Любовь Гирняк
Ознакомление с природой для второй младшей группы «Осень до свидания»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
— закрепить основные признаки осени;
— расширить активный словарь детей за счет имен существительных (листопад, лужи, непогода, глаголов (облетать, шуршать, желтеть, прилагательных (легкий, пасмурное, хмурое, сильный, холодный);
— учить составлять коллективный рассказ об осени по карте-схеме;
— развивать все виды моторики: общую, мелкую, артикуляционную;
— развивать общие речевые навыки: голос, дыхание, темп речи;
— учить координировать речь с движением, развиваем чувство ритма;
— уточнять и закреплять названия цветов: красный, желтый, оранжевый;
Публикация «Ознакомление с природой для второй младшей группы „Осень до свидания“» размещена в разделах
Материалы и оборудование: сюжетные осенние картинки, карта-схема для рассказа об осени и карточки к ней; пособия для развития дыхания «Солнце в облаках», пособие для мелкой моторики «Тучка и капельки» с прищепками; таз с водой и листики разных размеров; листы голубой бумаги с изображением тучек и желтой бумаги с изображением деревьев по количеству детей; краски синего, желтого и красного цвета; бумажки для сминания, ватные палочки.
Предварительная работа:
• беседы об осени;
• занятия по изодеятельности;
• целевые прогулки;
• сбор листьев, обследование и изготовление букетов;
• изготовление поделок воспитателя с детьми.
Ход занятия
Психогимнастика «С добрым утром!»
С добрым утром, глазки! Вы проснулись? (делают «бинокль»)
С добрым утром, ручки! Вы проснулись? (хлопки в ладоши)
С добрым утром, ножки! Вы проснулись? (топают)
С добрым утром, гости! Мы проснулись! (поворачиваются к гостям)
Дети присаживаются на ковр.
Рассказ об осени.
- Я прочитаю вам стихотворение «Падают листья».
Падают, падают листья.
В нашем саду листопад…
Жлтые, красные листья
По ветру вьются, летят.
- Скажите, о каком времени года говорится в стихотворении? (об осени)
- Правильно. об осени. Она приходит к нам в гости каждый год. Если посмотреть в окно, е можно увидеть. Всю землю покрыли листья: жлтые, красные, оранжевые.
- Посмотрите на картинки и вспомните, чем осень отличается от других времен года? (пасмурная погода, солнце редко светит, ветер, дождь, листья пожелтели и осыпались, птицы улетают в теплые края).
- Давайте вместе с вами составим рассказ об этом времени года. (Предъявляю картинку и начинаю фразу, а дети ее заканчивают. Каждый ребенок произносит по одной фразе с опорой на картинку).
Наступила. осень.
Небо… хмурое, пасмурное.
Редко светит. солнце.
Дует. холодный ветер.
Осенью часто. идет дождь.
Листья на деревьях. желтеют и опадают.
- Я предлагаю вам отправиться со мной на прогулку по Осени. И пойдем мы определенным маршрутом по карте – схеме. (открывают картинку на карте)
Первая остановка «Пасмурное небо»
Дыхательное упражнение «Солнышко в облаках»
Предлагаю подуть на тучки, как осенний ветер, чтобы солнышко засветило. Показываю, как это делать: вытянуть губы в трубочку и подуть на облако так, чтобы сдвинуть их под струей воздуха. Дуть спокойно, не надувая щек. Выполняется в командах.
Вторая остановка «Дождик»
Игра для мелкой моторики «Тучка и капельки»
Предлагается вернуть капельки-прищепки на тучку. Выполняется парами.
После попросить изобразить дождик. Темп движений рук и скорость произнесения звукоподражаний «Кап, кап, кап…» меняется в процессе выполнения упражнения. Сначала «идет» сильный дождь (совершаются быстрые движения, потом все тише и тише (движения постепенно замедляются, и, наконец, дождь кончился — руки разводятся в стороны и произносится фраза: «Дождик кончился». Теперь можно снова пойти гулять. Но для этого надо обуть на ножки резиновые сапоги. Ведь после дождя стало мокро.
Осень, осень, непогода,
Лужи прямо у порога.
Я иду, я иду, поднимаю ножки.
У меня на ногах новые. сапожки.
Игра ТРИЗ «Плохо-хорошо»
Дети объясняют, дождь – это плохо (можно намокнуть и заболеть, нельзя гулять, лужи) или хорошо (польет растения, вода для животных)
Третья остановка «Ветер»
Игра «Деревца и ветер»
Дети будут изображать деревья, а воспитатель — ветер. Если ветер дует сильно — то есть взрослый громко и длительно произносит звук [У-У-У. ], то дети сильно размахивают руками. Если же ветерок слабый — взрослый произносит звук [у-у-у. ] длительно, но тихо, то и дети-деревья лишь слегка покачивают своими руками-ветвями.
Четвертая остановка «Листопад»
Физминутка «Листопад»
Листопад, листопад
Листья желтые летят. (раскачиваются)
Словно в танце закружились (кружатся)
И на землю опустились. (присаживаются)
Отдохнули, и опять
Полетели танцевать. (кружатся)
- Листики падают на дорожку, на траву, на крышу. А что будет, если листик упадет в лужу, пруд, речку? Как вы думаете, утонет или нет?
Опытно-исследовательская деятельность (тазик с водой)
- Представьте – это лужица. Опускаем березовый листик. Что происходит? Может дубовый утонет он больше? Почему листики не тонут? (они легкие). Листик плывет как кораблик. Опустите по одному листику. Сколько разноцветных корабликов на воде? (много)
Пятая остановка Осенний пейзаж»
Создание коллективной работы.
Дети делятся на две группы. Одна – рисует небо с тучками, другая – осенние деревья. Каждая работа – это часть общей картины. Работы выполняются в нетрадиционной техники – сжатым комочком бумаги.
Рефлексия занятия.
Дети внимательно слушают и отгадывают, какие звуки услышали на прогулке: «Кап-кап-кап.» (Дождь идет). Громко и длительно звук [У-У-У. ] (Дует холодный осенний ветер, Шепотом несколько раз повторяю слово «листопад». (Листья падают на землю и шелестят под ногами.)
- Молодцы ребята, вы хорошо знают признаки осени. Считанные дни остались до конца осени. Скажем ей и нашим гостям «До свидания!».