Алена Жданова
Пальчиковые игры для малышей (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Пальчиковые игры для малышей.
Все мы помним детские поговорки, потешки, песенки. Но особенно остаются в памяти те, которые сопровождаются пальчиковыми играми.
«Сорока- ворона, кашу варила, деток кормила….». Или: «Идет коза рогатая, за малыми ребятами. Кто кашу не ест, молока не пьет, того бу… забоду, на рога посажу».
Публикация «Пальчиковые игры для малышей (из опыта работы)» размещена в разделах
Работая детьми 2-3 лет, я широко использую пальчиковые игры в целях развития мелкой моторики и речи ребенка. Именно в процессе этих игр развивается память, скорость реакции, концентрируется внимание, дети учатся общаться, ориентироваться в пространстве.
Ученые отмечают, если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Используя пальчиковые игры, предлагаю детям загибать и разгибать в кулачок пальчики как левой, так и правой руки, используя следующие стишки:
«Этот пальчик дедушка,
Этот пальчик бабушка,
Этот пальчик папочка,
Этот пальчик мамочка,
Этот пальчик я».
Если упражнения вызывают у детей некоторые трудности, то помогаю ребенку удерживать остальные пальчики от непроизвольных движений.
«Этот пальчик хочет спать.
Этот пальчик — прыг в кровать!
Этот пальчик прикорнул.
Этот пальчик уж заснул.
Встали пальчики. Ура!
В детский сад идти пора».
В этих стишках можно сгибать пальцы, начиная то с большого, то с мизинца, то на правой, то на левой руке.
Для тренировки пальцев использую упражнения и без речевого сопровождения. Ребенку объясняю выполнение того или иного задания. «Пальчики здороваются» - кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца.
«Человечек» - указательный и средний пальцы правой руки «бегают» по столу.
«Слоненок» - средний палец выставлен вперед (хобот, а указательный и безымянный - ноги. Слоненок «идет» по столу.
Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма.
Подобрала фигурки, которые изображают предметы, животных, птиц. Все фигурки с небольшим стихотворным сопровождением и рисунками. При выполнении каждого упражнения стараюсь вовлекать все пальчики, упражнения выполнять как правой, так и левой рукой.
Когда ребенок освоит свободное выполнение фигурок, то упражнения можно усложнить: разыгрывание небольших сценок, пересказ коротких рассказов с сопровождением построения фигур из кисти и пальцев рук.
Например, такой рассказ.
«Кот Васька увидел на дереве гнездо. В гнезде жили птенчики (изображаем фигурку кота, дерево, гнездо с птенчиками). Кот Васька захотел съесть птенцов и полез на дерево. Но тут прилетела птичка-мама, которая стала защищать своих птенцов (изобразить птичку). Кот испугался и убежал (изобразить кота). При хорошей фантазии можно придумывать и
рассказывать сказки, которые тоже можно сопровождать изображением различных фигурок из пальцев. Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись ребенком легко, без труда, чтобы занятия приносили ему радость.
Любят дети выполнять фигурки из пальцев :
Домик
«Дом стоит с трубой и крышей,
На балкон гулять я вышел».
Ладони направлены под углом, кончики пальцев соприкасаются; средний палец правой руки поднят вверх, кончики мизинцев касаются друг друга, выполняя прямую линию (труба, балкон).
Лодка
«Лодочка плывет по речке, оставляя на воде колечки».
Обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням (как ковшик)
Пароход
«Пароход плывет по речке,
И пыхтит он, словно печка».
Обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты (как ковшик, а большие пальцы подняты вверх.
Шарик
«Надуваем быстро шарик.
Он становится большой.
Вдруг шар лопнул, воздух вышел -
Стал он тонкий и худой».
Все пальчики обеих рук в «щепотке» и соприкасаются кончиками. В этом положении дуем на них, при этом пальчики принимают форму шара. Воздух «выходит», и пальчики принимают исходное положение.
Играя с пальчиками, малыши расширяют свои представления об окружающем мире и легко запоминают текст.
«Ай, ду-ду, ду-ду, ду-ду (изображают игру на дудочке).
Потерял пастух дуду.
А я дудочку нашла.
Пастушку я отдала.
На-ка, милый пастушок,
Поспеши-ка на лужок.
Там буренка лежит (показывают рожки).
На теленка глядит.
А домой не идет (грозят пальчиком).
Молочка не несет.
Надо кашку варить (показывают, как мешают кашку).
Надо Машу кормить.
Другое стихотворение:
«Зайка, зайка, где твой носик?
Вот здесь. Вот здесь. (Показывают носик пальчиком).
Зайка, зайка, где твой хвостик?
(Показывают пальчиком).
Вот здесь, вот здесь.
Где твои ушки?
Ушки на макушке. (Показывают руками, как шевелятся ушки).
«Пальчики».
Приложить ладони друг к дружке, стучать пальчиками.
Тук-тук, тук- тук. Что за странный перестук?
Это пальчики стучат, поиграть они хотят. С Танечкой играются, пальцы открываются.
Пальчики.
«Наши пальчики проснулись, потянулись и встряхнулись (стучат пальчики о ладошки).
По ладошке побежали, поскакали, поскакали (побежали по ладошке).
Ух! Устали. Отдохнем немножко. Пусть поспят ладошки.
(Положить ручки на коленки).
Паучок.
«Чок, чок, чок, чок, лезет мудрый паучок (пальчики правой ручки движутся по левой ручке).
Паутинку плетет, там обед себе найдет».
Птичка.
Левой рукой поглаживают ладонь правой руки.
«Птичка, птичка, вот тебе водичка.
Вот тебе крошки на моей ладошке».
Молоточек.
Пальцами левой руки стучат по ладони левой руки и наоборот.
«Молоточком постучу, гвоздики заколочу.
Я построю себе дом. Буду жить я в доме том».
Мальчик -пальчик.
(Пальцы сжаты в кулачок)
«Мальчик-пальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил. (разгибается большой палец).
С этим братцем щи варил (разгибается указательный палец).
С этим братцем кашу ел (разгибается безымянный палец).
С этим братцем песни пел (разгибается мизинец).
Организуя такие игры, взрослый должен оставаться ведущим и партнером ребенка. Это позволяет создать более доверительные отношения с ребенком, а он в свою очередь, усвоит лучше и потешку, и движения.