Кристина Владимировна Смирновская
Обобщение педагогического опыта «Пальчиковые игры, как способ развития речи детей младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание
1. Литературный обзор состояния вопроса.
1.1История темы педагогического опыта в педагогике.
1.2. Основные понятия, термины в описании педагогического опыта.
2. Психолого - педагогический портрет группы воспитанников, являющихся базой для формирования педагогического опыта.
3. Педагогический опыт.
3.1. Описание основных методов и методик, используемых в педагогическом опыте.
3.2. Актуальность педагогического опыта.
3.4. Научность педагогического опыта.
Публикация «Обобщение педагогического опыта „Пальчиковые игры, как способ развития речи детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
3.5. Новизна (инновационность) педагогического опыта.
3.6. Описание основных элементов педагогического опыта.
4. Вывод.
5. Список используемой литературы.
6. Приложение.
1. Литературный обзор состояния вопроса
1.1История темы педагогического опыта в педагогике
Развитие моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую деятельность и подготовить ребёнка к школе. Уровень развития мелкой моторики - одно из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Когда говорят о мелкой моторики, имеют в виду, скоординированные точные движения пальцами рук. Ребёнок, у которого достаточно хорошо развита мелкая моторика, умеет логически рассуждать, у него высокий уровень развития памяти и внимания, связной речи. В школе дети часто испытывают трудности в овладении навыками письма, так как это требует сложных координированных движений рук. Техника письма предполагает работу мелких мышц и всей руки, а также хорошее развитие зрительного восприятия и произвольного внимания. Мелкая моторика рук развивает интерес, познавательные способности ребенка, считается делом интересным и полезным для выявления будущих способностей внутреннего мира ребенка. Занятия и игры способствуют развитию мелкой моторики и координации движений рук, стимулируют зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, связную речь и словарный запас. Развитие мелкой моторики ребенка - тонких движений кистей и пальцев рук в психологии имеем большое значение, и расценивается как один из показателей психического развития ребенка. И. М. Сеченов писал, что движения руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения как результат образования ассоциативных связей между зрительными ощущениями, осязательными и мышечными в процессе активного взаимодействия с окружающей средой. Н. М. Щелованов, Н. Л. Фигурин, М. П. Денисова, М. Ю. Кистяковская показали, что овладение относительно тонкими действиями рук приходит в процессе развития зрения, осязания, развития кинестетического чувства - положения и перемещения тела в пространстве. Вид предмета - это стимул движения рук по направлению к нему. Организованные действия рук формируются у ребенка постепенно на протяжении уже первого полугода его жизни. Пальцы, сжатые в кулак, распрямляются, начинают выполнять особые движения захватывания предметов. Рука начинает действовать как специфический человеческий орган. Н. А. Бернштейн показывает, что анатомическое развитие уровней построения движений идет с первых месяцев жизни и завершается к двум годам. Учеными доказано, что развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребенка. Уровень развития мелкой моторики и координации движений рук - один из показателей интеллектуального развития и готовности ребенка к школьному обучению. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты внимание и память, связная речь. Дошкольники (дети от 3 до 7 лет) обладают огромным интересом и способностями к познавательной деятельности, совершаемой руками, особенно, если эта деятельность коллективная. Занятия на развитие моторики рук проходят страстно и занимательно, потому что не существует более притягательного материала для творчества.
Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию.
Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. В общем, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребёнок говорит. Почему же это так? Давайте разберёмся. Дело в том, что рука имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи. И именно поэтому словесная речь ребёнка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Ручки ребёнка как бы подготавливают почву для последующего развития речи. Кроме того, целью занятий по развитию ловкости и точности пальцев рук является развитие взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизация их работы. В правом полушарии мозга у нас возникают различные образы предметов и явлений, а в левом они вербализируются, то есть находят словесное выражение, а происходит этот процесс благодаря «мостику» между правым и левым полушариями. Чем крепче этот мостик, тем быстрее и чаще по нему идут нервные импульсы, активнее мыслительные процессы, точнее внимание, выше способности. Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок хорошо разговаривал, быстро и легко учился, ловко выполнял любую, самую тонкую работу, - с раннего возраста начинайте развивать его руки : пальцы и кисти.
