Приложение МААМ

Памятка для родителей «Создание развивающей среды дома»

Ольга
Памятка для родителей «Создание развивающей среды дома»
▼ Скачать + Заказать документы

ПАМЯТКА на тему:

«Развивающая предметная среда дома»

Дорогие родители!

Создание развивающей среды, т. е. такой обстановки, в которой лишь при небольшом косвенном руководстве взрослых, ребенок более активно и глубоко познаёт окружающий мир – важное условие воспитания. Вполне естественно, что ребенок должен осваивать все пространство квартиры, но у него должно быть и свое пространство, оборудованное с учетом его психофизиологических особенностей и воз-можностей.

Публикация «Памятка для родителей „Создание развивающей среды дома“» размещена в разделах

Решением такой проблемы могут стать наши добрые советы по организации важных развивающих зон в домашней обстановке.

«Ну-ка, зеркальце, скажи.»

Дети дошкольного возраста любят рассматривать себя в зеркало, и мы советуем предоставить им такую возможность. Разместите в квартире трельяж, с его помощью ребенок может и должен увидеть себя сбоку, т. е. в профиль. Это, если хотите, своего рода адаптация внешнего вида к самому себе, что чрезвычайно важно - жить в ладу с самим собой. На полочке рядом хорошо бы поместить маленькое зеркальце с ручкой. Оно поможет малышу увидеть себя сзади.

Кроме того, на полочке мы рекомендуем расположить расчески и набор детской косметики (в зависимости от пола ребенка). Если зеркало в прихожей, то уходя из квартиры, ребенок учится приводить себя в порядок. А вернувшись с прогулки, дошкольник осматривает себя вновь и меняет в случае необходимости, что-либо в своей внешности. Тут же в прихожей помещается на обувной полке щетка и ложка для обуви.

При наличии таких условий у ребенка, несомненно, начнет формироваться культура своего внешнего вида и известные качества трудолюбия, самообслуживания, самостоятельности.

«Важность детских плечиков»

Где мы храним детскую одежду на каждый день? В шкафу, а то, что носится сегодня, оставляем на стульях.

Хорошо, когда ребенок имеет свой стульчик и вешает всю одежду туда. Но лучший вариант - приобрести детские плечики. Количество таких плечиков соотносится с количеством одежды. Ее размещение по сезонам, немногослойно воспитывает внешнюю культуру поведения, бережливость и аккуратность - далеко не последние нравственные качества, нужные каждому человеку. Именно в дошкольном возрасте формируется привычка складывать аккуратно свою одежду.

«Уголок потерянных вещей»

Соблюдать порядок в доме можно легко и действенно, если в игровой форме предложить ребёнку быть Главным по дому и дать задание: чтобы не было у нас «Маш-растеряш», если кто увидит, что вещь лежит не на месте - сразу же несём её в этот уголок. Очень важен такой уголок для воспитания собранности.

«Вышиваем - мастерим»

в квартире продумывается уголочек будущей мастерицы или уголок умелых мужских рук. Для девочек - в него необходимо поместить шкатулку с клубочками, нитками, лоскутками разных тканей, обязательны ножницы. Из них можно делать занимательные аппликации. Для мальчиков - положите дощечку, на которую можно прибивать гвозди небольшим молотком. Привлекайте к воспитанию мальчиков – отцов.

«Альбомы по интересам»

Как узнавать, развивать, формировать интересы ребенка? Мы предлагаем идти путем проб и ошибок в тех случаях, когда нет у ребенка к 4 - 5 годам явно выраженных положительных интересов. С этой целью советуем приобрести несколько альбомов для коллекций. Важно познакомить ребенка с новым словом и предложить собирать и наклеивать, всё, что ему нравится. Например: фантики от конфет, открытки с изображением цветов, картинки с изображением машин, иллюстрации с изображением игрушек, иллюстрации с изображением животных и т. д. Работу эту надо делать ненавязчиво, необязательно, по мере возникновения желания самого ребенка и косвенно руководить этим процессом. Пусть ребенок в дальнейшем бросит заниматься этим делом, а интерес у него проявится совершенно в другом - такие занятия обязательно оставят положительный след. Ведь собирать по теме - значит систематизировать, обобщать, углублять детские познания.

«Мини-картинная галерея»

Мы с вами, дорогие родители, конечно, не профессионалы и не сможем в полной мере объяснить дошкольнику особенности пейзажных картин, композиционное построение, наложение света и тени, подбор красок и многое другое, но важно приучить глаз ребенка к живописи, графике, скульптуре малых форм с детства.

