Шмелева Галина Ивановна
Конспект занятия по развитию речи в разновозрастной группе. Ознакомление с окружающим миром и природой
▼ Скачать + Заказать документы
Ознакомление с окружающим и природой, как форма работы над грамматическим строем речи.
Тема: «Мы – следопыты»
Программное содержание:
Образовательные задачи:
- учить детей образовывать имена существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов;
- учить составлять рассказ по мнемотаблицам;
- расширять словарь за счет имен существительных – названий детенышей животных (медвежонок, волчонок, лисенок, ежонок, бельчонок, зайчонок);
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в разновозрастной группе, Ознакомление с окружающим миром и природой» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2015
- расширять словарь детей за счет имен прилагательных (плотный, клейкий, серый, рыжий, а так же глаголов (линяет, питается);
- закрепить знания детей о признаках весны;
- дать представление об изменениях в жизни диких животных весной.
- развивать слуховое и зрительное внимание, память;
- развивать выдержку;
- развивать творческие способности – умение передавать в движении походку и характер животного;
- развивать мелкую моторику – умение точно проводить указательным пальцем из извилистой линии;
- развивать логическое мышление – отгадывать загадки.
Воспитательные задачи:
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Методические приемы: игровой, беседа, художественное слово, наглядный материал, работа с раздаточным материалом, ТСО.
Оснащение: мнемотаблица «Весна в лесу»; предметные картинки «Дикие животные»; «Детеныши диких животных»; демонстрационная картинка «Где чьи следы?»
Предварительная работа: работа по мнемотаблицам; беседы о весне, животных; рассматривание иллюстраций, использование художественного слова.
Ход занятия
Организационный момент: (сказочный герой) собираю внимание детей.
Воспитатель: «Какое сейчас время года?»
Дети: «Сейчас время года – весна».
Воспитатель:
«Правильно. И сегодня с вами пойдем в весенний лес и расскажем о том, что там увидели. А помогут нам с вами в этом картинки о весне».
Подвожу детей к мольберту с мнемотаблицами, по которым каждый ребенок составит предложение.
Возможные варианты ответов детей:
Весной ярко светит солнце.
Весной тает снег.
Весной вырастает трава и листочки на дереве.
Весной просыпается медведь и еж.
Весной животные линяют.
Весной у диких животных появляются детеныши.
Воспитатель: «Ребята, кто хочет рассказать весь рассказ?» вызываю по очереди детей. Если дети затрудняются, рассказываю сама.
Воспитатель: «Ребята, в нашем рассказе мы говорили о диких животных, и сейчас я вам загадаю о них загадки. Отвечать мне будет только тот, кого я спрошу, а остальные не подсказывайте».
По мере отгадывания загадки, даю детям картинки с отгадками. Загадываю загадки, иллюстрируя их соответствующими артикуляционными движениями или звукоподражаниями. Предлагаю детям повторять за мной.
Воспитатель:
«Этот зверь живет в бору, у стволов грызет кору.
Летом в шубке серенькой,
А зимою – в беленькой».
Дети: «Заяц».
Воспитатель: «Что весной кушает заяц?»
Дети: «Траву, листочки».
Воспитатель:
«Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой под вьюжной вой
Спит в избушке снеговой».
Дети: «Медведь»
Воспитатель: «проснулся весной медведь да как начал реветь: «Э-э-э… есть хочу! «Ребята, а что ест медведь?»
Дети: «Корни, травы, жуков, мышей, зайцев».
Воспитатель:
«Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубке серенькой зимой,
а в рыжей шубке – летом».
Дети: «Белка».
Воспитатель:
«Цик-цик-цик», - говорит белочка. – «Это я!
Пуста кладовочка моя.
Надо из дупла выбираться-
За едой отправляться».
«Ребята, а чем кормиться белка?»
Дети: «Шишками, орехами».
Воспитатель:
«Всю зиму между елками
Проспал мешок с иголками.
«Ф-ф-ф – хватит спать,
Пора вставать!».
Дети: «Ёж»
Воспитатель: Ребята, чем питается ежик?»
