Лучший педагог года

Ознакомление с окружающим миром и миром природы «Зимующие птицы»

Екатерина Микушина
Ознакомление с окружающим миром и миром природы «Зимующие птицы»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект ОД с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Зимующие птицы».

Образовательная область: познавательное развитие.

Микушина Екатерина Петровна, воспитатель, первая квалификационная категория

2017

Тема: Зимующие птицы.

Цель: Расширять представления о зимующих птицах родного края.

Публикация «Ознакомление с окружающим миром и миром природы „Зимующие птицы“» размещена в разделах

Задачи: Учить узнавать по внешнему виду и называть птиц. Формировать познавательный интерес к миру природы. Закрепить знания о повадках птиц. Формировать желание заботиться о птицах в зимний период (развешивать кормушки, подкармливать птиц). Способствовать развитию эмоциональной отзывчивости.

Тип занятия: изучение и усвоение нового материала.

Форма организации: объяснение.

Активация словаря:

Предварительная работа: ежедневная подкормка птиц; наблюдения на прогулках; заучивание физминутки, пальчиковой гимнастики; изготовление кормушек совместно с родителями

Развивающая предметно- пространственная среда: картинки «Зимующие птицы»; разрезные картинки «Зимующие птицы», деревянные кормушки, зерно, семечки, свежее сало, ягоды рябины, шишки, письмо от «Зимующих птиц»; «снежок»; силуэты зимующих птиц, магнитная доска, магниты, музыкальная колонка, аудиозапись голосов птиц, пазлы «Зимующие птицы» по количеству детей; деревья.

Используемые технологии:

Методы: словесные, наглядные, практические, здоровье сберегающие технологии.

Форма: рассказ, беседа, метод иллюстраций, упражнения.

Список литературы: О. А. Соломенникова Ознакомление с природой в детском саду; интернет ресурсы.

Ход занятия:

Вводная часть.

Дети вместе с воспитателем заходят в группу.

Воспитатель предлагает детям отгадать загадку:

Избушка новая,

Для всех столовая,

Зовет обедать,

Крошек отведать. (Кормушка)

Воспитатель показывает кормушку:

- Вот какая столовая открылась у нас, посмотрите,

ребята! А для кого эта кормушка? (Ответы детей).

- Правильно, ребята, для зимующих птиц.

Основная часть.

Почему мы их называем зимующими? (Зимующие – это те птицы, которые не боятся холода, остаются у нас зимовать и не улетают осенью на юг в теплые края).

Сегодня зимующие птицы прилетели к нам в гости. Как же зовут нашего первого гостя? Послушайте и отгадайте загадку.

Я весь день ловлю жучков,

Уплетаю червячков.

В тёплый край я не летаю,

Здесь под крышей обитаю,

— Чик-чирик! Не робей,

Я бывалый. (Воробей)

Воспитатель: Воробей - весёлый, шустрый, маленький. Воробьи строят свои гнёзда рядом с домами людей. Это очень неприхотливые птички. Питаются в основном растительной пищей, лишь весной частично насекомыми, которыми также вскармливают птенцов. Как подает голос воробей? (чик-чирик)

Следующая наша гостья:

Прилетела к нам

Особа всем известная,

Она – крикунья местная.

Увидит тучку тёмную,

Взлетит на ель зелёную

И смотрит, словно с трона,

Красавица-… (Ворона)

Воспитатель: Ворона - важная, горластая. Вороны бывают как полностью черного цвета, так и черными с серым. Обычно вороны летают стаями. В каждой вороньей стае одна из ворон всегда выполняет роль сторожа, предупреждая остальных об опасности. Как ворона подает голос? (кар-кар)

А вот и третья гостья:

Не сидит она на месте,

На хвосте разносит вести.

Может, в них и мало прока.

Но горда собой… (Сорока)

Воспитатель: Сороку называют сторожем леса. В зимней тишине ее тревожный громкий стрекот предупреждает всё лесное население о том, что здесь появился незнакомец. Такие крикливые провожатые могут преследовать охотника довольно долго и настырно, срывая ему все планы, зато спасая живность от выстрела. Сорока - белобокая, длиннохвостая, непоседа. Она очень любопытная. Увидит что-нибудь блестящее, монетку, стёклышко, и разглядывает круглым глазом. Потом схватит, и утащит в своё гнездо. Сорока питается ягодами и семенами растений. Они собираются в небольшие стаи, по садам и паркам угощаются ягодами рябины, облепихи и боярышника. Очень любит птичьи яйца, крадет их из гнезд других птиц. За это и прозвали ее сорокой-воровкой. Ловит сорока мышей, лягушек, может утащить и цыпленка.

Следующая наша гостья:

Непоседа – невеличка,

Желтогруденькая птичка.

Ем я сало и пшеничку,

А зовут меня (Синичка)

Синица – это небольшая птичка с желтеньким брюшком, а на голове чёрная шапочка. Это очень шустрые и бойкие птички. Синицы не улетают на зиму в тёплые края, а переживают зиму, укрывшись в дупле. В снежную зиму пищи совсем немного, и птицам приходится нелегко. В поисках еды они прилетают к жилью человека. Зимой птица ест все : хлеб, зерна, сало, крупу). А как синица подает голос? (синь-синь)

Идем к следующей гостье.

Красногрудый, чернокрылый,

Любит зернышки клевать,

С первым снегом на рябине

Он появится опять. (Снегирь.)

Снегирь – самая зимняя птичка. Когда выпадает снег, снегирь повсюду становится очень заметным, благодаря своей красной грудке. Снегири – спокойные птицы, они неторопливы, несуетливы. Держатся снегири на рябине, клёне, кустах калины, обрывая ягоды и расклёвывая семена. Название «снегирь» птицы получили за ярко-красный оттенок брюшка. Девочки отличаются от мальчиков тем, что грудка у них не красного цвета, а бурого с серым оттенком. Питаются снегири семенами, почками растений и ягодами, из которых выклевывают семечки. Как бы ни был голоден снегирь, но лучшую гроздь рябины он всегда уступит своей подружке. Снегири зерноядные птицы. Птенцов они тоже кормят растительными кормами. Насекомых в пищу, яркие птицы почти не употребляют. А как снегирь подает голос? (рюм-рюм-рюм)

А вот и последний наш гость.

Я по дереву стучу,

Червячка добыть хочу,

Хоть и скрылся под корой,

Все равно ты будешь мой! (Дятел)

Воспитатель: Дятел - большую часть времени проводит сидя на стволе дерева и стуча по нему клювом, чтобы извлечь насекомых. У него сильный, крепкий клюв, которым он выстукивает заболевшее дерево. А длинный язык помогает птице ловко доставать насекомых, личинок жуков-короедов из глубоких щелей в коре. Как внимательный врач, дятел осматривает, выстукивает, выслушивает каждое дерево. И если дерево заражено, дятел принимается долбить его. По следам работы дятлов легко узнать, заражен лес или здоров. Но этого мало: дятел в лесу не только врач, он еще и плотник. За свою жизнь он выдалбливает десятки дупел, и они служат домиками, в которых с удовольствием поселяются на летний сезон скворцы, мухоловки, синицы и многие другие птицы. Еще дятел питается семенами еловых и сосновых шишек. Дупло в стволе служит гнездом. У мальчика-дятла на голове красивая ярко-красная «шапочка», а у девочки- дятла ее нет.

Физминутка «Зимующие птицы»

Вот под елочкой зеленой

Скачут весело вороны (прыжки)

Кар-кар-кар, кар-кар-кар!

Целый день они кричали, Спать ребятам не давали. (летают и кричат)

Кар-кар-кар! Кар-кар-кар!

Только к ночи умолкают

И все вместе засыпают. (присели на корточки, закрыли глаза)

Игра «Продолжи фразу»

У синицы клюв тонкий, а у дятла (толстый)

Ворона - большая, а воробей (маленький)

Снегирь - малоподвижный, а синица (шустрая)

Синицы высиживают птенцов летом, а клест. (зимой)

Игра «Какой? Какая?»

Если у синицы черная голова, то она какая? (черноголовая)

Если у сороки белый бок, то она какая? (белобокая)

Если у сороки черный хвост, то она какая? (чернохвостая)

Если у снегиря красная грудь, то он какой? (красногрудый)

Если у сороки длинный хвост, то она какая? (длиннохвостая)

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы уже много знаете о птицах. Давайте поиграем в игру «Узнай голоса птиц».

(Под фонограмму узнать голос птицы)

Как – Кар - Ворона.

Чик – Чирик - Воробей.

Синь-Синь - Синичка.

Рюм – рюм - рюм – Снегирь

Во время игры воспитатель находит конверт

В: Дети, я нашла какой-то конверт. Кто же его здесь оставил? Вам интересно узнать? Давай те сядем за столы и посмотрим. Да это конверт от птиц! Интересно, что в нем лежит?

Воспитатель достает разрезанные иллюстрации птичек.

В: Если сложить части, то получится целая птичка. Это опять зима проказничала, подула холодным ветром и перепутала всех птичек. Давайте соберем их. Но сначала разомнем наши пальчики и сделаем пальчиковую гимнастику «Сорока».