Сейчас можно приобрести иллюстрации и приобщить к изобразительному искусству дошкольника. Если вы откликнетесь на это начинание, то рекомендуем в определенной системе подавать данный материал, причем подавать лучше ненавязчиво и к месту, например: «Наступила ранняя весна. Хорошо бы сравнить наш вид за окном с картиной художника Саврасова «Грачи прилетели».

В этом случае будущий школьник не будет равнодушно скользить глазами по картинам, посещая выставки, зная, что живопись способна не только доставлять радость, но и вдохновлять на творчество.

«Мешочек добрых дел».

В наш стремительный век, время резких контрастов окружающей нас жизни, нужно бы не опоздать и сделать самое главное дело: заложить семена доброты в наших детей. Сейчас же добрые чувства у дошкольников становятся всё более дефицитными.

Здесь же мы рекомендуем использовать идею замечательного, выдающегося педагога современности Амонашвили и организовать «Мешочек добрых дел». Обыкновенный, но симпатичный, с яркой аппликацией или вышивкой. Положите рядом коробочку с наличием мелких предметов: камешков, ракушек. За каждое сделанное доброе дело в мешочек помещайте мелкий предмет.

Итоги любовно подводятся в субботу или воскресенье, а то и ежедневно. Главное в данном - случае - умело руководить этим процессом, не использовать мешочек как средство поведения ребенка напоказ. Добрых дел дошкольник может совершить целое множество: поделиться вкусной конфетой, помочь бабушке, пожалеть котенка и другое. Важно вовремя заметить, поддержать, похвалить ребенка, поговорить о добрых делах, обнять, когда вы вместе подсчитаете и увидите, что в мешочке у вашего ребенка много камешков.

«Детская лаборатория - это серьезно»

Мы знаем, что ребенок сам по себе исследователь. Часто дети ломают игрушки, пытаясь исследовать предмет, попавший в руки. И почти всегда получает замечание от взрослых. А это явление надо всячески поддерживать. Полезнее создать детскую лабораторию, т. е. собрать в ящичке или на специальной полочке нужные для детского исследования предметы: магниты, бинокль, увеличительные стекла, термометры, микровесы, компасы (а, может быть папы еще что-нибудь добавят, исходя из интересов своего ребенка).

Организуя такую лабораторию, нужно в обязательном порядке постепенно вводить новые предметы и показывать способы действия, т. е. для чего они нужны, где и как они используются. Вводить предметы для исследований рекомендуется постепенно.

«Шкаф находок»

Известные педагоги придают огромное значение всем мелочам, касающимся воспитания детей. В данном случае мы предлагаем организовать в семье «Шкаф находок». В этот шкаф ребенок-дошкольник, приносит все необычное, что находится в окружающем мире и природе и может быть интересным для описания, сравнения, воспитания наблюдательности. Это может быть коряга, красивый листочек, фантик, камешек. Важно для поддержания интереса развивать беседу, в которой развивается речь и фантазия:

Чем тебе нравится этот камешек? На что (или кого) похож? Давайте вместе придумаем волшебную историю этого камешка. Давай постараемся его интересно назвать. У кого будет самое интересное название, получает поощрение (объятие мамы, поцелуй, конфета, новая книжка, новая находка или многое другое). Хорошо, если эту игру поддержат все члены семьи.

«Уголок ребусов, шарад, головоломок»

Общеизвестно, что родители общаются с ребенком от 15 до 30 минут. Имеется в виду прямое общение, т. е. время, когда мама или папа что-нибудь читают, рассказывают, что-то вместе мастерят. Конечно, есть семьи, где эта статистика сильно колеблется в ту или другую сторону. Но мы говорим о типичном семейном явлении. В этих случаях особо важна семейная развивающая среда.

Чтобы развить такие качества как сообразительность, гибкости ума, хорошая память, быстрота реакции - постарайтесь организовать уголок шарад, ребусов, головоломок. Множество книжек, живых букварей, рабочих тетрадей по математике, по окружающему миру содержат картинки-задания, которые необходимо подбирать с учетом возраста дошкольника.

Соблюдайте принцип: «Учите, играя»!

Тогда возникнет стойкий интерес решать интересные задачи, и будущих школьников будет интересовать уже не столько игровой замысел, иллюстрации, а результат их умственного труда.

