Татьяна Усманова
Пальчиковые игры с использованием массажного мячика в работе с детьми раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Пальчиковые игры с использованием массажного мячика в работе с детьми раннего возраста
Хорошая речь является важнейшим условием всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, активнее протекает процесс его психического развития. Ученые и практики отмечают, что речевые способности ребенка зависят не только от артикуляционного аппарата, но и от движения рук. Тренировка пальцев рук влияет на созревание речевой функции. От степени сформированности мелкой моторики пальцев рук зависит речевое развитие ребёнка. Так И. П. Павлов сказал: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга». В. А. Сухомлинский говорил: «Ум ребёнка находиться на кончиках его пальцев».
Темочки:
- Игры для детей
- Массажные мячики и шарики Су-Джок
- Мелкая моторика
- Младшая группа
- Мяч, мячик
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Самомассаж, игровой массаж в детском саду
- Темочки
Пальчиковые игры развивают творческие способности, скорость реакции детей, малыши лучше усваивают такие понятия, как «выше», «ниже», «лево», «право», разучивают счет, да и просто играют, получая удовольствие.
Известный исследователь детской речи М. М. Кольцов писал: «Движение пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связаны с речевой функцией. Развитие руки и речи у людей шло параллельно, то есть одновременно. Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи».
На сегодняшний день в арсенале тех, кто занят воспитанием и обучением детей дошкольного возраста имеется обширный практический материал, который способствует эффективному речевому развитию ребенка. Весь практический материал можно условно разделить на две группы: помогающий непосредственному речевому развитию ребенка, и опосредованный, к которому относятся традиционные здоровье сберегающие технологии. Для развития интеллектуальных и речевых возможностей ребенка можно использовать самые разнообразные традиционные технологии и средства развития.
Одной из традиционных технологий является массаж ладошек. На кистях рук и стопах в строгом порядке располагаются биологически активные точки, соответствующие всем органам и участкам тела.
В своей работе мы используем технологию «Пальчиковые игры с использованием массажного мячика в работе с детьми раннего возраста»
Цель: способствовать активизации речевого общения посредством пальчиковых игр с использованием массажного мячика
Задачи:
• способствовать закаливанию организма ребёнка;
•с помощью массажного мяча воздействовать на биологически активные точки, находящиеся на поверхности ладоней;
• способствовать развитию мелкой моторики рук, мышечной силы;
• обогащать и расширять словарный запас;
•использовать эффективные приёмы, обеспечивающие развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребёнка
Знакомство с мячиком проводится в 3 этапа:
• Знакомство с массажным мячиком и правилами его использования,
• Закрепление приёмов работы в играх и упражнениях по развитию речи,
• Самостоятельное использование мячика в игре.
Форма организации: индивидуальные, подгрупповые и фронтальные занятия.
Приёмы работы с детьми :
• удерживать колючий мячик на расправленной ладошке каждой руки;
• удерживать мячик расправленной ладошке левой руки, прижатый сверху правой ладошкой и наоборот;
• сжимать и разжимать мячик в кулачок каждой рукой;
• каждым пальчиком надавливать на иголочки мячика каждой руки;
• удерживать колючий мячик тремя пальчиками каждой руки (большой, указательный, средний);
• захватывать колючий мячик тремя пальчиками и передвигаться им по дорожкам разной конфигурации;
• прокатывать колючий мячик по ладошке правой и левой руки круговыми движениями в разные стороны;
• прокатывать колючий мячик вдоль расправленных ладошек вверх-вниз.
При выполнении упражнений с массажными мячиками важно соблюдать ряд требований:
• чередовать медленный и быстрый темп выполнения движений;
• соблюдать принцип «от простого к сложному» (сначала ребёнок учиться работать ведущей рукой, затем не ведущей, и наконец, обеими руками одновременно);
• перед выполнением упражнения показывать движения, сопровождая их словесной инструкцией;
• каждое упражнение давать в игровой форме.