У самых разных народов пальчиковые игры были распространены издавна. В Китае распространены упражнения с каменными и металлическими шарами. Регулярные занятия с ними улучшают память, деятельность сердечнососудистой и пищеварительной систем, устраняют эмоциональное напряжение, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус. А в Японии широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами. Прекрасное воздействие оказывает перекатывание между ладонями шестигранного карандаша. И у нас с малолетства учили играть в «Ладушки», «Сороку-белобоку», «Козу рогатую». Сегодня специалисты возрождают старые игры, придумывают новые.
О пальчиковых играх можно говорить как о великолепном универсальном, дидактическом и развивающем материале. Методика и смысл данных игр состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребёнка и мозговая деятельность активизируется. Для обучения в школе очень важно, чтобы у ребёнка были хорошо развиты мышцы мелкой моторики. Пальчиковые игры – хорошие помощники для того, чтобы подготовить руку ребёнка к письму, развить координацию. А для того, чтобы параллельно развивалась и речь, можно использовать для таких игр небольшие стишки, считалки, песенки. В принципе, любые стихотворные произведения такого рода педагоги и родители могут сами «переложить на пальцы», т. е. придумать сопровождающие речь движения для пальчиков – сначала простые, несложные, а затем эти движения усложнять. Благодаря пальчиковым играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между взрослым и ребёнком.
Анализ психолого – педагогической литературы показал, что общему развитию моторики уделяют внимание многие детские психологи, физиологи, логопеды. Такие авторы, как В. В. Цвынтарный, О. А. Новицкая, Ю. А. Соколова описывают отдельные приёмы по развитию моторики у детей. А. А. Хвостовцев, С. Е. Большакова дают более полные рекомендации по формированию двигательных навыков и дифференцированных движений пальцев рук у детей дошкольного возраста.
Учёные, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Так, на основе проведенных опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть и даже выше нормы.
М. М. Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее от пальцев. Этот факт должен использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, и там, где имеется отставание, задержка развития моторной стороны речи. Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук.
Доказано, что и мысль, и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Результаты исследования показывают, что уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Тонкая моторика – основа развития, своего рода «локомотив» всех психических процессов (внимание, память, мышление, восприятие, речь).
Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук, которая ведет к улучшению взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизации их работы. Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируем и соединение зоны, отвечающие за речь.
1.2. Основные понятия, термины в описании педагогического опыта
Речь – исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил. Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны — восприятие языковых конструкций и их понимание.
Таким образом, речь представляет собой психолингвистический процесс, устную форму существования человеческих языков.
Мелкая моторика- совокупность скоординированных действий человека, направленных на выполнение точных мелких движений кистями и пальцами рук и ног.
Игра-вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе; она не связана с тяжелым физическим трудом и доставляет удовольствие играющим. Имеет важное значение в воспитании, обучении, развитии детей как средство психологической подготовки к будущим жизненным ситуациям.
Пальчиковая игра- это система движения пальцев рук и кисти, с цель достижения поставленной педагогической задачи.
2. Психолого - педагогический портрет группы воспитанников, являющихся базой для формирования педагогического опыта.
По мнению учёных, младший дошкольный возраст обладает особой благодатной восприимчивостью. У ребёнка интенсивно формируется наглядно-образное мышление и воображение, развивается речь, психическая жизнь обогащается опытом, возникает способность воспринимать мир и действовать по представлению. В личностном плане у него развивается воля, стремление к самостоятельности, творческая активность, познавательный интерес. Самостоятельное передвижение, активное взаимодействие с предметами и игрушками способствуют дальнейшему развитию сенсорных функций. Наиболее интенсивно развивающейся функцией в младшем дошкольном возрасте является речь. Речь – это не только слова произнесенные вслух. Это, прежде всего, сознание человека, которое существует на основе языка. Ребёнок овладевает речью в общении со взрослым. С помощью взрослого ребё нок устанавливает разнообразные связи между предметами и явлениями: временные, пространственные, количественные, простейшие причинно следственные. Необходимость отражения этих отношений и связей в речи побуждает детей к активному освоению грамматических форм (окончаний, суффиксов, приставок). Расширение социальных контактов заставляет правильно воспринимать слова, стремиться точнее их произносить, чтобы быть понятным слушателями. Значительно возрастает его активный словарь. Ребёнок постоянно комментирует свои действия, начинает задавать вопросы. Интенсивное развитие речи на этом возрастном этапе перестраивает все психические процессы ребёнка. Речь становится ведущим средством общения и развития мышления. Происходит интенсивное развитие понимания речи. У ребенка не только резко возрастает число понимаемых им слов, понимание речи начинает выходить за пределы непосредственной ситуации общения.
