Татьяна Батищева
Ознакомление с неживой природой в старшей группе «Поиск воздуха»
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ НОД
ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С НЕЖИВОЙ ПРИРОДОЙ «ПОИСК ВОЗДУХА»
В СТАРШЕЙ ГРУППЕ № 5
ГБДОУ ДЕТСКИЙ САД № 131
ВЫБОРГСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Воспитатель: Батищева Татьяна Геннадиевна
Цель: формирование представлений детей о воздухе, его свойствах и значении.
Задачи:
1. Познакомить детей с основными свойствами воздуха.
Публикация «Ознакомление с неживой природой в старшей группе „Поиск воздуха“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Неживая природа
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
2. Развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать самостоятельные выводы.
3. Воспитывать познавательный интерес к неживой природе.
Словарная работа (активизировать словарь): выпуклый, упругий, невидимый, прозрачный, бесцветный, лёгкие, грудная клетка.
Оборудование: емкость с водой, лист бумаги, банка, банка с прикрепленной к дну вате, духи, полотенце, сундучок с игрушками, открытка.
Раздаточный материал: емкости с водой, полиэтиленовые пакеты, веера (сделанные заранее, стаканчики с водой, коктейльные трубочки, губки, кусочек кирпича, тарелочки, полотенца.
Предварительная работа: наблюдения за ветром во время прогулок, беседы о чистом и грязном воздухе, игры с мыльными пузырями, воздушными шарами, ленточками, султанчиками, изготовление бумажных вееров, лодочек; беседы «Хорошо или плохо», «Кто живет в воде?», дидактическая игра «Живая и неживая природа».
Методы и приемы: игровой (введение в тему, наглядный, словесный (вопросы поискового характера, практический (опыты).
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное, физическое развитие.
Список литературы:
Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. «Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников». – М., 2005.
Николаева С. Н. «Ознакомление дошкольников с неживой природой» -
М., 2005.
Рыжова Н. А. «Наш дом – природа» - М., 1997.
Рыжова Н. А. «Воздух – невидимка» - М., 1998.
Ход занятия:
– Ребята, вчера я получила по электронной почте письмо.
Вывожу на экран слайд с Фиксиками. Читаю письмо:
«Здравствуйте, ребята группы № 5! Помогите нам, пожалуйста, у нас случилась большая неприятность. Хотели полетать на воздушном шаре, но он сдулся. Знаем, что шарики надувают воздухом, но не знаем, как найти его. Высылаем вам волшебный сундучок, который откроется, когда вы найдете воздух и ответите на вопросы. Но если вы захотите открыть сундучок, не ответив на вопросы, всё содержимое в нём исчезнет. Ещё раз просим: помогите отыскать воздух!»
Воспитатель: Поможем Фиксикам? Какая задача стоит перед нами? (отыскать воздух). Тогда предлагаю превратиться в воздухоискателей.
Раз-два повернись, в воздухоискателей превратись.
Воспитатель: С чего начнем? Как же нам найти воздух? Увидеть его? (выслушивает ответы детей).
Воспитатель предлагает детям опыты, которые помогут ответить на вопросы.
1. Опыт с листком бумаги проводит воспитатель.
- Почему воздух трудно обнаружить?
- Мешает воздух нам смотреть друг на друга?
- А если поместить между нами лист бумаги?
- Почему бумага мешает?
- Чем отличается бумага от воздуха?
Вывод: воздух прозрачный, бесцветный.
2. Опыт с банкой и емкостью с водой проводит воспитатель.
Воспитатель показывает пустую банку.
- Есть ли в этой банке что-нибудь? Давайте проверим.
Воспитатель опускает вверх дном банку в емкость с водой.
- Что вы услышали? Что произошло?
Вывод: в банке есть воздух, воздух не пускает воду, выталкивает.
Воспитатель предлагает детям пройти к столам. Взять полиэтиленовые пакеты.
3. Опыт с полиэтиленовым пакетом
– Ребята, рассмотрите пакеты.
– Какой пакет по цвету? (прозрачный, бесцветный).
– Есть ли сейчас что-нибудь в ваших пакетах?
Возьмите свои пакет и скрутите их, вот так (показывает).
– Что вы видите? Каким стал пакет? (выпуклым, упругим).
– Что сейчас находится в этом пакете?
– Был ли воздух до скручивания? (был, но его было мало).
Вывод: воздух есть везде.
4. Опыт с веером.
Воспитатель предлагает взять веера.
- Как можно поиграть с веерами? (помахать ими перед собой).
- Что вы сейчас почувствовали? (ветерок)
- Вам стало прохладнее или теплее?
- Что такое ветер? (это движение воздуха).
Вывод: движение воздуха мы можем почувствовать.
5. Опыт со стаканчиками и трубочкой.
– Рассмотрите стаканы с водой.
- Что вы видите на стенках стаканов? (пузырьки).
– Что такое пузырьки? (это воздух). Опустите трубочки в воду, подуйте.
– Что вы видите? Что слышите?
– Есть ли в воде воздух?
Вывод: воздух виден в воде в виде пузырей.
6. Опыт с губкой, кирпичом.
– Есть ли воздух в предметах, которые лежат у вас на тарелках?
Возьмите губку. Видите в губке дырочки? Что в дырочках? Что случится, если опустить губку в воду? Давайте проверим. Опустите губку в емкость с водой.
– Что заметили? (воздух выходит из губки в виде пузырей).
Аналогично проводится опыт с кирпичом.
Вывод: в губке, в кирпиче есть воздух.
Воспитатель: Воздух вокруг нас.
Физминутка:
Я подую высоко,
Я подую низко,
Я подую далеко,
Я подую близко.
7. Опыт проводит воспитатель с банкой, у которой на дне прикреплен кусочек ваты и емкостью с водой.
– Что произойдёт с ватой, когда я опущу банку в воду? (выслушивает детей). Проводит опыт.
– Почему вата сухая? (воду не пускает воздух).
Вывод: воздух в банке выталкивает воду.
8. Опыт с духами.
– Понюхайте воздух. Чем пахнет воздух? А если брызнуть духами?
Воспитатель брызгает духами.
Вывод: воздух без запаха, он забирает запах других предметов.
– Ребята, нужен ли нам воздух? Положите ладонь на грудь и почувствуйте, как она поднимается и опускается – происходит дыхание. Вдох (хороший воздух) – выдох (плохой воздух). Так человек дышит всю свою жизнь.
Закройте ладонью нос и рот.
- Что вы почувствовали? (тяжело дышать).
- Зачем надо проветривать группу, спальню?
Вывод: человеку нужен свежий, чистый воздух.
– Вы знаете, что бывает грязный воздух? Где? (ответы детей). В помещениях, где люди курят, когда жгут на свалке мусор, машины выделяют из бензина вредные вещества, трубы на заводах выбрасывают в воздух вредный дым. Все вредные вещества оседают у нас в лёгких и мы можем заболеть. Поэтому надо подальше держаться от таких мест.
– А теперь давайте подойдём к сундучку и попробуем ответить на вопросы в письме.
1. Через нос проходит в грудь и обратно держит пусть. Он не видимый, но всё же без него мы жить не можем (воздух).
2. Есть ли у воздуха цвет, запах? (он бесцветный, без запаха)
3. Как мы может обнаружить воздух? (в воде в виде пузырьков, помахать перед собой, подуть).
4. Где находится воздух? (везде)
4. Можно ли играть с воздухом?
Дети отвечают. Открывают сундучок и получают воздушные шарики, свистульки, мыльные пузыри.
Воспитатель: Ребята, чем мы сегодня занимались? Какие опыты вам понравились?