Наталья Балукова
Ознакомление с окружающим миром и использование активных методов обучения
▼ Скачать + Заказать документы
Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.
Сухомлинский В. А.
Тема, ознакомление с окружающим миром детей дошкольного возраста - является одной из важнейших тем в дошкольном образовании. Так или иначе, но для дошкольников каждое мероприятие, несёт элементы ознакомления с окружающим миром.
Публикация «Ознакомление с окружающим миром и использование активных методов обучения» размещена в разделах
Окружающий мир входит в жизнь детей постепенно. Сначала ребёнок познаёт то, что окружает его дома. Со временем его жизненный опыт обогащается. Немалую роль в этом играют ежедневные впечатления от общения с людьми, чтения художественной литературы, прогулок, и информации, которую он получает по телевидению, а может и при помощи компьютерных игр.
Дошкольнику не свойственна созерцательность, он стремиться к активному взаимодействию с окружающей его средой. Непосредственный контакт ребёнка с доступными ему предметами позволяет познать их отличительные особенности. Но это же порождает у ребёнка и множество вопросов.
Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребёнка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями, позволяет игра.
Учись, играя! - современный девиз многих педагогов.
В игре дети не только получают удовольствие и радость, так же с её помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение ребёнка.
В данное время очень много активных и гиперактивных детей. Удержать их на месте без движения или какой либо деятельности не возможно, они должны быть всегда в движении или активном действии. Поэтому стала знакомится с активными методами обучения.
Активные методы обучения
1. Игровые методы дают поиск решений в динамичных нестабильных условиях и могут дать больше, они позволяют проработать и сопоставить несколько возможных вариантов.
Приоритетом в моей практике являются подвижные игры.
Главная их особенность состоит в том, что задание предлагается в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают или закрепляют какие -то знания, в то же время они позволяют детям сбросить усталость и не засиживаться во время целенаправленной деятельности. Так же очень хорошо служат организационным моментом, используются как динамические паузы.
По утрам некоторые ребята, входя в группу, плачут, ссорятся со сверстниками, требуют маму и тогда поход в гости к любимой игрушке, улыбка, подвижная игра со знакомым персонажем, - подражание птицам, животным, приводит малышей в нормальное состояние.
Во время всех этих нехитрых мероприятий мы начинаем вводить детей в мир окружающих нас предметов, их предназначении, воспитываем интерес к животному миру, что является началом ознакомления с окружающим миром.
Получая новую информацию, поощряем ребёнка к выполнению движения. Двигаясь, ребёнок не только развивается физически, но и познаёт окружающий мир, учиться любить его и действовать в нём.
Например: начиная изучать разнообразие пернатого мира, вносим маски, медальоны с изображением птиц и знакомим с играми: "Воробушки и ворона", " Курочка хохлатка","Ястреб и ласточки"(казахские народ. игры, "Лисица и снегири", в том числе р. н. и. " Коршун" " Филин и пташки", Пчёлки и ласточка" "и многие другие на сколько позволит фантазия, тем самым закрепляем у детей знания внешнего вида и размера различных групп птиц, отряды, и умение их отличать.
Так же продолжая знакомство с животным миром и знакомя со зверями, продолжаем использовать различные знакомые нам п. и в том числе и игры разных народов "Лисички и курочки", " Серый волк"(татарские игры) " Медведь и пчёлы"(Узбекские народные игры) и многие другие а так же придуманные самостоятельно.
Физ. минутки, пальчиковая гимнастика, релаксация так же помогают закрепить полученные знания а так же собрать внимание детей во время образовательной деятельности.
Так же актуальна и дидактическая игра.
Играя дети овладевают навыками действий с определёнными предметами, учатся культуре общения друг с другом.
Проводя дидактические игры, типа "У куклы день рождения", знакомим не только с правилами последовательного выполнения действий, но и с название посуды и её предназначением: ваза для конфет - конфетница, ваза для фруктов - фруктовница. Так же можно обратить внимание на размер - чашка маленькая, сахарница побольше, чайник - большой. У детей младшего дошкольного возраста непроизвольная память и внимание, произвольная начинает формироваться только в старшем и подготовительном к школе возрасте. Они ещё не в состоянии наметить в уме план своих действий, они ещё не "теоретики", а "практики", и поэтому во время проведения образовательной деятельности я предоставляю детям как можно больше возможности для манипулирования предметами, для обследования их, сопровождая все действия объяснениями: Сегодня на прогулку наденем кукле рейтузы, связанные из тёплых шерстяных ниток. Это бабушка связала своёй внучке, чтобы ей было тепло (так продолжаем знакомство с сенсорными эталонами – толщиной) и т. д.
Дети данного возраста не всегда обладают достаточным объёмом словарного запаса, я предлагаю детям действие с куклой и др. предметами необходимыми во время игры для ознакомления тех связей, в которых они находятся. Ведь мышление, и есть раскрытие различных связей, которые всегда обозначены словами.
Например, целевые:
- Мы снимем кукле кофту, чтобы ей не было жарко;
связи причинные:
- на прогулку надеваем куртки и обуваем сапоги, т. к. на улице сыро;
связи количественные:
- Были у куклы одно платье, мы сшили ей кофточку, колготочки, штанишки и стало у куклы много одежды.
Что бы построить 2х этажный дом надо взять 4 кирпича и 2 перекладины и т. д.
Таким образом, дети узнают, что есть какие-то зависимости между те-ми действиями и явлениями, которые они наблюдают: во время прогулок, д. и., п. и., игр со строительным материалом.
В данное время очень активно используется один из АМО игры - квесты. Активизируют мыслительную деятельность детей, поддерживают высокий уровень внимания и интерес на протяжении всей деятельности.
В младшей группе дети очень неусидчивы, их трудно увлечь сидящими на стульях, удерживать внимание только при помощи картинок, если даже сюда добавить пальчиковую или подвижную игру. И тогда я решила попробовать провести образовательную деятельность в форме квеста.
Ведь изначально в квесте даются задания и чтобы их выполнить надо произвести какие - то действия.
Мы начали знакомство с пернатым миром окружающим нас.
На прогулках наблюдали за внешним видом птиц. (Кстати дети 3х лет понимают название ворона, узнают её крик, знают что она чёрная, но почему то с трудом узнают на картинках, познакомились с подвижными играми " Воробушки и собака", " Вороны", " Снегири и кот". Конечно снегирей, синиц - у нас не встретишь, поэтому в свободное от образовательной деятельности время рассматривали картинки, заучивали четверостишия, особенности внешнего вида закрепляли при помощи бумаги на ручном труде. Я подготавливала звуковые слайд - шоу по произведениям о птицах: Е. Токмакова " Десять птичек стайка"; З. Александрова " Мы кормушку смастерили" ; " Зимующие птицы"; смотрели мультфильм А. Борто " Снегирёк", и когда у детей накопился небольшой опыт провела игру квест " Защитники птиц":
В силу того, что в младшем дошкольном возрасте память ещё неустойчивая и не долговременная, то очень важен повтор, но в то же время для развития умственных способностей необходимо усложнение - то взаимосвязь занятий между собой и позволяет придерживаться этим требованиям.
Поэтому в средней группе мы продолжили знакомство с разнообразием птиц, так же просмотрели презентации, очень понравился детям
фильм " Сова на охоте" https://www.youtube.com/watch?time_continue=8&v=HonOOE9NAek
Расширили знакомство с зимующими птицами, познакомились с их голосами, уточнили их рацион питания и продолжили проводить образовательную деятельность в форме квеста " Птицы зимой"
2. Так же во вторую половину дня старалась проводить простые эксперименты, где на доступном уровне глубже узнавали свойства и качества различных предметов и явлений и учились объяснять их простыми предложениями, тем самым попутно обогащался словарь детей: существительными, прилагательными, глаголами, словами-обобщениями.
Продолжая работу, я заметила большой интерес детей данного возраста к различным наблюдениям и простым экспериментам, и поэтому мы в свободное от занятий время с ребятами наблюдали, нюхали, пробовали, трогали, рассматривали, экспериментировали.