Упражнения из книги Ермаковой И. А.
"Развиваем мелкую моторику у малышей"
Мяч находится между ладоней ребёнка, пальцы прижаты друг к другу. Делайте массажные движения, катая мяч вперёд-назад.
2. Мяч находится между ладоней ребёнка, пальцы прижаты друг к другу. Делайте круговые движения, катая мяч по ладоням.
3. Держа мяч подушечками пальцев, делайте вращательные движения вперёд (как будто закручиваете крышку).
4. Держа мяч подушечками пальцев, с усилием надавите ими на мяч (4—6 раз).
5. Держа мяч подушечками пальцев, делайте вращательные движения назад (как будто открываете крышку).
6. Подкиньте мяч двумя руками на высоту 20—30 см и поймайте его.
7. Зажмите мяч между ладонями, пальцы сцеплены в "замок", локти направлены в стороны. Надавите ладонями на мяч (4—6 раз).
8. Перекладывайте мяч из одной ладони в другую, постепенно увеличивая темп.
Упражнения с использованием мячика обогащают знания ребенка о собственном теле, развивают тактильную чувствительность, мелкую моторику пальцев рук, опосредованно стимулируют речевые области в коре головного мозга, а так же способствуют общему укреплению организма ребенка. Пальчиковая гимнастика с применением массажного мячика - уникальное средство для развития речи детей. Она сопровождается чтением стихотворения. Дети повторяют слова и выполняют действия с мячиком в соответствии с текстом. Массажный мячик – эффективное средство расслабления мышц. Пупырчатая поверхность мяча воздействует на нервные окончания, улучшает приток крови и активизирует кровообращение. При выполнении упражнений с массажным мячиком задействуются глубокие мышечные структуры.
В результате использования массажного мячика :
-осуществляется благоприятное воздействие на весь организм;
-стимулируются речевые зоны коры головного мозга;
-развивается координация движений и мелкая моторика;
-развиваются произвольное поведение, внимание, память, речь и другие психические процессы, необходимые для становления полноценной учебной деятельности. Использование специальных комплексов разнообразных игр и упражнений наиболее способствует активизации речевой деятельности.
Игровые упражнения для детей с массажным мячиком
Массаж пальцев мячиком «Вышли пальцы погулять»
(ребенок поочередно катает мячик из центра ладошки к каждому пальчику, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики).
Раз - два - три - четыре - пять, (разгибает пальцы по одному и кладет мячик в центр ладошки)
Вышли пальцы погулять,
Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.
Этот пальчик для того, чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.
А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.
«Орех»
Движения соответствуют тексту
Я катаю свой орех
По ладоням снизу вверх.
А потом обратно,
Чтоб стало мне приятно.
Я катаю свой орех,
Чтобы стал круглее всех
«Волшебный шарик».
(ребёнок выполняет движения в соответствии с текстом)
Этот мячик непростой, (любуемся шариком на левой ладошке)
Он колючий, вот какой. (накрываем правой ладонью)
Будем с мячиком играть
И ладошки согревать. (катаем шарик горизонтально)
Раз катаем, два катаем
И ладошки согреваем. (катаем шарик вертикально)
Раз катаем, два катаем
И ладошки согреваем. (катаем шарик горизонтально)
Катаем, катаем, катаем
Сильней на мячик нажимаем (катаем шарик вертикально)
Как колобок мы покатаем,
Сильней на мячик нажимаем. (катаем шарик в центре ладошки)
«Иголки»
Ребенок катает мяч между ладонями, по запястью, ножкам и т. д. сначала медленно, а потом ускоряя темп.
У сосны, у пихты, ёлки
Очень колкие иголки.
Но еще сильней, чем ельник,
Вас уколет можжевельник.
«Еж и кошка»
Ежика возьмем в ладошки (берем массажный мячик)
И потрем его слегка, (в одной ручке держим мячик, другой проводим по нему)
Разглядим его иголки, (меняем ручку, делаем то же самое)
Помассируем бока. (катаем между ладошек)
Ежика в руках кручу, (пальчиками крутим мячик)
Поиграть я с ним хочу.
Домик сделаю в ладошках – (прячем мячик в ладошках)
Не достанет его кошка. (прижимаем ладошки к себе)
«Семья».
Ребенок поочередно надавливает мячиком на каждый палец, начиная с большого, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики. Упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой руке.
Этот пальчик – дедушка.
Этот пальчик – бабушка.
Этот пальчик - папенька.
Этот пальчик – маменька.
Этот пальчик – Ванечка.
«Черепаха».
Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой руке.
Шла большая черепаха.
И кусала всех от страха, (дети катают мячик между ладоней)
Кусь, кусь, кусь, кусь. (надавливают ритмично на мячик, перекладывая из руки в руку).
Никого я не боюсь. (дети катают мячик между ладоней).
«Мальчик–пальчик не зевай, мячик ты скорей поймай».
Дети катают мячик поочередно пальчиками одной руки к ладошке другой руки, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики.
Раз – два – три – четыре – пять,
Вышли пальцы погулять,
Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.
Этот пальчик для того, чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.
«Шарик-колючка»
Этот шарик не простой (Движения выполняются по тексту)
Весь колючий, вот такой.
Меж ладошками кладем
Им ладошки разотрем.
Вверх и вниз его катаем
Свои ручки развиваем!
Можно шар катать по кругу
Перекидывать друг другу.
1, 2, 3, 4, 5 –
Всем пора нам отдыхать!
Ещё можно использовать массажный мячик для развития памяти и внимания у детей.
Ребё нок должен выполнить инструкцию:
- возьми мячик ладошкой правой руки,
- возьми мячик в правую руку, и спрячь за спину,
- возьми мяч в левую руку, и спрячь под стол и т. д.
Использование массажного мячика при автоматизации звуков.
Например: звук Ш. (ребенок поочередно надавливает на массажный мячик каждым пальчиком, одновременно проговаривая стихотворение).
На правой руке:
Этот малыш-Илюша, (на большой палец)
Этот малыш-Ванюша, (указательный)
Этот малыш-Алеша, (средний)
Этот малыш-Антоша, (безымянный)
А меньшего малыша зовут Мишуткою, друзья. (мизинец)
На левой руке:
Эта малышка-Танюша, (на большой палец)
Эта малышка-Ксюша, (указательный)
Эта малышка-Маша, (средний)
Эта малышка-Даша, (безымянный)
А меньшую зовут Наташа. (мизинец)
Игры для развития фонематического слуха и восприятия:
«Телеграф».
«Мячик мы ладошкой стук, если слышим нужный звук»
«Какой звук?»
«Сосчитай, не ошибись» (для детей постарше)
Простучи мячиком заданный ритмический рисунок.
Стукни ладошкой по мячику, когда услышишь заданный звук
Покажи соответствующий заданному звуку (слогу) мячик,
(синий — твердый звук, зеленый – мягкий, услышав слог или слово с ним
Спрячь мячик в ладошке, если звука там нет.
Возьми столько мячиков, сколько раз услышишь данный звук среди других, слогов, слов с этим звуком.
Список литературы
1. Л. Г Голубева Гимнастика и массаж для самых маленьких : Пособие для родителей и воспитателей-М: Мозаика-Синтез, 2006-72с
2. Т. А Воробьёва, О. И. Крупенчук Логопедические игры с мячом : Мяч и речь – СПб: Дельта, 2016-96с
3. И. А. Ермакова Развиваем мелкую моторику у малышей: Литера, 2023-32с
4. О. А. Зажигина Игры на развитие мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования, Санкт-Петербург: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2018-96с
5. Е. М. Косинова Уроки логопеда Игры на развитие речи Москва: ЭКСМО, 2011-192с