Верхотурова Татьяна Анатольевна
«Сюжетно-ролевые игры» (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Деятельность по самообразованию
Многие детские игры - подражание серьезной деятельности взрослых.
Корчан Янош.
Тема по самообразованию: «Актуализация сюжетно- ролевой игры в социализации личности ребенка дошкольного возраста».
Игра детей -это и развлечение, и обучение, и средство самоисследования, и построение своего «Я» и самооздоровление себя через игру, и координация взаимоотношений в системах «ребенок-ребенок», «ребенок-взрослый».
Публикация «„Сюжетно-ролевые игры“ (из опыта работы)» размещена в разделах
Владимир Даль в своем словаре дает следующею интерпретацию слову «играть» - это значит: шутить, тешиться, веселиться, забавляться, проводить время с потехой, заниматься чем – либо для забавы от безделья и скуки.
Детские игры отличаются большим разнообразием. Но особое место в жизни ребенка занимает сюжетно – ролевая игра, так как только она включает в себя имитацию чего-либо поведения, элементы фантазии, новый способ взаимодействия. В ролевых играх, также проверяют, уточняют свои социальные знания, готовятся к будущей жизни.
Я изучила много методической литературы, как организовать правильно игровую деятельность и определилась с темой по самообразованию "Актуализация сюжетно ролевой игры в социализации личности ребенка". Изучая материал, я выделила взгляды многих учённых, современных педагогов и психологов которые говорят о том, что каждое десятилетие дети стали все меньше и меньше играть и, несмотря на огромное многообразие атрибутов к сюжетно ролевым играм интерес к ним пропадает, а сами игры становятся более примитивными и однообразными. Это, связано с тем, что взрослые все более отдаляются от детей, дети не видят и не понимают деятельности взрослых, плохо знакомы с их трудовыми и личными отношениями. В то же время замечено, что играя современные дошкольники предпочитают воспроизводить в своих играх сюжеты, заимствованные из телевизионных сериалов, и брать на себя не производственные или профессиональные роли взрослых (врача, шофера, повара и т. д., а роли телевизионных героев. Эти наблюдения говорят о том, что наши дошкольники, проводящие слишком много времени у телевизора, лучше знакомы с жизнью и отношениями иностранных героев мультфильмов, чем окружающих их реальных взрослых.
Наблюдая за детьми в начале года, я отметила, что и в моей группе дети также не умеют играть в сюжетно-ролевые игры. Часто в игре дети отражают элементарные бытовые сюжеты, самостоятельно не обогащают игровое содержание; характерно стереотипное разыгрывание одних и тех же сюжетов и ролей. Есть дети, которые не умеют согласовывать свои действия и замыслы в игре с другими детьми, что приводит к конфликтным ситуациям, ребята часто оставляют общую игру до её завершения.
Выбирая для себя роли, желаемых партнеров, в процессе игры, сюжет часто принимал агрессивный характер, что опять говорит о том, что или у детей просто нет опыта игры или они переносят те наблюдения и знания из семьи, ближайшего окружения. Вот поэтому я и решила научить детей играть правильно, и организовала кружок «Почемучка» на бесплатной основе, ведь только в детстве в процессе игры можно научиться правильно взаимодействовать в социуме.
Для начала любой работы необходимо поставить цель, я её определила так «Создание условий для успешного развития и социализации детей дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру»
Исходя из цели, можно выделить следующие задачи:
1. Изучить научно - теоретические основы роли сюжетно-ролевой игры в социализации детей каждой возрастной группы;
2. Создать развивающую предметно-игровую среду;
3. Привлечь внимания взрослых к игровой деятельности детей: (проведение консультаций, создание базы - совместно с родителями изготовление материалов к сюжетно ролевым играм).
Игра не увлечёт детей не вызовет эмоций не сплотит их, а превратится в манипулирование с предметами если воспитатель не будет использовать приёмы, направленные на формирование игровых интересов детей, на обращение содержания игры и на воспитание у них умения жить в коллективе.
Процесс руководства сюжетно-ролевой игрой мной строится так, чтобы воспитание игровых умений и навыков органически сочетался с обучением и воспитанием.
Исходя из этого выделила 3 группы методов, по которым строю свою работу :
Первая группа - методов связанна с обогащением детей знаниями, впечатлениями, представлениями об окружающей жизни.
К ним отнесутся наблюдения, беседы, чтение художественных произведений, рассматривание иллюстраций и составление рассказов по картинкам, просмотр мультфильмов, инсценировки литературных произведений, экскурсии, игры-имитации, в которых мимикой, жестом, движениями дети передают разное эмоциональное состояние персонажей, разыгрывание всевозможных ситуаций с помощью предметов для ряженья, элементов костюмов сказочных героев, всевозможных масок.
Вторая группа – это методы, способствующие становлению и развитию игровой деятельности. Среди них важное место занимает непосредственное участие воспитателя в сюжетно-ролевой игре
Играя с детьми я стимулирую к самостоятельному и совместному созданию игровой обстановки с учетом темы и воображаемой ситуации, вовлекаю в изготовление игрушек – самоделок и предметов – заместителей до игры или по ее ходу. Это способствует стремлению детей объединять в одном сюжете бытовые, литературные и фантазийные события. Совместно с детьми мы придумываем ситуации взаимодействия между людьми, событиями, помогаю зафиксировать придуманные ситуации, события при помощи рисунков. Играя с детьми, важно способствовать использованию сюжетосложения для построения игрового сюжета. В начале игры побуждаю детей называть свою роль до начала игры, обращаться к партнеру по имени игрового персонажа, вступать в ролевой диалог со сверстником, проявлять инициативу в ролевом диалоге, изменять интонацию голоса в зависимости от роли, характера и настроения игрового персонажа.