3. Педагогический опыт.
3.1. Описание основных методов и методик, используемых в педагогическом опыте.
Результаты исследований показывают, что уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков. Психологи утверждают, что упражнения для пальцев рук развивают мыслительную деятельность, память и внимание ребёнка.
Итак, речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее - от пальцев. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями. В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
Упражнения можно условно разделить на три группы. группа.
Упражнения для кистей рук :
-развивают подражательную способность;
-учат напрягать и расслаблять мышцы;
-развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время;
-учат переключаться с одного движения на другое. группа. Упражнения для пальцев условно статические - совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений. группа. Упражнения для пальцев динамические
-развивают точную координацию движений;
-учат сгибать и разгибать пальцы рук;
-учат противопоставлять большой палец остальным.
Формы работы по развитию мелкой моторики рук могут быть традиционными и нетрадиционными.
Традиционные:
-самомассаж кистей и пальцев рук (поглаживание, разминание);
-игры с пальчиками с речевым сопровождением;
-пальчиковая гимнастика без речевого сопровождения;
-графические упражнения: штриховка, дорисовка картинки, графический диктант, соединение по точкам, продолжение ряда;
-предметная деятельность: игры с бумагой, глиной, пластилином, песком, водой, рисование мелками, углём;
-игры : мозаика, конструкторы, шнуровка, складывание разрезных картинок, --игры с вкладышами, складывание матрёшек;
-кукольные театры: пальчиковый, варежковый, перчаточный, театр теней;
-игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий – шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек».
Нетрадиционные:
-самомассаж кистей и пальцев рук с грецкими орехами, карандашами, массажными щётками;
-игры с пальчиками, с использованием разнообразного материала: бросовый, природный, хозяйственно-бытовой.
Виды пальчиковых игр :
1. Игры с пальчиками.
2. Пальчиковые игры с палочками и цветными спичками.
Пальчиковые игры со скороговорками.
Пальчиковые игры со стихами.
Физкультминутки, пальчиковая гимнастика,
Пальчиковый алфавит.
Пальчиковый театр.
Театр теней.
Пальчиковые игры имеют следующие характеристики:
-универсальность - можно играть в любом месте в любое время;
-кратковременность - обычно не более 2-5 минут;
-активный, но безопасный телесный контакт в парных и групповых играх;
-невербальное общение в играх-«молчанках», использование языка жестов;
-наличие множества вариантов одной и той же игры с изменяющимися правилами: постепенное усложнение как двигательных, так и мыслительных задач.
Пальчиковые игры, разработанные на фольклорном материале, максимально полезны для развития ребё нка-дошкольника. Они содержательны, увлекательны, грамотны по своему дидактическому наполнению.
Таким образом, пальчиковые игры - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях "вправо", "влево", "вверх", "вниз" и т. д. В ходе "пальчиковых игр" дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
3.2. Актуальность педагогического опыта.
«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев»
В. И. Сухомлинский
«Рука – это инструмент всех инструментов»,
Аристотель.
Актуальность данной проблемы очевидна на сегодняшний день и заключается в том, что многие современные концепции дошкольного образования признают незаменимое влияние пальчиковых игр на речевое развитие ребёнка, а также проблема вызвана недостаточным просвещением родителей в данном вопросе.
С каждым годом возрастает число детей, имеющих недоразвитие речи. При этом нарушении нарушено формирование всех компонентов речевой системы. Кроме того, у детей отмечается и слабое развитие мелкой моторики пальцев рук, которая характеризуется двигательной неловкостью, малым объемом движений, недостаточным темпом и переключаемостью.