Летела, летела сорока

Через бабушкины ворота

Вот она крыльями забила

Бабушкин кисель разлила.

Собирают разрезные картинки.

Дети, а как вы думаете, легко ли живется птицам зимой? А почему?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно. В холодные дни птицы ищут себе корм в течение всего дня. Зимой птицам не так страшен холод, как голод. За короткий зимний день птицы едва успевают утолить голод. В зимнюю стужу, голодные и ослабевшие птицы легко замерзают. Если птичка не ест зимой 6 часов, она погибает. Из десяти мелких птиц в суровые зимы остаются только две. Поэтому им необходимо помочь. Как выдумаете, дети, как можно помочь птицам зимой?

- Ребята, давайте вспомним, что птички любит кушать? (Птички любят крошки, зёрна, семечки).

- Синички больше всего любят сало, но оно должно быть несолёное.

- А что любит снегирь? Любимое лакомство снегиря ягоды рябины, калины, шиповника, семена.

- Воробьи любят разный корм, но особенно семечки. Но прежде чем угощать птиц, семечки нужно немного расплющить. Например, покатать по ним стеклянную бутылку.

- А что же любит сорока? Сорока больше всего любит зерно.

Сейчас возьмите каждый себе по птичке - будем наших друзей угощать.

- Кому ты подаришь кусочки сала? (Я даю кусочки сала синице).

- Кого ты угостишь семечками? (Я угощу семечками воробья).

- Кому ты отдашь ягоды? (Я отдам ягоды снегирю).

- А чем можно угостить сороку? (Сороку можно угостить зерном).

Посадите свою птицу в ту кормушку, где лежит ее любимая еда.

Воспитатель: Покормите птиц зимой,

Чтоб со всех концов

К вам слетались, как домой

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма

Горсть одна нужна.

Горсть одна – и не страшна

Будет им зима.

Заключительная часть.

Что вам понравилось больше всего?

А что самое сложное было для вас?

Публикации по теме:

Конспект НОД в средней группе по ознакомлению с окружающим миром «Зимующие птицы моего края» Конспект НОД в средней группе по ознакомлению с окружающим миром Тема. Занятие- соревнование «Зимующие птицы моего края» Цель. Продолжать.

Конспект ООД по ознакомлению с миром природы в старшей группе «Зимующие птицы» Цель:Формировать представление у воспитанников о зимующих птицах Задачи: • расширять представления детей о зимующих птицах родного края;.

Конспект ОД по ознакомлению с миром природы с детьми подготовительной группы с нарушением зрения «Зимующие птицы» Цели занятия: Коррекционные: Развивать фиксацию взора и зрительное сосредоточение в процессе поисковой деятельности. Образовательные: Расширять.

Конспект занятия для младшей группы по ознакомлению с окружающим миром «Зимующие птицы. Синица» Тема: Зимующие птицы. Синица. Цель занятия: Расширить и уточнить знания детей о зимующих птицах нашего города. Программное содержание: Продолжать.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Зимующие птицы»Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Зимующие птицы» Задачи: 1. Закрепить понятие «зимующие» птицы; 2. Активизировать в речи обобщающие слова: «зимующие птицы»; употреблять притяжательные прилагательные.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе на тему «Зимующие птицы» Ознакомление с окружающим миром Конспект занятия в средней группе на тему «Зимующие птицы» Цель: Уточнить и расширить представления детей.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Зимующие птицы» Цель: Познакомить детей с зимующими птицами Мордовии. Задачи: Образовательные: Расширять представления о том, чем питаются птицы зимой.

ООД по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи «Зимующие птицы: ворона и воробей» (старшая группа) Цель: Формирование представления о внешнем виде, повадках, особенностях жизни в зимний период зимующих птиц. Задачи: Образовательные:.

Занятие по ознакомлению с окружающим миром и миром природы в старшей группе «Зимующие птицы» Зимующие птицы. Программное содержание: Расширять представления детей о зимующих птицах родного края. Учить узнавать по внешнему виду и.

Конспект познавательной деятельности по ознакомлению с миром природы в старшей группе «Зимующие птицы»Конспект познавательной деятельности по ознакомлению с миром природы в старшей группе «Зимующие птицы» Цель: Формировать обобщённое представление о зимующих и перелётных птицах, учить различать их по существенному признаку, узнавать птиц по.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Ознакомление с окружающим миром и миром природы «Зимующие птицы»
Опубликовано: 19 марта 2018 в 17:53
+21Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Ознакомление с окружающим миром и миром природы «Зимующие птицы»» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Микушина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД