Тимонова Ирина
Пальчиковые игры для развития речи дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Учеными доказано, что ежедневный массаж кисти, пальцевые упражнения и занятия с ребёнком по овладению навыками речи ускоряют её развитие на 3 – 4 недели уже в первом полугодии второго года жизни ребёнка. Двигательная активность кисти увеличивает запас слов, способствует осмысленному их использованию.
Пальчиковые упражнения разнообразны по содержанию. Их можно разделить на группы, определив значение.
Какие же это игры?
Игры – манипуляции.
Публикация «Пальчиковые игры для развития речи дошкольников» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
«Пальчик, пальчик, где ты был?», «Ладушки – ладушки», «Сорока – белобока», «Мы делили апельсин», «Этот пальчик хочет спать», «Этот пальчик – дедушка», «1-2-3-4, кто живёт в моей квартире?» - ребёнок поочерёдно загибает каждый пальчик. Эти упражнения он может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение : в каждом пальчике ребёнок видит тот или иной образ.
Сюжетные пальчиковые упражнения.
«Распускается цветок», «Грабли», «Ёлка», «Мышка».К этой группе относятся упражнения, которые позволяют детям изображать предметы транспорта и мебели, диких и домашних животных, птиц, насекомых, деревья.
Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой.
Ребёнок может поочерёдно соединять пальцы каждой руки друг с другом, или выпрямлять по очереди каждый палец, или сжимать пальцы в кулак и разжимать и в это время произносить звуки: б-п; т-д; к-г.
Пальчиковые кинезиологические упражнения (гимнастика мозга).
С помощью таких упражнений компенсируется работа левого полушария. Их выполнение требует от ребёнка внимания, сосредоточенности.
«Колечко» - поочерёдно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем.
«Кулак – ребро – ладонь» - последовательно менять три положения сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе.
«Ухо – нос» - левой рукой взяться за кончик носа, правой – за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки и поменять их положение.
«Симметричные рисунки» - рисовать в воздухе обеими руками зеркальные симметричные рисунки (начинать лучше с круглых предметов. Главное, чтобы ребёнок смотрел во время «рисования» на свою руку).
«Горизонтальная восьмёрка» - нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости цифру 8 три раза – сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками.
Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук.
В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения – разминание, растирание, надавливание, пощипывание (от периферии к центру).
«Помоем руки под горячей струёй воды», «надеваем перчатки», «Засолка капусты», «Согреем руки», «Молоточек», «Гуси щиплют траву».
Для более эффективного самомассажа кисти используют грецкий орех, каштан, шестигранный карандаш, массажный мячик.
Театр в руке.
Позволяет повысить общий тонус, развивает внимание и память, снимает психоэмоциональное напряжение.
«Бабочка», «Сказка», «Рыбки», «Осьминожки»