Елена Воронина
Ознакомление с миром природы «Воздух и его свойства» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Технологическая карта образовательной деятельности в средней группе
Тема: Ознакомление с миром природы «Воздух и его свойства».
Возрастная группа: средняя группа (5-й год жизни)
Форма НОД: исследовательская деятельность.
Тип НОД: интегрированная (речевое развитие, познавательное развитие).
Форма организации: подгрупповая
Цель: формирование представлений о воздухе и его свойствах.
ЗАДАЧИ:
Публикация «Ознакомление с миром природы „Воздух и его свойства“ в средней группе» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Свойства материалов и веществ
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Воспитательные задачи:
• Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности и желание расширять свой кругозор.
• Воспитывать аккуратность при работе с водой.
• Воспитывать трудовую культуру, самоорганизацию, навыки работы в коллективе.
Развивающие задачи:
• Развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта.
• Развивать речь, внимание, наблюдательность, речевое дыхание.
• Развивать мышление, учить делать выводы в процессе эксперимента, обосновывать суждения.
Обучающие задачи:
• Упражнять детей в умении наблюдать за окружающей средой.
• Закрепить представление детей о воздухе, его свойствах.
• Продолжать формировать навыки проведения опытов.
Предварительная работа:
• разбор с детьми понятия «иследователи» и «эксперимент», рассматривание иллюстраций (слайдов) на тему «Воздух»;
• наблюдения на прогулке за природными явлениями, объектами живой и неживой природы (облаками, деревьями, птицами, ветром;
• изготовление с родителями вееров и корабликов для проведения опытов.
Материалы и оборудование:
Весы подвесные, 2 одинаковых воздушных шара; стаканы с водой, трубочки для коктейля, целлофановые пакеты, острые палочки, веера, кораблики с бумажными парусами, по количеству детей; тазики с водой, мыльные пузыри; карточки – обозначения свойства воздуха.
Методы и приемы: беседа-диалог, игровая ситуация, физминутка, опыт, вопросы, подведение итогов, индивидуальные ответы детей.
1. Организационно-мотивационный момент.
(1 мин.)
Приветствие:
Слайд 1
«Я здороваюсь везде:
Дома и на улице
Даже здравствуй говорю
Я соседской курице.
Здравствуй, Солнце Золотое!
Здравствуй, Небо Голубое!
Здравствуй, Вольный Ветерок!
Здравствуй, Маленький Дубок!
Здравствуй, Утро!
Здравствуй, День!
Нам здороваться
не лень!»
(Т. Сикачева)
Дети встают в круг; приветствуют педагога и своих друзей.
Идут по кругу
Делают «крышу» над головой
Делают «крылышки»
Показывают «Солнце»
Руки вверх!
Качают руками
Руки складывают, как «дубок»
Поворот вправо
Поворот влево
Руки в стороны
Руки сложены у груди.
(привлечение произвольного внимания, психологическая готовность к общению; частично сформировано умение координировать движения с речью).
2. Планирование исследовательской деятельности.
(2 мин.)
Слайд 2
Воспитатель: Ребята, я предлагаю сегодня наш зал превратить в центр юных исследователей. Как вы думаете, кто такие исследователи? Чем они занимаются?
Я согласна с вами. Исследователи - это люди, которые занимаются научными исследованиями, с помощью опытов, наблюдений, экспериментов узнают что-то новое, получают новые знания.
Слайд 3
Я предлагаю вам стать исследователями.
А чтобы узнать, что мы сегодня будем изучать, отгадайте загадку:
Он нам нужен чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!
Дети предлагают свои варианты ответа.
Участвуют в диалоге, высказывают своё мнение, основываясь на имеющихся представлениях, вспоминают ранее, усвоенное, задают и отвечают на вопросы, отгадывают загадку (проявление самостоятельности; воспроизведение информации, необходимой для успешного усвоения нового; сформировано представление о том, кто такие «исследователи»; сформировано умение соотносить описание с предметом (в данном случае, воздуха с его признаками).
3. Организационно-поисковый
(15 мин.)
(Из-за дверей доносятся звуки)
Винни Пух: Ой, помогите, спасите, лечу!
