Кривобок Евгения Петровна
Ознакомление с окружающим миром с детьми раннего возраста посредством организации и проведения прогулки
▼ Скачать +Заказ
В раннем возрасте вся деятельность ребенка подчинена одной ведущей потребности — познанию окружающего мира и себя в нем. Для этого периода развития ребенка типичен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений.
Выделяют следующие задачи познавательного развития детей раннего возраста:
• поддерживать у детей естественное желание исследовать предметы, объекты и явления ближайшего окружения,
Публикация «Ознакомление с окружающим миром с детьми раннего возраста посредством организации и проведения прогулки» размещена в разделах
• накапливать и обогащать эмоциональный опыт детей в процессе восприятия объектов и явлений окружающей действительности,
• уделять особое внимание формированию у малышей познавательного и бережного отношения к миру.
Но чтобы программные задачи обучения решались более успешно, необходимо весь день пребывания ребёнка в детском саду сделать более содержательным. Чем богаче, содержательнее впечатления повседневной жизни, тем большие познавательные возможности имеются у малыша.
Какая же деятельность может обеспечить ознакомление с окружающим миром? Прежде всего - совместная деятельность взрослого с ребёнком, в ходе которой налаживается эмоциональный контакт и деловое сотрудничество. В группах раннего возраста ребенок еще не может занимать себя долго, поэтому самостоятельная деятельность в этом возрасте носит непродолжительный, периодичный характер и нуждается в постоянном направлении воспитателя.
В работе с детьми по ознакомлению с окружающим мы используем следующие формы:
• специально организованные игры-занятия,
• дидактические игры,
• предметно-манипулятивная деятельность,
• наблюдения,
• прогулки,
• чтение и рассказывание детям,
• рассматривание картинок, иллюстраций,
• сюжетно-ролевые игры,
• проблемные ситуации (с использованием игрушек,
• игры-драматизации,
• игры-эксперименты,
• ежедневное рассказывание детям о них самих, о себе.
Мы остановимся на организации такой формы работы, как прогулка.
На прогулке дети получают много новых впечатлений и знаний об окружающей их действительности: о труде взрослых, о транспорте, о сезонных изменениях в природе и т. д. Наблюдения вызывают у детей интерес, вопросы, на которые они стремятся найти ответ. Поэтому прогулка способствует умственному воспитанию, развивает наблюдательность, воображение детей, расширяет представления об окружающем.
Содержание детей на прогулке зависит от времени года, погоды, предшествующих занятий, интересов и возраста детей.
Чтобы дети охотно собирались на прогулку, воспитатель заранее продумывает ее содержание, вызывает у малышей интерес к ней с помощью игрушек или рассказа, изучает опыт организации прогулок. Продумывает как он замотивирует детей. Если прогулки содержательны, уникальны и интересны, дети, конечно же, идут гулять с большой охотой. Собираясь на прогулку, ребенок должен быть уверен, что его ждет много интересного, нового. Об этом должен позаботиться воспитатель.
Необходимо четко соблюдать как продолжительность, так и структуру прогулки:
1. Наблюдение.
2. Подвижные игры: игра большой подвижности, игра малой и средней подвижности, дидактические игры.
3. Индивидуальная работа с детьми по развитию движений, физических качеств.
4. Труд детей на участке.
5. Самостоятельная игровая деятельность.
Последовательность структурных компонентов прогулки может варьироваться в зависимости от вида предыдущего занятия. Если дети находились на занятии, требующем повышенной познавательной активности и умственного напряжения, то в начале прогулки целесообразно провести подвижные игры, пробежки, затем — наблюдения. Если до прогулки было физкультурное или музыкальное занятие, прогулка начинается с наблюдения или спокойной игры. Каждый из обязательных компонентов прогулки длится от 5 до 10 минут и осуществляется на фоне самостоятельной деятельности.
Наблюдение.
Большое место на прогулках отводится наблюдениям (заранее планируемым) за природными явлениями и общественной жизнью. Наблюдения можно проводить с целой группой детей, с подгруппами, а также с отдельными малышами.