«Книга в вашем доме»

Можно было бы опустить разговор о книгах, если бы мы с вами на этапе дошкольного возраста в полной мере выполняли основную задачу развития интереса к книге. Ведь он формируется поэтапно: вначале ребёнок рассматривает иллюстрации, слушает содержание, а затем приступает к чтению. Именно в семье зарождается бережное отношение к книге. Технические средства – мощные соперники книг: телевизоры, компьютеры - зрелищно показывают мир вокруг, увлекают детей, привязывают их внимание к себе.

Дошкольники на уровне подсознания понимают, что для просмотра фильма не нужны никакие усилия. Для слушания, а тем более для чтения нужны волевые усилия. В связи с этим мы советуем внимательно отнестись к подбору книг для домашнего чтения. До 3-х - 4-х лет детей должны окружать книжки-картинки типа раскладушек, с преобладанием иллюстраций и короткого текста.

После 3-х лет важно придерживаться одного из основных правил: в поле зрения ребенка должно находиться не более 3-5 книжек с яркими иллюстрациями и доступным для этого возраста сюжетом.

Хорошо периодически обновлять, книжный репертуар, вводя по одной книжечке, причем с сюрпризом или поощрением. Например, говоря: «Сегодня тебе кошка прислала очень интересную книжку «Кошкин дом», «Мы с бабушкой решили подарить тебе новую сказку - ведь ты очень любишь и бережешь книжки».

Вы сами убедитесь в том, что очень большое количество книжек не воспитывает ребёнка, он теряется в них, не понимает, что нужно их беречь, не складывает их на место, которое должно быть постоянным.

В 5 лет крайне важно сказать ребенку, что у нас дома есть детская Библиотека. Вместе с ребенком ее можно правильно систематизировать: сказки, книжки одного автора, книжки по временам года, книги зарубежных авторов, загадки, пословицы, азбуки, энциклопедии. Очень хорошо дать название своей библиотеке и постепенно ее накапливать.

Отметим, что каждый ребенок избирательно выбирает полюбившуюся только ему книжку. Нас порой удивляет его выбор. Он непрестанно и по много раз просит еще читать ее. Удовлетворяйте его желания - ребенок дошкольного возраста сживается с героями сказок или рассказов - они все его близкие друзья и советчики.

Постоянно расширяйте поле его книжного зрения, ориентируя малыша на все полезное, художественно и нравственно ценное.

Обращайте внимание на полиграфию, на оформление иллюстраций, конечно, на содержание.

Ребенку очень важно быть знакомым наряду со сказками, с формами малого фольклора, зарубежными стихами и рассказами. Читайте вместе все сокровища детской литературы - классикой, а именно произведения Толстого, Чуковского, Маршака, Чарушина, Агнии Барто и других известных вам авторов.

«Нужна ли дома волшебная палочка»

Известно, что дошкольник не различает реальный и воображаемый мир. Но постепенно, где-то к 5, 6 и уж, конечно, к 7 годам дети могут и должны понимать, что так бывает, а так не бывает, а что просто написано в сказках. Но сказки они продолжают любить и читаем мы их еще очень долго. И это естественно.

Приведем такой пример. В 3-4 года младший дошкольник верит в настоящего Деда Мороза. И ждет его с нетерпением. В 6-7 лет ребенок уже или почти не верит, но ждет его с таким же нетерпением. Мы с вами, смотрим иногда фильм и наверняка знаем, что так в реальной жизни не бывает, а все равно смотрим, потому что интересно. Создавать дома каждодневный интерес для дошкольников - одна из наших маленьких задач. Не лишайте ребенка желания верить в чудо!

Волшебная палочка, которую можно сделать самим дома, может служить средством переключения внимания ребенка, может помочь поощрить малыша, помочь сюрпризно внести новую игрушку или книжку, а может, помочь укладывать спать. Полезна она еще и тем, что возникает естественным путем обратная связь - с волшебной палочкой начинает играть сам ребенок, оперируя ею в действиях, в игре.

«Моя родословная, или ленточка моей жизни»

Мы уже отмечали выше, что детям нравится свое собственное отображение. Значит, на виду, хорошо бы иметь свои собственные фотографии. Еще лучше - когда ребенок постоянно может видеть перед собой семейную фотографию: папа, мама, я. Но еще лучше, когда рядом фотографии из нашей родословной. Раньше в семьях была традиция: на видном месте, в центре комнаты висела семейная фотография – прабабушек, дедушек. Невольно формировалось почтение к старшим родным. Сейчас на видном месте модные картины. Но важно найти скромное, но достаточное место и семейным фотографиям, пусть в альбоме, но под рукой, а лучше в открытом видном месте.

