Оксана Ковенко
Ознакомление с окружающим миром «Мы — ученые лаборанты»
▼ Скачать + Заказать документы
Ознакомление с окружающим миром
I. Организационная информация Примечание (дополнительная информация к конспекту)
1. Доминирующая образовательная область Познавательно развитие. Ознакомление с окружающим миром. Согласно ФГОС ДО
2. Вид деятельности детей Игровая
Коммуникативная
Познавательно-исследовательская (экспериментирование)
II. Методическая информация
1. Тема образовательной деятельности Мы ученые - лаборанты
Публикация «Ознакомление с окружающим миром „Мы — ученые лаборанты“» размещена в разделах
2. Методы и приемы реализации содержания занятия Метод музыкального сопровождения (Звуки природы - шум ветра, дождь)
Беседы (на протяжение всего занятия) Что произошло с Дюймовочкой? Откуда идет дождь? Откуда берутся лужи? Чем мы сегодня будем заниматься?
Словесные (рассказы воспитателя и детей, вопросы, рассуждения, объяснения, художественное слово)
Практические (экспериментальная деятельность)
3. Возрастная группа: 5-7 лет
4. Цель: Формировать познавательно-исследовательские способности детей на примере опытов, умения устанавливать причинно- следственные связи между природными явлениями. Согласно ФГОС ДО
5. Задачи:
5.1 Способствовать развитию опытно-экспериментальной деятельности детей. Способствовать формирование у детей диалектического мышления, т. е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.
Согласно ФГОС ДО
5.2 Р - способствовать развитию любознательности, наблюдательности, мышлению и речи;
- способствовать формированию умений делать элементарные обобщения и выводы;
- расширять и активизировать словарь
- развивать навыки проведения опытов, интерес к ним;
5.3 В. воспитывать бережное отношение к природе, умение работать в коллективе
6. Планируемые результаты:
6.1 - способствовали развитию любознательности, наблюдательности, мышлению и речи;
- способствовали формированию умений делать элементарные обобщения и выводы;
- развивали навыки проведения опытов, интерес к ним;
7. Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности) стаканы с водой, губки, салфетки, земля в тарелочках, карточки с приметами осени, лета, зимы.
8. Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты чтение художественной литературы «Дюймовочка»;
презентация «круговорот воды в природе»
I. Вводная часть Аудиозапись звуков природы – шум ветра, дождь
1.1
Введение в тему (создание проблемной ситуации) - Посмотрите на картинку. Как вы думаете, у кого мы в гостях
– Мы попали в гости к Дюймовочке.
Кто расскажет, что произошло с Дюймовочкой? Как мы ей помогли согреться? Послушайте продолжение сказки.
Ребята, скажите, какое сейчас время года?
Игра «Приметы осени»
– Ребята, давай выберем карточки с приметами осени и поставим их на мольберте.
(Дети выбирают карточки с приметами осени, лежащие на столе, и выставляют их на мольберте: ветер, туча с дождем, перелет птиц, дерево в осеннем уборе, лужи)
– Ребята, вы хотите сами узнать и проверить, как из облака идет дождь, и почему образуются лужи?
Кто в научной лаборатории станет самым настоящим ученым? осень
сказка «Дюймовочка»
игра «Приметы осени»
1.2 Мотивация деятельности детей Мотивация желания ребенка «Хочу быть ученым»
1.3 Целеполагание Чем мы сегодня будем заниматься?
II. Основная часть:
2.1 Актуализация ранее приобретенных знаний презентация на тему «Круговорот воды в природе», занятие «Путешествие капельки»
2.2 Добывание (сообщение и приятие) нового знания – Но прежде, чем приступить к научным испытаниям, отгадайте загадку:
– Правильно, это дождь. Давайте сами «создадим» дождь.
Проводится опыт 1.
На столах у ребят лежат подносы с чуть влажными губками. Предлагаю представить, что губка — это пушистое и легкое облако. Сверху она сухая, а внутри влажная. Нужно сжать ее. Что произошло? Почему из «облака» не идет дождь? (Капелек воды пока еще мало.) Добавляем в наше «облако» немного воды из стаканчика. Что теперь случится с нашими «облаками», если их сжать? (Дети высказывают свои гипотезы и проводят опыт.) Теперь из губки-облака идет дождь. Какой он? Тихий, моросящий, как осенью. А теперь выльем всю оставшуюся воду на губку и сожмем ее. Что получилось? Какой дождь идет теперь? (Сильный — весенний или летний.) Вот и в природе в разное время года дождь бывает разным: сильным или слабым
- Что приносит осенний дождь: тепло или холод?
(ответы детей)
Крупно, дробно зачастило
И всю землю напоило.
(Дождь.)
2.3 Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания Проведение самостоятельных опытов.
А сейчас отгадайте еще одну загадку:
– Правильно это лужа. Осенью погода становится всё пасмурней. Небо кажется ниже. Часто идут моросящие дожди. Воздух насыщен влагой, лужи на земле долго не высыхают. Давайте посмотрим, почему появляются лужи.
Проводится опыт 2 «Как появляются лужи»
– Возьмите стаканчики с землей и стаканчики с водой. Медленно наливайте в стаканчик с землей воду. Что вы видите?
– Вода впитывается в землю.
– Продолжайте потихонечку наливать воду в стаканчик с землей. Что теперь происходит?
– Земля полностью пропиталась водой.
– Продолжайте наливать воду. Что вы теперь видите?
– Земля пропиталась полностью водой и лишняя вода уже стоит на ее поверхности. Воде некуда впитываться.
– Правильно, так и в природе, напитавшаяся водой земля, больше не может задерживать в себе влагу, и лишняя вода остается на поверхности земли в виде луж. Где быстрее появятся лужи: на земле, песке, глине, асфальте?
Нам пора возвращаться из научной лаборатории
Пляшет дождик по дороге,
Чтоб мочили люди ноги.
Оставляет он следы —
Мелководные пруды.
(Лужа.)
III. Заключительная часть
3.1 Рефлексия Что нового узнали? Как из облака идет дождь? Как образуются лужи?