Экспериментальная деятельность - помогает детям возможность почувствовать свою причастность к открытиям.
Показать всё при помощи эксперимента невозможно. Но в этом нам помогают познавательные фильмы которые можно найти при помощи интернет ресурсов.
Готовясь к наблюдению, эксперименту, подбирая различное оборудование, материалы вызывала интерес детей к деятельности и наблюдениям. Так постепенно учила детей обращать внимание на предметы и объекты окружающие нас и желание исследовать их.
3. Мозговой штурм-коллективный метод проб и ошибок.
Мозговой штурм является одной из частей технологии триз т. к. используется во многих играх:
"Хорошо-плохо", " " Чем было чем стало", " Моделирование маленьких человечков"," Сказочные приключение. ", проблемные ситуации.
Вначале играем в эти игры по теме вода, глина, песок, ткань, мука, сахар и т. д.
Придумываем совместные рассказы о сказочных планетах где идёт конфетный дождь, необыкновенные приключения сахара и Незнайки на луне. (взял в космическое путешествие но в невесомости пользоваться невозможно, выбросил за борт, и рассыпался белыми звёздочками на ночном небе)
Игры с использованием мозгового штурма обязательно должна проходить в уважительной и радостной атмосфере, запрещается любая критика- высказываний, идей.
Поощряем у детей высказывание любых идей, даже абсурдных, приветствуем развитие идеи и составление их комбинаций
Так как в дошкольном возрасте, записать предложенные идеи дети ещё не могут, да и запомнить тоже, предлагаем предметные картинки которые у ребёнка могут ассоциироваться с высказанной идеей. В старшем дошкольном возрасте можно предложить схематичную зарисовку.
Мозговой штурм должен длиться 10 мин., так как устав дети потеряют интерес,можно продолжить ту же тему на другой день.
Воспитателю необходимо быть терпеливым, доброжелательным, если тема не развивается можно предложить фантастическую, сказочную идею.
1. Помогает показать что у одной задачи несколько решений.
2. Поощрять желание высказывать свои мысли.
3. Учит детей фантазировать.
4. Говорить по одному, слушать и не перебивать других.
5. Обязательна похвала каждого участника высказавшего любую идею.
Если дети не развивают предложенную тему задать наводящие вопросы.
Примерные темы:
1. Как достать игрушку из воды не намочившись?
2. Как пожарнику спасти людей при отсутствии лестницы, перекрытого выхода (забраться на машину, закинуть шланг и подняться как по канату, приглашение промышленного альпениста и т. д.)
3. Чем можно рисовать на бумаги при отсутствии красок или чем рисовали первобытные люди (Овощи, фрукты, цветы, травы, остывший уголёк из костра и т. д.)
4. На чём можно переплыть реку, озеро, отправиться в путешествие по морю?
5. Как спасти зимующих птиц?
6. Как спасти сказочных героев.
7. Как сделать необычную, разноцветную льдинку.
8 Придумайте необычное насекомое, птицу, животное или рыбу (можно нарисовать или склеить из разных деталей других особей животного мира и предметов обихода)
10. Как сделать пирог супер вкусным.
4.. Вопросы - удачно поставленный вопрос наводит ребёнка на идею решения, правильного ответа:
I) распознающего характера, в ходе которых формируются знания о свойствах и качествах предметов, и явлений, а так же о связях наблюдаемого объекта с другими.
1. " Лёгкий и тяжёлый" (сравнение пуха, перьев и камешков, вата и пе-сок,
2. "Ветер по морю гуляет" (знакомство с понятием воздух)
4." Узнаем какая вода".
5." Бумажная страна" Продолжили знакомство с различными видами бумаги.
6." Чудо материал- пластмасса",
7. " Планета -Железяка"
8." Волшебные палочки" (сравнение, дерева, метала, пластика)
Во время экспериментирования использовались также игры с водой (переливание в различные ёмкости, растворение в ней различных веществ - соли, сахара, краски, муки).
