Людмила Баранова
Ознакомление детей раннего возраста с цветом
▼ Скачать + Заказать документы
Из опыта педагогов известно, как важно на протяжении всего дошкольного возраста усваивания детьми следующих задач:
• дать знания об основных и составных цветах;
• научить свободному смешиванию трё х гуашевых красок: синей, жёлтой, красной; смешиванию одной из них с белой или чёрной краской;
• научить правильному подбору цветовых сочетаний («читая» их ребёнок видит мир глазами мастера, художника, впитывает его мысли, чувства, настроение; это обогащает мировоззрение ребёнка и помогает ему освоить художественный «язык» цвета).
Публикация «Ознакомление детей раннего возраста с цветом» размещена в разделах
• Придавать особое значение выбору цветовой гаммы (здесь у каждого ребё нка свои пристрастия: одни отдают предпочтение тёплым цветам и оттенкам; других же больше привлекают синий спектр и холодные цвета);
• Научить ребёнка видеть красоту в гармонии красок, ощущать связь между миром цвета и миром собственных чувств.
Ознакомление детей раннего возраста с цветом происходит в игровой деятельности, так же через дидактические игры; в процессе рассматривания картинок на занятиях; в процессе ознакомления детей с окружающей природой, и конечно, в процессе изобразительной деятельности.
Овладение инструментами и материалами, а также контурной линией и пятном как изобразительными средствами рисунка, по мнению Т. С. Комаровой, составляют для маленького рисовальщика специальную задачу, решить которую самостоятельно он не может. Поэтому формирование у детей представлений о цвете целесообразно осуществлять параллельно с обучением их способам и приёмам, обеспечивающим решения изобразительных задач на каждом этапе обучения.
В этом возрасте (третий год жизни, начинается целенаправленное комплексное формирование представлений об эталонных признаках формы, цвета и величины объектов. В программу систематического ознакомления детей с признаками предметов включается ознакомление с хроматическими (красным, жёлтым, зелёным, синим) и ахроматическими (белым и чёрным) цветами.
Овладение цветом (как и формой, величиной) осуществляется в процессе обследования и изображения конкретных объектов, содержащих в себе ярко выраженные эталонные признаки (например, разноцветные шары, флажки и т. п.)
Цветовые характеристики, которыми овладевают дети, должны выражать эмоциональное отношение к изображаемому: «красиво», «ярко», «радостно», «празднично».
Содержание заданий, предлагаемых детям данного возраста, способствует формированию представлений о круглой, прямоугольной и треугольной формах, даёт возможность овладеть последовательностью воспроизведения этих форм, техникой штриховки (в работе с цветными карандашами) и техникой заливки (в работе гуашью).
Кроме формирования устойчивого интереса к деятельности и, в частности, к содержанию конкретного задания, с первых этапов обучения способам изображения необходимо воспитывать у детей трудолюбие, аккуратность в выполнении поставленной задачи и выдержку в преодолении возникающих трудностей.
Маленький ребёнок проявляет большой интерес к ярким по цвету картинкам, игрушкам. С этой целью воспитатель может использовать книжки-игрушки, в которых художественный образ передан наиболее доступными малышу средствами: крупно изображён главный персонаж и отсутствуют многочисленные детали, отвлекающие внимание малыша. Процесс восприятия картинок, иллюстраций проходит живо, эмоционально, если воспитатель сам проявляет интерес к этому: использует потешки, стихи, песенки.
Постепенно от процесса рассматривания готовых изображений воспитатель подводит детей к самостоятельному рисованию. В основном малыши дорисовывают то, что изобразил взрослый. Например, воспитатель рисует домик, а дети цветными карандашами проводят лини-дорожки или рисуют лучи от солнышка, или штрихами передают капельки дождя. Процесс совместного рисования сопровождается рассказом воспитателя.
Необходимо с первых занятий по изобразительной деятельности учить детей наблюдать за окружающим, видеть расположение предметов в пространстве: деревья, цветы растут на земле; машина едет по дороге, в небе светит солнышко; из тучки идёт дождь; мы идём по снегу, по дорожке и видим свои следы т. д. Среди этих явлений, прежде всего надо обращать внимание на те, в которых ребё нок может заметить движение: ритм падающих капель, листьев, снежинок, следы от ходьбы по дороге, следы от санок, велосипеда. Это те явления, которые обладают временной последовательностью («Подул ветер, и полетели листья», «Тучка закрыла солнышко, и пошёл дождик», «Дети шагали по дорожке и оставили следы» и т. д.) Задания, включающие изображение данных явлений, можно назвать творческими, так как они вводят ребёнка в образ, вызывают эмоциональный отклик. Чтобы передать их в рисунке, воспитателю надо подумать о фоне бумаги, цвете краски и расположению на листе.
Первое занятие надо провести живо, интересно. Воспитатель садиться за стол рядом с детьми, берёт кисточку, показывает её, проводит сухой кисть (ворсом) по ладошке ребёнка. «Кисточка мягкая», - говорит воспитатель. Затем он проводит сухой кистью по бумаге. «Ничего нет, - берёт немного краски (лучше красной) –
Будем кисть рисовать.
Но с чего же нам начать?
Нарисую я кружок.
Длинный, тонкий стебелёк.
Раз – мазок, два – мазок,
Получается цветок.
На листе педагог рисует большой цветок, затем продолжает:
«Посмотрите – красный круг,
Много палочек вокруг.
Это – солнышка лучи,
Так теплы, так горячи».
Рисует над цветком солнце.
Дети рассматривают картинку. После этого воспитатель каждому вкладывает в руку кисть так, чтобы ребёнок мог держать её тремя пальцами, и предлагает порисовать. Краска должна быть, как густая сметана, ярко-красного цвета (желательно на первом занятии дать детям именно этот цвет, так как линия, мазок получаются сочными, яркими). Ребёнок радуется появлению яркого пятна на бумаге. Это знакомство продолжается и на других занятиях.
На следующих занятиях можно дать детям разные цвета краски. Благодаря красочности пятен у детей в процессе рассматривания возникают ассоциативные образы: рыба, флаг, цветок, птичка, дом т. д. Таким образом, учитывая особенности изобразительной деятельности детей третьего года жизни, надо воспитывать у них интерес к рисованию, поощрять желание рисовать цветными : карандашами, фломастерами, красками, мелками на бумаге; способствовать возникновению простейших изображений; находить сходство очертаний с предметами окружающего; развивать чувство цвета и координированные движения рук в процессе рисования.