Для того, чтобы не зарастала тропа к предкам, для того, чтобы ребенок, пусть в самом элементарном, первоначальном ва-рианте узнавал истоки своей ленточки жизни. Ведь главное для него в этом вопросе - как родители относятся к своим родителям, к своим корням, к своей родословной.

«Пусть звучит музыка».

Зачастую в доме звучит такая музыка, которую любят сами родители. Давайте в связи с этим обратимся к авторитетным исследователям, и узнаем, из всех искусств особенно музыка развивает правое полушарие головного мозга, т. е. образное мышление. Не стоит удивляться, что дети, обучающиеся музыке быстрее осваивают иностранные языки, память у них лучше и запоминают они больше. Доктор медицинских наук Ю. Змоновский утверждает, что классическая музыка в тихом звучании способствует засыпанию ребенка, легкому, радостному пробуждению, и в целом успокаивает нервную, систему. Значит, наряду с детским репертуаром хорошо бы иметь записи классической музыки.

Наверное, многие из родителей, прочтя эти главы, скажут: где же найти место для всех этих уголков? На что мы хотим сразу же ответить: «Было бы желание - место найдется и в любой квартире!»

Подготовили:

Воспитатель Дубинина О. В.

Психолог Бродская В. В.

Публикации по теме:

Создание развивающей среды по экономическому воспитанию дошкольников Создание развивающей среды по экономическому воспитанию дошкольников Важнейшими задачами современной дошкольной педагогической науки и.

Создание развивающей среды в старшей группеСоздание развивающей среды в старшей группе Визитная карточка старшей группы "ПЧЕЛКИ"Группу посещают - детей Девочек – 11 Мальчиков – 14 Воспитатели: Пескова Светлана Николаевна Черная.

Создание предметно-пространственной развивающей среды для изучения правил дорожного движенияСоздание предметно-пространственной развивающей среды для изучения правил дорожного движения Представляю вашему вниманию макеты зданий изготовленные для изучения правил дорожного движения. Создание атрибутов для сюжетно-ролевых игр:.

Создание предметно-развивающей среды педагога-психологаСоздание предметно-развивающей среды педагога-психолога Уважаемые коллеги, хочу поделиться своим еще совсем небольшим опытом работы педагога-психолога. Два года назад, закончила ВУЗ и устроилась.

Создание развивающей образовательной среды в соответствии с ФГОС ДОСоздание развивающей образовательной среды в соответствии с ФГОС ДО Автор: Абрашкина Оксана Ивановна воспитатель МБДОУ «Детский сад № ««Якорек» поселок Усть-Мая Усть-Майского района Республика Саха (Якутия).

Создание развивающей предметно-пространственной среды. Центр познавательного развития для детей с ОВЗ Создание оптимальной развивающей предметно-пространственной среды как средство успешного формирования математических представлений детей.

Создание развивающей среды в группеСоздание развивающей среды в группе С начала этого года и работы в новом детском саду, где всё приходиться создавать с нуля, я хочу подедиться с вами опытом создания необычного.

Создание эколого-развивающей среды в ДОУ Доклад на тему: Создание эколого-развивающей среды в ДОУ Воспитателя Пинчук А. В. 2017г. В современном мире проблемы экологической среды.

Взаимодействие с родителями. Вовлечение родителей в создание развивающей среды в группе и на участке.Взаимодействие с родителями. Вовлечение родителей в создание развивающей среды в группе и на участке. Вопрос о вовлечении родителей в жизнь и образовательный процесс детского сада, а также вопрос о воспитании своего ребенка, остается важным.

Вовлечение родителей в создание предметно-развивающей среды в системе дошкольного образования с учётом гендерного подходаВовлечение родителей в создание предметно-развивающей среды в системе дошкольного образования с учётом гендерного подхода Сегодня в обществе продолжает идти становление новой системы дошкольного образования. В соответствии с законом Российской Федерации «Об.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Памятка для родителей «Создание развивающей среды дома»
Опубликовано: 12 ноября 2018 в 16:23
+31Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Памятка для родителей «Создание развивающей среды дома»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга (УИ 171442) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД