Наталья Сидоренко
Ознакомление с историей и культурой Краснодарского края как условие воспитания нравственных чувств у старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Используя в работе с детьми краеведческий материал, педагог воспитывает нравственно-патриотические чувства, чувства гражданственности, которые будут сохраняться всю жизнь и служат духовному развитию личности. Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, местности, где они живут. Темы повторяются в каждой возрастной группе. Изменяется только объём познавательного материала и сложность, а, следовательно, и длительность изучения. Краеведение - социально значимое и необходимое направление в работе с детьми. Его значение трудно переоценить: воспитывая детей на событиях, тесно связанных с историей родного края, педагог формирует глубокую привязанность к нему, чувство гордости. Знакомство с историей, культурой, природой и бытом людей, живущих рядом, позволяет лучше почувствовать родной город, и значит стать созидателем своей малой Родины.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Краснодарский край, Краснодар
- Республика, область, край. ВСЕ, список
- Старшая группа
- Темочки
Знакомство с историей и культурой Краснодарского края предлагается проводить следующим образом:
- сообщение элементарных данных о краснодарском крае;
- ознакомление с историческим прошлым и настоящим края, его географическим положением, природными ресурсами, климатическими условиями;
- ознакомление с городами и станицами Кубани, их достопримечательностями, традициями, обрядами, народными играми;
- ознакомление с кубанскими ремёслами;
- ознакомление с кубанским культурным наследием (фольклором, произведениями писателей, поэтов, художников, музыкантов, архитекторов);
- усвоение материала на основе ознакомления с лучшей художественной литературой для детей дошкольного возраста;
- развитие творческих способностей детей в изобразительном и музыкальном искусстве;
- интеллектуальное развитие, развитие познавательного интереса, познавательных способностей, речевой культуры;
- осуществление нравственного воспитания : воспитание чувства любви к родному краю, бережному отношению к историческим ценностям, трудолюбия, доброты, умения приходить на помощь другому человеку, созидать новое и прекрасное;
- воспитание желания познавать и возрождать лучшие традиции народа Кубани.
Актуальными являются и формы работы по воспитанию нравственных чувств, такие как:
-целевые прогулки к памятникам боевой славы, по улицам, носящим имена героев;
- экскурсии к памятным местам, которые целесообразно проводить с родителями;
- чтение художественной литературы, соответствующей возрасту детей;
- подготовка тематических выставок, посвящённых прошлому и настоящему Кубани с привлечением родителей.
Предметом познания народного искусства и культуры, как считают Гордеева Е. П., Вишневская В. Н., Князева О. Л., является архитектура, как часть искусства, связанная с традиционной народной культурой и природной средой. Дети получают представления о домах, построенных в разные временные промежутки. Какие бывают дома? (кирпичные, саманные, деревянные). Детям предлагается для сравнения дома, построенные из разных строительных материалов. Дети старшего дошкольного возраста получают новые знания: об архитектуре старого и современного города, культовых сооружениях (часовнях, церквях, соборах, их внешнем виде и украшениях. Педагоги и родители приобщают детей к устному народному творчеству. Таким образом, для ознакомления детей с историей и культурой Кубани, воспитанием их нравственных чувств можно предложить следующие подходы:Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребёнка, воспитывающие в нём чувство красоты, любознательность, будут национальными.
Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки, игры, народные обряды) потому что только в народном творчестве сохранились черты национального характера, в первую очередь обычаи казаков, как коренного населения Кубани.
Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают праздники, познавательные беседы, экскурсии.
Помочь родителям сохранить и развить любознательность детей в процессе совместных мероприятий: родители – дети - детский сад.
Материал преподносится доходчиво, понятно, эмоционально, начиная с того, что окружает детей. Первое направление знакомит дошкольников с особенностями сезонных изменений и природных явлений в нашей местности, их взаимосвязью с трудовой, обрядовой деятельностью жителей Кубани. Направлена эта деятельность на обучение наблюдению за родной природой, формирование бережного и почтительного отношения к ней, прививает навыки активного образа жизни, воспитывает потребность в прогулках, играх на свежем воздухе, живом общении с природой. На занятиях познавательного цикла дошкольники знакомятся с народными приметами, обрядовыми действиями, народными играми, с предметами декоративно – прикладного искусства, с изделиями художественных промыслов. Изделия народных промыслов помогают воспитывать у дошкольников внимательное и бережное отношение к окружающей среде, так как декоративно – прикладное искусство по своим мотивам близко к природе. Наблюдая мир животных, красоту птиц, разнообразие растений, изменения погоды, ребенок начинает видеть и чувствовать гармонию природы. Затем ее красота, соразмерность, разумность находят отражение в узорах декоративных росписей детей (животные, птицы, растительные узоры, орнаменты, символика). А художественный образ, созданный руками ребенка, обогащает его внутренний мир и способствует раскрытию творческих способностей, совершенствуют разные изобразительные умения. Кубанский фольклор - особенная область народного творчества. Она включает целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров, воспевающих мужество, смекалку, лучшие дела и чувства людей. В течение многих веков фольклор любовно и мудро поучает дошкольника, приобщает его к высокой моральной культуре своего народа. Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый устанавливает с дошкольником эмоциональный контакт и эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание дошкольника, доставляют ему радость и в то же время оказывают свое воспитательное воздействие. Кубанский фольклор несет в себе многогранный и в тоже время цельный и неповторимый характер казаков. Мужественный, сильный, суровый – по легендам; хитроватый и озорной – по бытовым сказкам и играм; веселый, задорный, неунывающий – по плясовым и шуточным песням; мудрый, наблюдательный – по пословицам. Местный фольклор может быть понят только в живом бытовании в соответствии со станичным обиходом и природой. Значит, необходимо создать особую атмосферу деятельности дошкольников или совместной деятельности дошкольников и взрослых, приближенную к реальной. По возможности создать среду, в которой дошкольник почувствовал бы себя участником событий, используя при этом разные виды деятельности.