Ольга Кузнецова
Формирование у дошкольников знаний по охране природы. Природоведческие акции в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Охрана природы - важная задача, дело всего народа. Бережное отношение к природе надо воспитывать у детей с самого раннего детства. Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при умении формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышение их экологической грамотности и культуры. Люди должны соблюдать законы природы и изменять своё потребительское отношение к ней. Необходимо всеми доступными средствами формировать у детей экологическое мировоззрение.
Публикация «Формирование у дошкольников знаний по охране природы, Природоведческие акции в детском саду» размещена в разделах
- Акции для детей, участие в акциях
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Прежде всего, мы должны уделять внимание следующим вопросам:
1. Понимание самооценки природы.
2. Осознание ребенком себя как части природы.
3. Воспитание уважительного отношения ко всем без исключения видам, вне зависимости от наших симпатий и активностей.
4. Понимание того, что в природе все взаимосвязано и нарушение одной из связей ведет за собой другие изменения: происходит «цепная реакция».
5. Обучение азам элементарной экологической безопасности.
6. Воспитание у детей активной жизненной позиции.
7. Формирование первоначальных сведений о рациональном использовании природных ресурсов на примере использования воды, энергии в быту.
8. Формирование эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, понимание зависимости его состояния от действий человека (в том числе и ребенком).
9. Формирование экологически грамотного поведения в быту, на природе.
10. Понимание неповторимости, красоты окружающего мира.
Кем бы ни стал ребенок в будущем он должен хорошо понимать свою роль в окружающем мире, осознавать последствия своих действий, иметь представление о законах природы.
Программа «Наш дом - природа». Основная цель программы – воспитание с первых лет жизни гуманной, социально-активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережное отношение к ним, прогнозировать возможные последствия своих поступков. Особое внимание в ней уделяется формированию целостного взгляда на природу, место в ней человека, первоначальных представлений о существующих в природе взаимосвязях и на этой базе основ экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде, своему здоровью. Эта программа позволяет подвести детей к элементарному понимаю проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой и последствий деятельности людей. Человек должен пересмотреть своё отношение к окружающей среде, осознать, что он всего лишь часть природы. Дети должны знать, что природа может существовать без человека, а вот человек без природного окружения нет. Занятие по программе направлены на формирование активной жизненной позиции. Занятия помогают убедить ребенка в том, что от каждого человека, в том числе и от него зависит состояние окружающей нас среды. С этих позиций большое внимание уделяется посильной практической деятельности. Программа состоит из нескольких блоков:
1. «Я и природа»
2. «Вода. Воздух. Почва, солнце, растения. Животные.»
Завершается блоком «Человек и природа». В этом блоке на конкретных примерах рассматривается проблема взаимоотношений людей с природой и возможные пути их решения. Каждый блок состоит из комплекса тем, позволяющих познакомить детей с проблемами экологии, с проблемами безопасности, экологически грамотным поведением в природе.
Программа С. И. Николаевой «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве». Главной задачей этой технологии формирование у детей осознанно-правильного отношения к тем объектам природы, которые рядом с ними. Поэтому чтение книги перемежается с наблюдением в уголке природы, на участке детского сада в ближайшем природном окружении, беседами, рассматриванием картин. Содержание книги дает детям представление об отдаленных явлениях природы, необычных эпизодах взаимодействия человека и природы. Важным методом экологического воспитания является слово, его правильное использование в различных формах работы с детьми. Особое место уделено занятиям на которых у детей формируют обобщенные представления о явлениях природы.
Ключевое значение имеет практическая деятельность дошкольника самостоятельный или совместный труд с воспитателем в уголке природы, на участке детского сада по поддержанию необходимых условий для жизни животных и растений, позволяет детям приобрести умение, узнавать о правильных способах практического взаимодействия с природой. Индивидуальные проявления детей в практической деятельности – это показатель степени их экологической воспитанности и экологической культуры.
Важной формой экологического воспитания является природоохранные акции в которых участвуют сотрудники детского сада, старшие дошкольники и их родители. Это предновогодняя акция «Зеленая ёлочка – живая иголочка» и «Земля наш дом», которая приурочена ко Дню земли – 22 апреля. Акции – комплексные мероприятия, в которых задействованы различные методы работы с детьми, их значение в экологическом воспитании чрезвычайно велико: участие в реальных практическим делах, выходящих за пределы жизни детского сада, оказывает влияние не только на сознание людей, которые их готовят и осуществляют, но на сознание окружающего населения.