Воспитатель: Кто это там кричит?
В комнату на воздушных шариках залетает Винни Пух.
Воспитатель: Здравствуй Винни Пух! Как ты к нам попал?
Винни Пух: Здравствуйте ребята! Я гулял с шарами, но вдруг ветер подхватил меня и понес, понес и принес к вам в детский сад. Как у вас здесь интересно! А что это вы здесь делаете?
Винни Пух: Можно мне остаться, у меня как раз есть вопрос. Я не знаю - что такое воздух? Что-то я о нем слышал, но никогда с ним не встречался. Может, его вовсе нет?
Воспитатель: Я тоже никогда с ним не встречалась, но знаю, что он вокруг нас.
Винни Пух: Ничего я не вижу. Где же он? Куда он спрятался?
Воспитатель: Никуда он не спрятался. Ребята, давайте докажем Винни Пуху, что воздух действительно есть. Я приглашаю всех в мини-лабораторию, чтобы мы могли проводить опыты как настоящие ученые.
Слайд 4
Но сначала давайте повторим правила поведения в лаборатории: внимательно смотреть и слушать, не трогать без разрешения, не кричать, работать на своем месте (не бегать, соблюдать осторожность, делать выводы.
Дети ведут диалог с гостем, вступают в игровое действие, отвечают на вопросы, проявляют инициативу; повторяют правила и размещаются вокруг стола для экспериментов (частично сформированы внимание и диалогическая речь).
Слайд 5
Опыт №1 «Как поймать воздух».
Воспитатель: Ребята, давайте поймаем воздух для Винни Пуха. Чем мы можем поймать воздух?
Воспитатель: Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух.
Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами? Что в них находится? Какой он? Вы его видите?
Винни Пух: Я уверен, что там ничего нет!
Воспитатель: Хорошо! Давайте проверим. Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете?
Дети делают вывод: «Воздух не имеет цвета. Он прозрачный»
и «Воздух-невидим»
Воспитатель подносит пакет к Винни Пуху.
Винни Пух: Я его не вижу, но чувствую.
Воспитатель: Молодец, Винни Пух! Ты сам сделал правильный вывод, что воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать.
Давайте поставим на мольберт карточку-обозначение свойства воздуха
«Воздух-невидим».
Винни Пух: Хитрые какие… Как же вы докажете, что воздух есть, если он – невидимка?
Воспитатель: Молодец, Винни Пух! Ты мне подсказал еще один интересный опыт с воздухом.
Слайд 6
Опыт № 2 «Пузыри в стакане»
Воспитатель: Перед вами стаканы с водой и трубочки для коктейля. Вставьте трубочки в воду и подуйте в них.
Что вы видите? Что выходит из воды с пузырьками? Откуда он берется?
Винни Пух: А почему пузырьки поднимаются на поверхность?
Дети: Потому, что воздух легче воды.
Воспитатель: Правильно! Давайте поставим на мольберт еще одну карточку - обозначение свойства воздуха «Воздух легче воды».
Молодцы ребята! Предлагаю вам немного отдохнуть, давайте посмотрим на экран.
Слайд 7 (на слайде - мыльные пузыри)
Что это? Как вы думаете, что находится внутри пузырей? Давайте немножко поиграем.
Физминутка «Мыльные пузыри».
Мы надуем все пузырь,
Мыльный и воздушный.
В небо быстро он взлетит
И разгонит тучки.
Побежим мы по дорожке, захотим его поймать,
Но пузырь летит так быстро
И его нам не поймать.
Действия:
- дуем на ладошки, сложенные вместе
- разъединяем ладошки, держа кончики пальцев сомкнутыми
- поднимаем руки вверх
- машем руками в разные стороны
- бег на месте
- кружимся на месте
- разводим руки в стороны
Воспитатель: Отдохнули! А теперь пройдем в нашу лабораторию. Нас ждут новые открытия!
Как вы думаете, воздух имеет вес?
Винни Пух: Конечно, нет!
Воспитатель: Хотите проверить?
Слайд 8
Опыт №3 «Взвешивание воздуха»
Воспитатель берет в руки воздушный шар.
Что у меня в руках? Почему он так называется?
