Екатерина Микушина
Ознакомление с окружающим миром и миром природы «Зимующие птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект ОД с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Зимующие птицы».
Образовательная область: познавательное развитие.
Микушина Екатерина Петровна, воспитатель, первая квалификационная категория
2017
Тема: Зимующие птицы.
Цель: Расширять представления о зимующих птицах родного края.
Публикация «Ознакомление с окружающим миром и миром природы „Зимующие птицы“» размещена в разделах
- Зимующие птицы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2018
Задачи: Учить узнавать по внешнему виду и называть птиц. Формировать познавательный интерес к миру природы. Закрепить знания о повадках птиц. Формировать желание заботиться о птицах в зимний период (развешивать кормушки, подкармливать птиц). Способствовать развитию эмоциональной отзывчивости.
Тип занятия: изучение и усвоение нового материала.
Форма организации: объяснение.
Активация словаря:
Предварительная работа: ежедневная подкормка птиц; наблюдения на прогулках; заучивание физминутки, пальчиковой гимнастики; изготовление кормушек совместно с родителями
Развивающая предметно- пространственная среда: картинки «Зимующие птицы»; разрезные картинки «Зимующие птицы», деревянные кормушки, зерно, семечки, свежее сало, ягоды рябины, шишки, письмо от «Зимующих птиц»; «снежок»; силуэты зимующих птиц, магнитная доска, магниты, музыкальная колонка, аудиозапись голосов птиц, пазлы «Зимующие птицы» по количеству детей; деревья.
Используемые технологии:
Методы: словесные, наглядные, практические, здоровье сберегающие технологии.
Форма: рассказ, беседа, метод иллюстраций, упражнения.
Список литературы: О. А. Соломенникова Ознакомление с природой в детском саду; интернет ресурсы.
Ход занятия:
Вводная часть.
Дети вместе с воспитателем заходят в группу.
Воспитатель предлагает детям отгадать загадку:
Избушка новая,
Для всех столовая,
Зовет обедать,
Крошек отведать. (Кормушка)
Воспитатель показывает кормушку:
- Вот какая столовая открылась у нас, посмотрите,
ребята! А для кого эта кормушка? (Ответы детей).
- Правильно, ребята, для зимующих птиц.
Основная часть.
Почему мы их называем зимующими? (Зимующие – это те птицы, которые не боятся холода, остаются у нас зимовать и не улетают осенью на юг в теплые края).
Сегодня зимующие птицы прилетели к нам в гости. Как же зовут нашего первого гостя? Послушайте и отгадайте загадку.
Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю червячков.
В тёплый край я не летаю,
Здесь под крышей обитаю,
— Чик-чирик! Не робей,
Я бывалый. (Воробей)
Воспитатель: Воробей - весёлый, шустрый, маленький. Воробьи строят свои гнёзда рядом с домами людей. Это очень неприхотливые птички. Питаются в основном растительной пищей, лишь весной частично насекомыми, которыми также вскармливают птенцов. Как подает голос воробей? (чик-чирик)
Следующая наша гостья:
Прилетела к нам
Особа всем известная,
Она – крикунья местная.
Увидит тучку тёмную,
Взлетит на ель зелёную
И смотрит, словно с трона,
Красавица-… (Ворона)
Воспитатель: Ворона - важная, горластая. Вороны бывают как полностью черного цвета, так и черными с серым. Обычно вороны летают стаями. В каждой вороньей стае одна из ворон всегда выполняет роль сторожа, предупреждая остальных об опасности. Как ворона подает голос? (кар-кар)
А вот и третья гостья:
Не сидит она на месте,
На хвосте разносит вести.
Может, в них и мало прока.
Но горда собой… (Сорока)
Воспитатель: Сороку называют сторожем леса. В зимней тишине ее тревожный громкий стрекот предупреждает всё лесное население о том, что здесь появился незнакомец. Такие крикливые провожатые могут преследовать охотника довольно долго и настырно, срывая ему все планы, зато спасая живность от выстрела. Сорока - белобокая, длиннохвостая, непоседа. Она очень любопытная. Увидит что-нибудь блестящее, монетку, стёклышко, и разглядывает круглым глазом. Потом схватит, и утащит в своё гнездо. Сорока питается ягодами и семенами растений. Они собираются в небольшие стаи, по садам и паркам угощаются ягодами рябины, облепихи и боярышника. Очень любит птичьи яйца, крадет их из гнезд других птиц. За это и прозвали ее сорокой-воровкой. Ловит сорока мышей, лягушек, может утащить и цыпленка.
Следующая наша гостья:
Непоседа – невеличка,
Желтогруденькая птичка.
Ем я сало и пшеничку,
А зовут меня (Синичка)
Синица – это небольшая птичка с желтеньким брюшком, а на голове чёрная шапочка. Это очень шустрые и бойкие птички. Синицы не улетают на зиму в тёплые края, а переживают зиму, укрывшись в дупле. В снежную зиму пищи совсем немного, и птицам приходится нелегко. В поисках еды они прилетают к жилью человека. Зимой птица ест все : хлеб, зерна, сало, крупу). А как синица подает голос? (синь-синь)
Идем к следующей гостье.
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять. (Снегирь.)
