Светлана Артемьева
Конспект занятия по ознакомлению с художественным произведением. Чтение сказки «Лиса и кувшин»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Ознакомление с художественным произведением. Чтение сказки «Лиса и кувшин».
Цель: воспитывать у детей любовь к книге, чтению посредствам сказок; приобщать детей к
общечеловеческим нравственным ценностям.
Задачи:
Образовательные: познакомить с содержанием русской народной сказки; учить осмысливать идею
сказки, оценивать характер персонажей, отвечать на поставленные вопросы;
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с художественным произведением, Чтение сказки „Лиса и кувшин“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лиса, лисичка. Литература, сказки о лисе для детей
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Темочки
Воспитательные: воспитывать звуковую культуру речевого общения детей; вырабатывать у детей
модель правильного поведения в ситуации, вызывающей эмоциональную
напряжённость, и пути выхода из неё.
Развивающие: развивать интерес к книгам, их рассмотрению; расширять представление детей о
сказках; обогащать словарный запас детей ( новые слова: курятник, кувшин, сосуд,
плутовка, прорубь, обрывок).
Вид детской деятельности:
игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы и фольклора.
Оборудование: набор картинок, мягкая игрушка-лисичка, аудиозапись ритмичной музыки….
Методы и приё мы:
чтение сказки, объяснение, поощрение, показ, беседа, сюрпризный момент, музыка.
Ход занятия.
1. Вводная часть. Организационный момент.
Воспитатель: -Ребята, встанем на лужок, сделаем кружок (дети и воспитатель встают в круг).
-Каких диких животных, т. е. живущих в лесу, вы знаете, назовите?
( ответы детей: волк, заяц, медведь, лиса)
- Правильно. Молодцы! А, теперь закончите мою фразу, о ком я буду говорить:
Утром к озеру напиться, ходит рыжая …. ( ответ детей: лисица).Правильно, молодцы!
Побывали мы в лесу, увидали там…. ( ответ детей: лису). Правильно, хорошо.
Посмотри, на ёлке птичка, а под ёлочкой ( ответ детей: лисичка).Молодцы, отгадали.
-Вот, смотрите, к нам сегодня пришла в гости лисичка (воспитатель показывает игрушку-лисичку). Она принесла книжку, хочет, чтобы я вам прочитала русскую народную сказку «Лиса и кувшин».
Слушайте внимательно, сказка очень поучительная, а потом мне скажите, чему она вас научила.
Садитесь на стульчики и лисичка тоже будет слушать сказку.
2. Основная часть.
1.) С давних времен русский народ сочинял сказки, песни, потешки. Матери, бабушки, старики. рассказывали сказки своим детям, внукам и так далее, из поколения в поколение. Вот так эти сказки дошли до наших дней.
2.) Чтение сказки воспитателем (вслух, выразительно).
К одному мужику повадилась лиса ходить, кур красть. Мужик повесил кувшин. Ветер в кувшин дует.
Он гудит: бу-у-у, бу-бу-у!
Приходит лиса и слушает, что такое гудёт. Увидала кувшин, схватила его за обрывок и надела себе на шею.
— Погоди, кувшинище-дурачище, я тебя,— говорит,— утоплю.
И понесла кувшин в прорубь : стала его топить. Кувшин захлебнулся в воде : бурк-бурк-бурк-бурк — и тянет лису с собой на дно. Лиса просит :
— Кувшин, кувшин, не топи меня, я не буду, это я тебя только так постращала.
Кувшинище-дурачище не слушается, всё тянет на дно — и утопил лису!
3.) Обсуждение значений новых слов.
-Ребята, вот лисичка хочет узнать, в тексте сказки встречались малознакомые вам слова, как вы их понимаете, поясните: 1) курятник- это… ( ответ детей: домик, строение, в котором проживают куры).