Жан-Жак Руссо в своём романе о воспитании «Эмиль» так написал о потребностях маленького ребё нка: «… он хочет всё потрогать, всё взять в руки. Не мешайте ему, это для него совершенно необходимое дело. Так он учится различать тепло и холод, твёрдость и мягкость, тяжесть, размер и форму предметов. О свойствах окружающих его вещей ребёнок узнаёт, сравнивая то, что видит, с ощущениями, которые получает от своих рук…» Действительно, рука имеет большое "представительство" в коре головного мозга, поэтому пальчиковая гимнастика имеет большое значение для развития ребенка. Ручки ребёнка как бы подготавливают почву для последующего развития речи. Кроме того, целью занятий по развитию ловкости и точности пальцев рук является развитие взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизация их работы.
3.4. Научность педагогического опыта.
Игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию малыша. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит.
Игра — один из лучших способов развития речи и мышления детей. Она доставляет ребенку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством, стимулирующим активное восприятие речи и порождающим самостоятельную речевую деятельность. Интересно, что совсем маленькие дети, даже играя в одиночку, часто высказывают свои мысли вслух, тогда как ребята, более старшего возраста играют молча.
Организованные игры, в том числе и пальчиковые, сопровождаемые речью, превращаются в своеобразные маленькие спектакли. Они увлекают малышей и приносят им радость. Со слов взрослых дети могут многое запомнить и воспроизвести, надо только несколько раз повторить текст.
Основные принципы проведения пальчиковых игр :
- Выполнять упражнение следует вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой.
- При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.
- Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяются новыми.
- Наиболее понравившиеся игры можно оставить в своей картотеке и возвращаться к ним по желанию ребёнка.
- Не надо ставить перед ребёнком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может "отбить" интерес к игре.
- Нельзя принуждать ребёнка к игре, а обязательно надо разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяйте игру.
Этапы разучивания игр:
1. Взрослый сначала показывает игру малышу сам.
2. Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и рукой ребёнка.
3. Взрослый и ребёнок выполняют движения одновременно, взрослый проговаривает текст.
4. Ребёнок выполняет движения с необходимой помощью взрослого, который произносит текст.
5. Ребёнок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает.
3.5. Новизна (инновационность) педагогического опыта.
Разработка комплексов пальчиковых игр, направленных на развитие речи и мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста.
3.6. Описание основных элементов педагогического опыта.
Задачи педагогического опыта :
- Исследование уровня развития мелкой моторики рук у детей.
- Внедрение в деятельность детей упражнения на развитие мелкой моторики рук.
- Создание условий при, котором, родители будут непассивными созерцателями итогов работы ребенка, а активными участниками и помощниками ребенка.
О том, что любой ребенок нуждается в развитии мелкой моторики, слышал, наверное, каждый родитель. Однако все ли знают, что такое эта самая мелкая моторика и как ее развивать? Какие же упражнения помогут в этой не такой уж и простой задаче.
Для начала нужно иметь точное представление о том, что же такое мелкая моторика. Под этим понятием физиологи подразумевают функционирование мелких мышц, находящихся в кистях рук. Кроме того, мелкая моторика рук – это еще и координация глаз и рук – все движения мышц выполняются под контролем зрения. Почему же так важно развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста?Все очень просто и сложно одновременно – те центры, которые отвечают и за речь, и за движение пальцев, расположены в мозгу человека очень близко друг к другу. Проще говоря, стимуляция мелкой моторики неизбежно влечет за собой развитие речевого центра. Да и про практическую сторону забывать ни в коем случае нельзя, ведь она очень необходима в повседневной жизни – застегнуть пуговицы, завязать шнурки. И это не говоря о том, что ребенку необходимо учиться рисовать, лепить из пластилина, а потом и писать. Поэтому стоит облегчить жизнь своему ребенку дошкольного возраста и заняться развитием мелкой моторики. Не стоит откладывать развитие мелкой моторики ” в дальний ящик” – это необходимо начинать как можно раньше.