Важно предоставить детям возможность использовать разнообразные игровые действия и действия с предметами-заместителями, изобразительные игровые действия (действие + движение без использования предмета, сопровождаемое речевым комментарием)
Приглашение взрослого в игру – знак великого доверия ребенка. Я непосредственно включаюсь в игру и принимаю на себя одну из ролей, когда происходит освоение новых игровых умений или нового содержания игры, когда дети испытывают затруднения в реализации роли. Способствую самостоятельному выбору, или оказываю небольшую помощь, в согласовании общего игрового замысла, с использованием разнообразных способов (считалки, договора по желанию) .
Третья группа методов – это использование изобразительной или продуктивной деятельности (театральные программки, билеты, открытки)
Вместе со мной дети 2 ой младшей группы строят из разных деталей игровые модули, крупный конструктор, коробки, стульчики, «автобусы», «поезда», «корабли» и отправляются в общее «путешествие». Используя кубики, конструктор, создают простые постройки, дают им название, это «башня», это «гараж», используют постройки в дальнейшей игре («кукла начинает жить в новом доме»). Дети осваивают использование простейших построек в игровом сюжете, развивают сюжет при помощи постройки («Построим детский сад», «Улицы нашего города»).
Несмотря на небольшие достижения, я понимаю, что необходимо продолжать создавать предметно-развивающую среду таким образом, чтобы обеспечить «зону ближайшего развития» ребенка. Она должна быть разнообразной, насыщенной, нестандартной, изменчивой. Среда, в которой действует ребенок, должна быть для него неисчерпаема, информативна, удовлетворять потребности в новизне, преобразовании и самоутверждении.
Ведь игра — подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Поэтому и столь актуальна для нас педагогов м родителей потому как игра ориентирует детей на соблюдение определённых правил взрослой жизни, воплощает свой взгляд, свои представления, свое отношение к тому событию, которое разыгрывает, моделирует через призму своего сознания окружающий его мир.
Активно используя в работе элементы интегрированного обучения в игровой деятельности, я убедилась, что у детей постепенно обогащается круг представлений, растет словарный запас, развиваются творческие способности. Сюжетно- ролевые игры помогают формировать черты характера, логику, преодолеть застенчивость, замкнутость, робость, а гиперактивные дети требующие особого подхода также учится управлять своими действиями, поведением в игре, учатся отстаивать свою точку зрения, а попав в трудную ситуацию, самостоятельно находить оригинальные решения.
План по самообразованию.
Цель: повысить профессиональную компетентность в вопросе о роли сюжетно- ролевой игры в социализации личности ребенка дошкольного возраста.
Задачи:
1. Расширить и систематизировать теоретические и практические знания по актуальным вопросам сюжетно- ролевых игр в воспитании ребенка.
-Изучение специальной методической литературы по данной тематике.
-Изучение опыта работы воспитателей других ДОУ.
Ожидаемые результаты:
-проявление чётких представлений о материалах (играх, пособиях, диагностике) по сюжетно- ролевым играм в социализации личности ребенка.
-приобретение дополнительных теоретических и практических знаний, позволяющих внести изменение в работу по социализации личности ребенка дошкольного возраста по средствам сюжетно- ролевых игр.
2. Сотрудничество с педагогами МА ДОУ ДС г. Благовещенск № 28 корпус -3:
- консультация для педагогов «сюжетно- ролевые игры в жизни ребенка»
-беседы с воспитателями по социализации личности ребёнка через сюжетно-ролевую игру.
- выработка конкретных рекомендаций по индивидуальной работе с детьми по данной теме.
- совместная деятельность: подборка материалов, упражнений, игр по данной тематике.
Ожидаемые результаты:
- проявление навыков профессиональной взаимопомощи;
-обмен опытом между педагогами по данной теме;
- укрепление собственной мотивации и мотивации коллег на плодотворное сотрудничество в вопросах сюжетно- ролевых игр в социализации личности ребенка для улучшения качества работы с детьми.
3. Практическая работа с детьми :
- планирование кружковой работы с детьми, направленной на приобщение детей к сюжетно-ролевым играм как средство социализации личности ребенка;
- переход от простых игр к увлекательным и занимательным приключениям через сюжетно-ролевую игру.
Ожидаемые результаты:
- приобщение детей к сюжетно-ролевой игре как естественной составляющей общей социализации личности ребёнка.
4. Практическая работа с родителями :
- родительское собрание «Какие сюжетно-ролевые игры нужны детям?»
- индивидуальные консультации для родителей по социализации личности ребенка через сюжетно-ролевую игру.
- оформление попок передвижек по теме;
- день открытых дверей.
Ожидаемые результаты:
- становление тесных связей между родителями, воспитателями и детьми;
- активное участие родителей в жизни МАДОУДС.
5. Пополнение, распространение и обобщение педагогического опыта;
- участие в мероприятиях по данной теме;
- отчет по теме «Актуализация сюжетно-ролевой игры в социализации личности ребенка дошкольного возраста».
Ожидаемые результаты:
- использование в своей практике лучшего опыта педагогов, работающих в данной области.