Снегирь – самая зимняя птичка. Когда выпадает снег, снегирь повсюду становится очень заметным, благодаря своей красной грудке. Снегири – спокойные птицы, они неторопливы, несуетливы. Держатся снегири на рябине, клёне, кустах калины, обрывая ягоды и расклёвывая семена. Название «снегирь» птицы получили за ярко-красный оттенок брюшка. Девочки отличаются от мальчиков тем, что грудка у них не красного цвета, а бурого с серым оттенком. Питаются снегири семенами, почками растений и ягодами, из которых выклевывают семечки. Как бы ни был голоден снегирь, но лучшую гроздь рябины он всегда уступит своей подружке. Снегири зерноядные птицы. Птенцов они тоже кормят растительными кормами. Насекомых в пищу, яркие птицы почти не употребляют. А как снегирь подает голос? (рюм-рюм-рюм)
А вот и последний наш гость.
Я по дереву стучу,
Червячка добыть хочу,
Хоть и скрылся под корой,
Все равно ты будешь мой! (Дятел)
Воспитатель: Дятел - большую часть времени проводит сидя на стволе дерева и стуча по нему клювом, чтобы извлечь насекомых. У него сильный, крепкий клюв, которым он выстукивает заболевшее дерево. А длинный язык помогает птице ловко доставать насекомых, личинок жуков-короедов из глубоких щелей в коре. Как внимательный врач, дятел осматривает, выстукивает, выслушивает каждое дерево. И если дерево заражено, дятел принимается долбить его. По следам работы дятлов легко узнать, заражен лес или здоров. Но этого мало: дятел в лесу не только врач, он еще и плотник. За свою жизнь он выдалбливает десятки дупел, и они служат домиками, в которых с удовольствием поселяются на летний сезон скворцы, мухоловки, синицы и многие другие птицы. Еще дятел питается семенами еловых и сосновых шишек. Дупло в стволе служит гнездом. У мальчика-дятла на голове красивая ярко-красная «шапочка», а у девочки- дятла ее нет.
Физминутка «Зимующие птицы»
Вот под елочкой зеленой
Скачут весело вороны (прыжки)
Кар-кар-кар, кар-кар-кар!
Целый день они кричали, Спать ребятам не давали. (летают и кричат)
Кар-кар-кар! Кар-кар-кар!
Только к ночи умолкают
И все вместе засыпают. (присели на корточки, закрыли глаза)
Игра «Продолжи фразу»
У синицы клюв тонкий, а у дятла (толстый)
Ворона - большая, а воробей (маленький)
Снегирь - малоподвижный, а синица (шустрая)
Синицы высиживают птенцов летом, а клест. (зимой)
Игра «Какой? Какая?»
Если у синицы черная голова, то она какая? (черноголовая)
Если у сороки белый бок, то она какая? (белобокая)
Если у сороки черный хвост, то она какая? (чернохвостая)
Если у снегиря красная грудь, то он какой? (красногрудый)
Если у сороки длинный хвост, то она какая? (длиннохвостая)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы уже много знаете о птицах. Давайте поиграем в игру «Узнай голоса птиц».
(Под фонограмму узнать голос птицы)
Как – Кар - Ворона.
Чик – Чирик - Воробей.
Синь-Синь - Синичка.
Рюм – рюм - рюм – Снегирь
Во время игры воспитатель находит конверт
В: Дети, я нашла какой-то конверт. Кто же его здесь оставил? Вам интересно узнать? Давай те сядем за столы и посмотрим. Да это конверт от птиц! Интересно, что в нем лежит?
Воспитатель достает разрезанные иллюстрации птичек.
В: Если сложить части, то получится целая птичка. Это опять зима проказничала, подула холодным ветром и перепутала всех птичек. Давайте соберем их. Но сначала разомнем наши пальчики и сделаем пальчиковую гимнастику «Сорока».
Летела, летела сорока
Через бабушкины ворота
Вот она крыльями забила
Бабушкин кисель разлила.
Собирают разрезные картинки.
Дети, а как вы думаете, легко ли живется птицам зимой? А почему?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно. В холодные дни птицы ищут себе корм в течение всего дня. Зимой птицам не так страшен холод, как голод. За короткий зимний день птицы едва успевают утолить голод. В зимнюю стужу, голодные и ослабевшие птицы легко замерзают. Если птичка не ест зимой 6 часов, она погибает. Из десяти мелких птиц в суровые зимы остаются только две. Поэтому им необходимо помочь. Как выдумаете, дети, как можно помочь птицам зимой?
- Ребята, давайте вспомним, что птички любит кушать? (Птички любят крошки, зёрна, семечки).
- Синички больше всего любят сало, но оно должно быть несолёное.
- А что любит снегирь? Любимое лакомство снегиря ягоды рябины, калины, шиповника, семена.
- Воробьи любят разный корм, но особенно семечки. Но прежде чем угощать птиц, семечки нужно немного расплющить. Например, покатать по ним стеклянную бутылку.
- А что же любит сорока? Сорока больше всего любит зерно.
Сейчас возьмите каждый себе по птичке - будем наших друзей угощать.
- Кому ты подаришь кусочки сала? (Я даю кусочки сала синице).
- Кого ты угостишь семечками? (Я угощу семечками воробья).
- Кому ты отдашь ягоды? (Я отдам ягоды снегирю).
- А чем можно угостить сороку? (Сороку можно угостить зерном).
Посадите свою птицу в ту кормушку, где лежит ее любимая еда.
Воспитатель: Покормите птиц зимой,
Чтоб со всех концов
К вам слетались, как домой
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма
Горсть одна нужна.
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.
Заключительная часть.
Что вам понравилось больше всего?
А что самое сложное было для вас?