Зольникова Тамара
Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраст
▼ Скачать + Заказать документы
Мелкая моторика - это способность выполнения мелких движений пальцами и руками посредством скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем. Мелкая моторика начинает развиваться с младенческого возраста естественным образом. Сначала ребёнок учится хватать предмет, после появляются навыки перекладывания из руки в руку, в дальнейшем ребенок, подрастая, учится держать ложку, карандаш. С возрастом моторные навыки становятся более разнообразными и сложными. Увеличивается доля действий, которые требуют согласованных движений обеих рук.
Публикация «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраст» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
С развитием мелкой моторики тесно связано развитие речи. Дети, которым удается повторить изолированные движения пальцами, хорошо говорят. И, наоборот, у плохо говорящих детей пальцы либо напряжены и сгибаются только все вместе, либо, напротив - вялые, ватные и не делают отдельных движений. Таким образом, пока движения пальцев не станут свободными, добиться развития речи у детей не удается.
Мария Монтессори говорила, что каждое движение ребёнка - это ещё одна складочка в коре больших полушарий. Упражнения в повседневной жизни очень важны для маленьких детей. Тренировка пальцев рук является мощным тонизирующим фактором для коры головного мозга.
Пальчиковые игры – это веселые упражнения для пальчиков и ручек, инсценировка с их помощью каких-либо стихотворений, историй, сказок. Пальчиковые игры являются важной частью работы по развитию мелкой моторики рук у дошкольников. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны для детей, а также исключительно полезны для их общего развития :
1. Тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.
2. Активизируют моторику рук и вырабатывают ловкость и умение управлять своими движениями. Пальцы и кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.
3. Способствуют развитию творческой деятельности.
4. Учат ребенка концентрировать внимание и правильно его распределять.
5. Развивают память. В пальчиковых играх нужно запомнить и положение пальцев рук, и последовательность движений, и просто стихи.
6. Развивают эмоциональность и формируют добрые взаимоотношения между детьми
Пальчиковые игры – увлекательное и интересное занятие для детей, и для взрослых. В них могут играть родители со своими детьми, и могут применять в работе воспитатели ДОУ. Пальчиковые игры можно использовать в любое время, как в режимных моментах, так и при непосредственной образовательной деятельности. Не следует забывать некоторые правила:
1. Перед каждой игрой настройте детей, найдите способ их заинтересовать.
2. Прежде чем разучивать новую пальчиковую игру с детьми, попробуйте поиграть самостоятельно, добейтесь четких движений руки и пальцев.
3. При разучивании новой игры все движения пальцев и рук выполняются показывающим взрослым медленно. Если ребенок не может самостоятельно выполнить требуемое движение, надо взять его руку, в свою и действовать вместе с ним.
4. Нужно добиваться, чтобы дети выполняли движения кистями и пальцами с оптимальной амплитудой и нагрузкой. От небрежных и вялых движений пользы не будет.
5. Следует проводить различные пальчиковые игры, используя растяжение, сжатие, расслабление кисти руки и изолированные движения каждого пальца. Игры должны быть, как для правой, так и для левой руки.
6. Пальчиковые игры нужно проводить ежедневно и систематически, чтобы приобретенные навыки закреплялись. Следует повторять хорошо знакомые, полюбившиеся детям игры и одновременно разучивать новые.
7. Продолжительность пальчиковых игр зависит от возраста детей. Для младшего дошкольного возраста (до 3 - 4 лет) рекомендуемое время - от 3 до 5 минут, для среднего и старшего дошкольного возраста (4 - 7 лет) - 10-15 минут в день.
Таким образом, целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста, при тесном взаимодействии с родителями, а также слаженная и умелая работа пальчиков малыша оказывает положительное воздействие на весь организм в целом.