Марина Добролюбова
Памятка для воспитателей «Артикуляционная гимнастика»
▼ Скачать + Заказать документы
ПАМЯТКА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
составитель: учитель-логопед детского сада №60 Добролюбова М. В.
Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики
Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись.
Публикация «Памятка для воспитателей „Артикуляционная гимнастика“» размещена в разделах
- Артикуляционная гимнастика. Консультации
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом, но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
Работа организуется следующим образом:
1. Сначала взрослый рассказывает об упражнении, показывает картинку, читает стишок.
2. Затем взрослый показывает правильное выполнение упражнения, объясняет, как делать движения.
3. Далее дети выполняют движение.
4. Взрослый проверяет выполнение движения детей, комментирует правильность выполнения упражнения.
Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен
следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
Время на артикуляционную гимнастику – примерно 3-5 минут. Очень удобно делать ее перед завтраком или утренней гимнастикой, либо включать в занятия. Не следует предлагать детям больше четырёх, пяти упражнений за раз.
С детьми трех лет все упражнения проводятся в форме веселой игры-сказки. Сюжет сказки можно придумать самой и менять, включая в него разные артикуляционные упражнения. К технике выполнения упражнений в этом возрасте не предъявляется больших требований. Главное, чтобы малыши усвоили базовые навыки.
С детьми четырех лет также используются игровые приемы и игровые сюжеты – «сказки Веселого Язычка». Требования к выполнению упражнения повышаются. Дети знакомятся в игровой форме с органами артикуляционного аппарата. Они узнают, что рот – дом для языка. Что в этом доме есть две дверцы – одна из них – губы, а другая - зубы. И учатся выполнять основные артикуляционные упражнения.
С детьми пяти, шести лет уже артикуляционная гимнастика проводится по-другому. Нужно очень тщательно следить за четкостью и плавностью движений органов артикуляционного аппарата, за правильностью выполнения упражнения во всех его нюансах. Детей учат удерживать положение органов артикуляционного аппарата от 5 до 7 секунд (под счет взрослого). Упражнения проводятся не только в медленном или среднем, но и в быстром темпе, так как движения уже хорошо отработаны и привычны для ребенка.
Если упражнение хорошо выполняется всеми детьми группы, кроме нескольких человек, то с такими детьми нужно провести дополнительно индивидуальную работу. И попросить родителей поддержать Вас и ребенка и выполнять дома артикуляционные упражнения.
Артикуляционные упражнения
«Окошко»
Широко открыть рот – «жарко», закрыть рот – «холодно».
«Улыбка»
Растягивание разомкнутых губ (зубы сомкнуты).
«Слоник»
Вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой.
«Слоник пьет водичку»
Вытянуть вперед губы трубочкой, «набирать водичку», слегка при этом причмокивая.
«Заборчик»
Улыбнуться без напряжения, обнажив передние верхние и нижние зубы.
«Лопаточка»
Широкий яз «Часики»ык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 3-7 секунд.
"Часики"
Высунуть узкий язык. Тянуть языком попеременно то к правому уху, то к левому. Двигать языком из угла рта в медленном темпе под счет взрослого.
«Качели»
Высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно то к носу, то к подбородку. Рот при этом не закрывать. Упражнение проводить под счет взрослого.
«Горка»
Губы в улыбке, рот открыт. Кончик языка упирается в нижние зубы. Выгнуть язык горкой, упираясь кончик языка в нижние зубы.
«Чашечка»
Широко открыть рот и положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Приподнять края языка, не касаясь верхних зубов. Удерживать язык в таком положении 3-7 секунд.
«Чистим зубки»
Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка сначала с внутренней стороны, затем с наружной «почистить» поочередно нижние и верхние зубы.
«Иголочка»
Рот открыть. Язык высунуть далеко вперед, напрячь его, сделать узким. Удерживать язык в таком положении 3-7 секунд.
«Вкусное варенье»
Высунуть широкий язык, облизать верхнюю и нижнюю губу, убрать язык в глубь рта. Повторить несколько раз.
«Белочка прячет орешки»
Рот закрыт. Кончик языка с напряжением поочередно упирается в щеки. На щеках образуются твердые шарики.
«Крокодил»
Покусывать кончик языка передними зубами.
«Лошадка»
Присосать язык к небу, щелкнуть языком. Щелкать медленно, сильно. Тянуть подъязычную связку.
«Грибок»
Раскрыть рот. Присосать язык к небу. Не отрывая язык от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть. В отличие от упражнения «Лошадка» язык не должен отрываться от неба.
«Помидоры – толстячки, огурцы – худышки»
Поочередно надувать, втягивать щеки.