Нам понадобятся весы и два одинаковых воздушных шара.
Воспитатель показывает весы.
С двух сторон я подвесила шары. Посмотрите, сейчас весы уравновешены. Я возьму острую палочку и проткну один из шаров.
Что произошло? Какой можно сделать вывод?
Дети: Шар с воздухом опустился вниз, а лопнувший шар поднялся вверх. Значит шарик с воздухом тяжелее, чем шар без воздуха. Значит, воздух имеет вес.
Воспитатель: Ставим на мольберт новую карточку-обозначение свойства воздух: «Воздух имеет вес».
Винни Пух: А мне интересно, имеет ли воздух запах? Как вы думаете ребята?
Воспитатель: Попробуйте втянуть воздух носом. Пахнет?
Дети: Воздух ничем не пахнет.
Ставим следующую карточку: «Воздух не имеет запаха»
Винни Пух: Тогда почему на кухне пахнет пирожками, а на лугу цветами?
Воспитатель: Погоди, не спеши. Я попробую тебе объяснить. Слайд 9 Воздух не имеет запаха, но двигаясь, может доносить его до наших носов.
Винни Пух: Он еще и двигаться умеет?
Воспитатель: Скажи Винни Пух, как ты сегодня оказался у нас в гостях?
Винни Пух: Меня ветер принес.
Воспитатель: Ребята, что такое ветер? Какой бывает ветер?
Воспитатель: Мы можем почувствовать движение воздуха? А увидеть?
(качаются деревья, бегут облака, пар изо рта)
Воспитатель: А в комнате мы можем почувствовать движение воздуха? Как?
Слайд 10
Опыт №4 «Движение воздуха»
Возьмите в руки веер, помашите перед лицом. Что вы почувствовали?
А теперь давайте поставим на воду парусники и помашем на них. Что происходит? Молодцы, воздух двигается и получается ветер!
Итак, делаем вывод…
Ставим новую карточку-обозначение свойства воздуха «Ветер – это движение воздуха».
Воспитатель: Ребята, а кому и зачем нужен воздух?
Слайд 11
Дети рассматривают картинки-подсказки (слайды, дают ответы (растениям, человеку, животным, птицам и рыбам, насекомым, - всему живому на Земле).
Как вы думаете, можем ли обойтись без воздуха?
А давайте проверим.
Воспитатель: Ну-ка, давайте сначала вдохнем глубоко, а затем выдохнем.
Как вы думаете, что мы с вами вдохнули? (воздух)
Воспитатель: А сейчас попробуйте не дышать. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание.
Что вы почувствовали, когда не дышали? Вам было комфортно?
Дети описывают свои ощущения и делают вывод: «Человек не может жить без воздуха».
А какой нам нужен воздух для дыхания? (чистый)
Что мы можем сделать, чтобы дышать чистым воздухом? (гулять в лесу, в парке; садить деревья).
Слайд 12
Дети проводят опыт и высказывают свои предположения.
4. Подведение итогов.
(1 мин.)
Рефлексия:
Все вы, ребята, были настоящими исследователями и вместе мы смогли рассказать Винни Пуху про воздух! Давайте вспомним, какими свойствами обладает воздух.
Слайд 13
Дети, пользуясь карточками-подсказками, рассказывают о свойствах воздуха (воздух невидим, легче воды, имеет вес, не имеет собственного запаха, но может переносить другие запахи, ветер – это движение воздуха, воздух нужен всему живому на Земле).
Винни Пух: Спасибо вам, ребята. С вами я узнал много нового про воздух. Пока-пока!
Воспитатель: До свидания, Винни Пух! Приходи к нам обязательно еще.
5. Открытость.
(1 мин.)
- Как вы думаете, кому еще будет интересно узнать о свойствах воздуха и кому вы сможете показать свои эксперименты?
- Ребята, я предлагаю вам продолжить наши исследования. Подумайте вместе и предложите следующий объект исследования…. А я с удовольствием приму участие и помогу в ваших экспериментах.
Дети отвечают на вопросы, предлагают свои варианты (частично сформировано умение воспроизводить самостоятельно эксперименты с воздухом; сформирован интерес к исследовательской деятельности).