Наталья Романова
Памятка «Наблюдаем за природой весной»
▼ Скачать + Заказать документы
Памятка
«Наблюдаем за природой весной»
Вот и наступила долгожданная весна. Солнце с каждым днём греет все сильнее. Весна - это самое приятное и полезное время года для прогулок с детьми. Прогулка - отличный способ провести время с ребенком. Можно оглянуться вокруг, рассмотреть изменения в природе, полюбоваться красотой. Благодаря прогулкам можно воспитать в ребенке умного наблюдателя. Пройдитесь с ребенком по улице, парку, посмотрите, какие изменения происходят в природе: как набухают почки, пробиваются первые листья, трава, закрепить названия весенних цветов. Весной наблюдать за природой намного интереснее, чем зимой.
Публикация «Памятка „Наблюдаем за природой весной“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Консультации для родителей
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2021
Расскажите ребёнку, что весной солнышко встает рано, а вечером дольше светло. Солнце стало греть намного сильнее, и на пригорках появились проталинки, кругом лужи, журчат ручейки.
Ребенка важно научить наблюдать и сравнивать, что было вчера на этом месте, что сегодня изменилось. Выберите для сравнения какой-нибудь объект на улице и наблюдайте за его изменением каждый день.
Гуляя с детьми в лесу, можно показать им сосну и ель и сравнить их. Пусть дети потрогают нежно – зеленую хвою, понюхают смолистый запах.
Ранней весной вы, конечно же встретите первые весенние растения: хохлатку, первоцвет, подснежник, гусиный лук. Не разрешайте детям рвать их. Объясните детям, что любоваться ими можно не срывая их. Их можно сфотографировать. И они останутся с вами надолго. Если у вас есть маленький приусадебный участок, то отведите место для цветения и поместите в ней первые цветы: тюльпаны, нарциссы, гиацинты. Продолжайте учить различать части растений: стебель, листья, цветы. Если вы привлечете своих детей к посильному труду по уходу за цветами то, наверняка, ваш ребенок не сорвет и не затопчет то, что вырастил сам.
Во время цветения вишен и яблонь можно полюбоваться бело – розовыми цветами, ощутить их нежный аромат, понаблюдать за работой пчел, собирающих нектар с цветов. Объясните ребенку, что на том месте, где сейчас цветут цветки, позже вырастут плоды: вишни, яблоки. И здесь тоже укажите на труд, связанный с ростом плодовых деревьев (обрезка деревьев, побелка стволов, вскопка, посевы и посадки).
Покажите детям образец труда. Наблюдение за трудом взрослых способствует более глубокому осознанию значения труда, дают наглядные примеры бережного отношения к растениям, готовят детей к предстоящей работе на огороде, цветнике.
Весной продолжается ознакомление с жизнью птиц. Продолжаем беседовать с детьми о том, что из теплых стран возвращаются скворцы, грачи, ласточки, начинают вить гнезда и выводить птенцов. Дети должны запомнить, что птицы полезны, их нужно охранять. Очень хорошо, если у вашего дома есть скворечник, а если нет – изготовьте вместе с детьми и устройте жилье для птичек. Предложите ребёнку самому собрать угощения для птиц. На прогулке понаблюдайте за характером птиц, обратите внимание на то, что некоторые птицы очень бойкие, другие боятся подойти к корму. Сравните ворону с грачом, пусть ребенок сам скажет вам отличия. Ведь то, что вы рассказываете, он видит сам. Все яркие образы надолго запомнится ребенка.
Отметьте появление первых насекомых. Понаблюдайте за ними в стеклянной банке, а затем выпустите их. Воспитывайте бережное отношение к насекомым. Расскажите ребенку о муравьях-тружениках, которых все уважают и никто не обижает, поговорите о том, какую пользу они приносят. Понаблюдайте за бабочкой, божьей коровкой. Формируйте в нем желание оберегать живые существа, не причинять им вред.
В конце апреля или в начале мая можно сводить детей к водоему и рассмотреть его обитателей: жука — водолюба, плавунца, водомерку, вертячкой. Дети очень заинтересованно рассматривают их, наблюдают за их повадками, окраской, строением туловища.
Продолжайте воспитывать в ребенке умение видеть красоту природных явлений. Объясните ему, почему весна зеленого цвета.
Вот что можно наблюдать на прогулке!
Наблюдения за неживой природой:
- облаками, небом (рассмотреть, полюбоваться весенним небом, назвать цвет).
- ветром (обратить внимание на силу ветра, рассмотреть, как качаются ветки деревьев)
- солнцем (рассказать, что оно греет, назвать цвет, форму).
- капелью, таянием снега, лужами.
Наблюдения за живой природой:
- птицами (рассмотреть птиц, назвать размер, цвет, чем питается).
- деревьями и кустарниками (назвать ствол, ветки, корни)
- животными и насекомыми (рассматривать внешний вид, чем питаются, какую приносят пользу).
Учите ребенка не только наблюдать за изменениями в природе, но и рассказывать об этом. Пусть ребенок попробует подобрать как можно больше слов отвечающих на вопрос какой? к следующим словам:
Солнце (какое) теплое, яркое, ласковое.
Небо (какое) голубое, чистое, высокое.
Облака (какие) белые, пушистые, легкие.
Ветерок (какой) теплый, сильный, прохладный, слабый.
Листочки (какие) зеленые, клейкие, молодые.
Игра «Назови ласково»:
День – денёк,
почка – почечка,
солнце – солнышко,
птицы – птички,
трава – травка.
Игра «Один – много»
Птица – птицы (много птиц,
сосулька – сосульки (много сосулек,
гнездо – гнёзда (много гнёзд,
корень – корни (много корней,
стебель – стебли (много стеблей,
лист – листья (много листьев)
Весной больше ходите пешком. Ходьба прекрасно активизирует жизненные процессы в организме. Весенние прогулки не стоит отменять даже в том случае, если погода не радует солнышком. Добавьте к постоянным прогулкам детские игры.
1. «Посчитай птиц». Весной природа оживает. И даже если листочки еще не успели появиться, то птицы уже начали радоваться теплу. С ребенком, который умеет считать, можно поиграть в такую игру: кто заметит больше птиц за время прогулки
2. «Пускаем солнечных зайчиков». Если погода солнечная, не забудьте прихватить с собой зеркальце. Ребенок будет рад сделать день еще более солнечным, пуская солнечные блики на дома и деревья. Выберите какую-нибудь отдаленную цель и потренируйтесь, кто сможет запустить зайчика так далеко.
3. «Пускаемся в плавание по луже». Смастерите дома или прямо на прогулке кораблики, а затем запускайте их в ближайшей луже.
4. «Рисуем на асфальте». Если асфальт сухой, самое время достать цветные мелки и нарисовать солнышко, цветы и травку.
Игры на свежем воздухе - всегда веселое и увлекательное занятие! Играйте со своим ребенком — это укрепляет взаимосвязь между родителями и детьми, а также способствует созданию более надежных доверительных отношений в семье.
Мамы и папы! Помните — что в процессе ознакомления с природой дети овладевают определенной суммой знаний, умениями сравнивать и обобщать устанавливать простейшие зависимости между явлениями, бережно относиться ко всему живому. А это значит, что ребенок вырастет добрым, заботливым, умеющим откликнуться на чужую беду.
Гуляйте с пользой!