать условия, при которых появится желание есть.
Для поддержания хорошего аппетита у детей следует уделять внимание оформлению, вкусу, аромату готовых блюд, а также сервировке стола. Все это должно вызывать у детей желание сесть за стол. Необходимо создать спокойную обстановку во время приема пищи, поиграть перед обедом в спокойные игры.
Огромное значение в работе с детьми имеет пример взрослого. Дети 3—4-х лет испытывают потребность в личном контакте со взрослыми, подражают им в действиях. От того, как сложатся отношения ребенка с окружающими взрослыми, во многом зависит культура его взаимоотношений с более широким кругом людей. Исходя из этого предъявляются высокие требования к культуре каждого сотрудника дошкольного учреждения.
Завтрак
1. Гигиенические процедуры. Привлечение внимания детей к гигиеническим процедурам, закрепление правил мытья рук; игры-соревнования (старший возраст, рассказ воспитателя о чистоте; самоконтроль детей; оценка деятельности.
2. Сервировка стола: беседа с дежурными; ознакомление с меню, объявление его детям; привлечение внимания детей к эстетичному оформлению столов.
3. Привлечение внимания детей к пище; индивидуальная работа по воспитанию культуры еды; правила этикета; оценка деятельности.
Обед
1. Подготовка к обеду.
2. Гигиенические процедуры: привлечение внимания детей к гигиеническим процедурам; закрепление правил мытья рук; игры-соревнования (старший возраст); рассказ воспитателя о чистоте; самоконтроль детей; оценка деятельности.
3. Сервировка стола: беседа с дежурными; ознакомление с меню, объявление его детям; привлечение внимания детей к эстетичному оформлению столов.
4. Привлечение внимания детей к пище; индивидуальная работа по воспитанию
культуры еды; правила этикета; оценка деятельности.
Полдник
1. Подготовка к полднику, сервировка стола; беседа с дежурными; ознакомление с меню, объявление его детям; привлечение внимания детей к эстетичности оформления столов.
2. Привлечение внимания детей к пище; индивидуальная работа по воспитанию навыков культуры еды; правила этикета; оценка деятельности детей; уборка столов.
Ужин
1. Подготовка к ужину.
2. Гигиенические процедуры: привлечение внимания детей к гигиеническим процедурам; закрепление правил мытья рук; игры-соревнования (старший возраст); рассказ воспитателя о чистоте; самоконтроль; оценка деятельности.
3. Сервировка стола: беседа с дежурными; ознакомление с меню, объявление его детям; привлечение внимания детей к эстетичности оформления столов.
4. Привлечение внимания детей к еде; индивидуальная работа по воспитанию культуры еды; правила этикета; оценка деятельности.
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ ЗА СТОЛОМ ВО ВРЕМЯ ПРИЁМА ПИЩИ
- на столе всегда порядок, чистота и красивая сервировка;
- за столом сидим с чистыми лицом и руками;
- застолье проходит без крика и резких замечаний;
- правильно пользуемся столовыми приборами и салфетками;
- чтобы не испачкаться, отрезаем кусочек подальше от себя;
- вилку держим крепко, чтобы кусок не выскользнул, и под небольшим наклоном;
- нож двигаем легко и свободно вдоль зубчиков вилки, отрезая небольшой кусочек, чтобы легко его прожевать;
- если вилка осталась в большом куске, то, придерживая этот кусок ножом, вынем вилку; проткнем ею отрезанный кусочек и поднесем ко рту.
- обязательно благодарим за еду и совместную трапезу.
- Как есть суп. Левой рукой придерживаем суповую тарелку. Столовая ложка в правой руке: ее ручка лежит на среднем пальце, а большой и указательный ее придерживают. Ко рту ложку подносим чуть наискось, не захватываем ее губами, а сливаем содержимое в рот. Очень горячий суп не прихлебываем и не дуем на него, подождем, пока он немного остынет. Наклонять или нет тарелку, чтобы собрать из нее остатки супа? В гостях мы не доедаем суп, а дома можно осторожно, чтобы не испачкать скатерть, наклонить тарелку от себя. Чтобы капельки супа не капали на стол или одежду, ведем ложку в тарелке не к себе, а от себя. Тогда капли упадут в тарелку. Во время еды не кладем ложку на стол: она либо в руке, либо в тарелке. Если еще едим, ложка лежит углублением вниз, закончили есть — положим углублением вверх. Ее ручка направлена к правой руке.
- Как есть бульон. Бульон подают в чашке с блюдцем. На блюдце под ручкой чашки лежит десертная ложка. Иногда хозяйки кладут десертную ложку не на блюдце, а на стол, справа от чашки. Во время еды чашку поворачиваем ручкой влево и придерживаем ее левой рукой. Удобнее поворачивать чашку рукой к себе, а не от себя (по часовой стрелке).
Десертной ложкой едим бульон из чашки. Как суп, его остатки можно допить. Для этого повернем чашку ручкой вправо и правой рукой поднесем ее ко рту, левой же придерживаем блюдце. Есть специальные бульонные чашки — с двумя ручками: их не надо поворачивать, но и допивать из них не следует.
- Как есть хлеб. Кусок хлеба берем из хлебницы рукой, стараясь не касаться других кусков, и кладем на свою пирожковую тарелку. Левой рукой отламываем от куска небольшой кусочек и съедаем. Если нет хлебной тарелки, заменим ее бумажной салфеткой. Пирожок к бульону тоже лежит на этой тарелке, но мы его не разламываем, а подносим левой рукой ко рту и откусываем.
Не рекомендуется с помощью хлеба класть еду на вилку — для этого используют нож. Только совсем маленькие дети так поступают. Нельзя играть хлебом, делать из него шарики и катать по столу.
Какие правила поведения за столом следует помнить и выполнять?
Закончите фразу:
- есть и пить надо. (беззвучно и аккуратно), не оставляя на скатерти следов пищи;
- не склоняться низко. (над тарелкой), лишь слегка наклонить. (голову);
- на столе лежат только кисти рук, локти на стол. (не ставим);
- обе руки либо свободны, либо. (заняты): нож в правой руке — вилка. (в левой);
- если вилка или ложка в правой руке, то левая. (придерживает тарелку);
- за столом нельзя говорить. (громко или с полным ртом);
- если во рту пища, воду. (не пьют);
- если ложка или вилка упала на пол, не спешим ее поднимать, попросим другую,
но при выходе из-за стола. (поднимем ее);
- упавшую на пол полотняную салфетку. (поднимаем сами) и не меняем на другую;
- не спешим в еде, но и не сидим. (долго) за одним блюдом;