Дети: «Жуками, червяками, мышами».
Воспитатель:
«Серый и зубастый.
Воет в день ненастный: «У-у-у.»
Дети: «Волк».
Воспитатель: «Какую пищу ест волк?»
Дети: «Мясо- ловит мышей, зайцев, овец».
Воспитатель:
«Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живет,
В деревне кур крадет».
Дети: «Лиса».
Воспитатель: «Кого ещё ловит лиса?»
Дети: «Мышей, зайцев».
Воспитатель: «Молодцы, ребята, хорошо отгадывали загадки. А ещё мы знаем, что у диких животных весной появляются детеныши. Но случалась в лесу беда – все малыши разбежались кто куда. Загоревали звери – родители, ищут своих детенышей».
Провожу игровые упражнения «Где же детки?»
Воспитатель: «Ребята, от имени животных на ваших картинках спросите, где же ваши детки и ответьте с печалью в голосе.
Раздаю детям предметные картинки с изображением диких животных и прошу с соответствующей интонацией сказать за них фразы.
Говорит медведь: «Где же мой медвежонок? (вопросительная интонация) Нет моего медвежонка. (с печалью в голосе)»
Говорит волк: «Где мой волчонок? Нет моего волчонка».
Говорит лиса: «Где же мой лисенок? Нет моего лисенка».
Говорит заяц: «Где же мой зайчонок? Нет моего зайчонка».
Говорит белка: «Где же мой бельчонок? Нет моего бельчонка».
Говорит еж: «Где же мой ежонок? Нет моего ежонка».
После ответов детей собираю картинки с животными.
Физминутка: «У оленя дом большой».
Воспитатель: «А сейчас мы пойдем искать детенышей наших животных». (Под музыкальное сопровождение, показываем имитационные движения, в которых предаем походку каждого животного).
Воспитатель: «Ребята, когда мы ходим, то оставляем следы, и детеныши тоже оставили свои следы. Посмотрите».
Подвожу детей к мольберту, сажаю на стульчики и показываю картину «Где чьи следы?»
Воспитатель: «Такие следы остаются на снегу и влажной земле. Посмотрите как их много, они похожи, но они разные по размеру. И если вы будете внимательными следопытами, то сможете распутать цепочки звериных следов на лесной поляне и узнать, куда убежали детеныши».
Прошу детей по очереди подойти к картине и показать диким животным, куда убежали детеныши. Для этого предлагаю провести указательным пальцем по цепочке следов каждого из них. Дети выполняют задание.
Воспитатель: «Звери очень обрадовались, что нашлись их детеныши. Ребята, а чем отличаются мамы от детенышей?»
Дети: «Мамы – большие, а детеныши – маленькие».
Воспитатель: «Я сейчас узнаю, как вы это поняли: мамы – большие, а детеныши – маленькие». Показываю картинку, начинаю говорить предложение, а заканчивать предлагаю ребенку.
Воспитатель:
«У лисы нос, а у лисенка носик».
«У лисы рот, а у лисенка ротик»
«У лисы уши, а у лисенка ушки».
«У лисы усы, а у лисенка усики».
«У лисы лапы, а у лисенка лапки».
«У лисы хвост, а у лисенка хвостик».
«У лисы спина, а у лисенка спинка».
«У лисы живот, а у лисенка животик».
Воспитатель: «Молодцы. Ребята, мы сегодня с вами побывали в весеннем лесу и вы рассказали нам, что:
Солнце припекает,
Снег повсюду тает.
Лопаются почки,
Растут, растут листочки.
Травка появляется…
Мишка просыпается.
Звери дикие линяют-
Шубы зимние меняют.
Вечной родились малыши:
У всех зверей – детеныши.
А ещё вы сегодня были внимательными, хорошими следопытами, поэтому помогли детенышам вернуться к своим мамам, а мамам найти своих детенышей».
Молодцы!
Итог занятия : Для закрепления материала в конце занятия проводится игровой момент с участием сказочного героя. Дети рассказывают, о чем и о ком они узнали на занятии.