В раннем возрасте наблюдения должны занимать не более 5 минут и быть яркими, интересными. Проводить их надо ежедневно, но каждый раз детям должны предлагаться разные объекты для рассмотрения.
Объектами наблюдений могут быть:
• Живая природа: растения и животные;
• Неживая природа: сезонные изменения и различные явления природы (дождь, снег, ветер, солнце и т. п.);
• Труд взрослых (наблюдения за трудом взрослых - дворника, шофера, строителя и т. д.).
Серия наблюдений, опытов и экспериментов способствует формированию у детей познавательного интереса, развитию наблюдательности и эмоциональности в общении с окружающим миром.
Опыты могут проводиться как с подгруппой детей, так и с 2-3 малышами. Проводить опыты с целой группой не рекомендуется, т. к. при этом невозможно задействовать всех детей и результат проводимого опыта снижается. Количество проводимых опытов может варьироваться от одного в неделю до двух в месяц, на усмотрение воспитателя и с учетом индивидуальных особенностей детей.
Длительность проведения опытов четко не регламентируется. Это зависит от формы организации опыта, но не более 10 минут.
Игры на прогулке.
Ведущее место на прогулке отводится играм, преимущественно подвижным. В них развиваются основные движения, повышается двигательная активность, снимается умственное напряжение от занятий, воспитываются моральные и волевые качества.
В младшем возрасте рекомендуются игры с текстом (подражание действиям воспитателя). Подвижные игры, благодаря многообразию их содержания, помогают детям закреплять свои знания и представления о предметах и явлениях окружающего мира: о повадках и особенностях движений различных животных и птиц, их криках, о звуках окружающей природы. Например: «Курочка с цыплятами», «Воробей и комары», «Солнышко и дождик», «Зайка серенький сидит» и т. д.
Выбор игры зависит от времени года, погоды, температуры воздуха. Веселые и увлекательные игры жизненно необходимы детям. Каждый месяц идет разучивание 2-3 п/и (повтор в течение месяца и закрепление 3-4 раза в год) .
Важным структурным компонентом прогулки являются дидактические задания и упражнения. Они стимулируют детскую активность, непродолжительны, занимают не более 3 4 минут. Проводятся несколько раз в течение одной прогулки. Дидактические игры должны быть доступны по исполнению, понятны каждому ребенку. В процессе игр происходит активное накопление чувственного опыта, развивается наблюдательность и внимание, память и мышление. Совершенствуются пространственные ориентировки, идет увеличение словарного запаса, улучшается звукопроизношение. Идет закрепление знаний об окружающем мире.
Обучение трудовым действиям является важным компонентом прогулки. В процессе их выполнения мы формируем положительное отношение, уважение к труду взрослых, желание включиться в трудовой процесс, а затем и желание самостоятельно что-то сделать.
Первые поручения должны быть очень простыми и понятными для детей: отнеси в коробку, убери на полочку, собери камушки. По времени трудовой процесс не может быть долгим, если это совместно с воспитателем, то некоторые дети довольно долго занимаются предложенной работой (10 минут).
Таким образом, правильно организованные и продуманные прогулки помогают осуществлять задачи всестороннего развития
Среда, созданная на участке, должна предоставлять детям возможность действовать индивидуально или вместе со сверстниками, не навязывая обязательной совместной деятельности.
Самостоятельная деятельность в этом возрасте носит непродолжительный, периодичный характер и нуждается в постоянном направлении воспитателя.
Воспитатель должен руководить самостоятельной игровой деятельности детей:
- обеспечивать им полную безопасность;
- осуществлять постоянный контроль деятельности на протяжении всей прогулки.
- следить за тем, чтобы все дети были заняты, не скучали.
Вывод:
Прогулка с дошкольниками не только позволяет укрепить здоровье и является надежным средством профилактики утомления, но и влияет на умственное развитие ребенка. Во время веселой, познавательной прогулки дети получают много новых, ярких впечатлений и знаний об окружающей среде. Таким образом, правильно организованная и продуманная прогулка помогает осуществлять задачи всестороннего развития детей и сохранения жизни и здоровья дошкольников.