9. Фоторобот для полицейского (по типу "Потерялся мальчик)
.Так же использовали наблюдение за изменением и преобразованием объектов:
Я считаю что наблюдение так же является частью АМО, т. к. во время наблюдений активизируются все органы чувств.
Ведь наблюдая ребёнок не только рассматривает но может и потрогать, и понюхать.
В ходе распознающего наблюдения формируются и основные умения наблюдать: принимать задачу, сосредотачивать восприятие на наблюдаемом объекте, использовать обследовательские и поисковые действия.
Благодаря тому, что в саду имеется большая коллекция металлов, познакомились с "Планетой - железякой" (знакомство с разновидностями металлов, их свойствами). Так же имеется коллекция различных тканей (учились определять на ощупь различные качества: толщину, шершавость и гладкость, сохранение тепла или теплоотдача, знакомились с историей появления некоторых видов тканей.
Коллекция разных видов бумаги так же помогла в знакомстве с толщиной, прочностью, впитываемостью различных жидкостей и её огнеопасность.
По ходу проведения опытов старалась ставить вопросы поискового характера:
Найдите сходство пластиковой, деревянной и железной ложек? (функциональная принадлежность)
В чём различие этих предметов? (прочность, теплопроводность). При этом разрешалось различное манипулирование предметами: постучать, уронить, погнуть.
Вопросы, требующие установления изменений произошедших с предметом:
Что произошло с кожей (материал) или бумагой, после того как мы опустили её в го воду, а с резиной и целофаном? А так же с различными видами ткани. Этими вопросами мы побуждаем не только анализировать, сопоставлять факты, но и развиваем умение пользоваться монологической и доказательной речью, составлять предложения разной сложности, пользоваться словами разных частей речи, чтобы объяснить своё наблюде-ние.
1. "Вершки- корешки (Рост и развитие фасоли, лука, овса или пшеницы, подсолнуха)
2. "На свету или в темноте" (Зависимость видоизменения растения от кол-ва света)
Этот вид наблюдения даёт знание о процессах окружающего мира в их динамике, взаимодействии. Наблюдение за ростом и развитием растений требует сложных умственных действий: сопоставление данного состояния объекта с предыдущим, а это связанно с наличием ранее сложившихся представлений и умением их мобилизовать, осуществить процесс сравнений на основе представлений памяти, умений выделить среди разнообразных признаков тот, который свидетельствует о происходящих изменениях. Так как память у детей еще не долговременная, а процесс за видоизменения растений - длительный. Для полноты анализа о видоизменении растения мы использовали зарисовки, фотографирование изменений происходящие с растениями.
III) наблюдение репродуктивного характера, когда по отдельным признакам устанавливается состояние объекта:
1." Цветные льдинки" (свойство воды, льда)
Этот вид наблюдения закрепляет умения детей по прозрачности агрегатное состояние воды.
При проведении образовательной деятельности необходимо помнить:
• все проводимые наблюдения и эксперименты должны быть абсо-лютно безопасными и безвредными.
• педагог не имеет права заставлять ребёнка производить какие-либо действия, которые ему не приятны, независимо от причин, вызвавших это неприятие.
• для того чтобы у детей сформировался устойчивый интерес к приобретению знаний, получаемые знания были осознанными и понятными, наблюдения и эксперименты должны проводиться планомерно, целенаправленно и систематически.
Работая по данной теме, я обратила внимание, что дети проявляют больший интерес к новой информации об окружающем мире, стараются получать её всеми возможными способами: чтение художественной литературы и детских энциклопедий, как дома с родителями, так и в саду при участии детей группы, просмотр познавательных мультфильмов, и, конечно же при помощи расспросов взрослых.
Во время наблюдений, различных видов игр, экспериментов: расширяется активный словарь детей, развивается монологическая, диалогическая и объяснительная речь. А так же умение строить предложение различной сложности, и составить небольшой связный рассказ об увиденном, придуманном т. к. каждый ребёнок желает поделиться своими новыми открытиями с родителями или друзьями.
Дети начинают активно использовать в своей деятельности сенсорные эталоны.
И проявляют желание продолжать своё обучение вне стен детского сада.