- Правильно. Вот посмотрите на картинки, какие могут быть курятники (воспитатель показывает 2 картинки с изображением курятников). А, кто из вас видел настоящий курятник? Поднимите руку. Хорошо. А, где вы его видели? (ответы детей).
2) кувшин – это … ( ответ детей: сосуд (емкость) для молока, воды…; высокий округлый сосуд с горлышком и ручкой, глиняный)
- Правильно. А, у кого из вас дома есть кувшин? Поднимите руку. Хорошо.
- Какой у вас кувшин? Для чего вы его используете? Кто может рассказать? (ответы детей)
-Посмотрите, лисичка принесла вам картинки с изображением кувшинов, посмотрите какие они разные и красивые (воспитатель показывает несколько картинок с изображением кувшинов). Молодцы!
-Кувшин и кувшинище, чем отличаются друг от друга? Кто может пояснить? ( ответы детей: кувшинище, значит большой по размеру). Молодцы.
3) прорубь-это. ( ответы детей: отверстие. прорубленное в ледовом покрытии водоёма,реки, озера).
- Проруби люди на водоёмах делают и в наши дни. А, для чего? Кто знает? ( ответы детей: для ловли рыбы, набора воды, полоскания белья, для купания на Крещение, для предотвращения замора рыбы в зимний период года).
-Правильно. Посмотрите картинку, на которой изображена прорубь, её вам лисичка принесла. Вот какая она молодец.
4) лиса-плутовка-это лиса какая… ( ответы детей: хитрая, воровка, рыжая…).
- Лиса-хищное животное. Это проворный ловкий зверёк, морда узкая, уши стоящие, заостренные,, туловище вытянутое, конечности относительно короткие, хвост длинный, пушистый. Вот посмотрите картинки с изображением лисы. Лисичке понравились ваши ответы. Молодцы!
5) схватила кувшин за обрывок, что значит… ( ответы детей: осколок);
-Значит, что схватила лиса за осколок кувшина; кувшин был старый и повреждённый, какая-то часть кувшина откололась.
ФИЗМИНУТКА.
-Дети, а теперь давайте покажем нашей гостье, как мы можем весело отдыхать, повторяйте движения за мной (звучит веселая музыка, дети выполняют ритмичные движения).
4) ответы на вопросы воспитателя по тексту прослушанной сказки :
-Дети, вы внимательно слушали сказку, дали правильные пояснения при обсуждении значений новых слов. Молодцы. А, теперь ответить нужно на вопросы, которые подготовила вам лисичка. Готовы? ( ответ детей: да).
- Зачем лиса начала в курятник ходить? ( ответ детей: кур красть).
-Правильно. Лисичка кивает головой, тоже с вашим ответом согласна (воспитатель наклоняет игрушку-лисичку вперед-назад, имитируя кивок согласия).
-Зачем мужик в курятнике повесил кувшин? ( ответ детей: ветер в кувшин дует, кувшин гудит, лису пугает и из курятника выгоняет).
-Правильно. Лисичка кивает головой, тоже с вашим ответом согласна (воспитатель наклоняет игрушку-лисичку вперед-назад, имитируя кивок согласия).
-Зачем лиса себе на шею кувшин надела? ( ответ детей: хотела унести его и утопить в проруби).
-Правильно. Лисичка кивает головой, тоже с вашим ответом согласна (воспитатель наклоняет игрушку-лисичку вперед-назад, имитируя кивок согласия).
- Как вы полагаете, думаете, лиса решила кувшин утопить для чего? ( ответ детей: хотела избавиться от кувшина, т. к. он её пугал и кур мешал воровать из курятника).
-Правильно. Лисичка, гостья наша, кивает головой, тоже с вашим ответом согласна (воспитатель наклоняет игрушку-лисичку вперед-назад, имитируя кивок согласия).
-Удалось ли лисе перехитрить кувшин? ( ответ детей: нет, не удалось)
-Правильно. Молодцы.
- А почему лиса хотела кувшин утопить, а в итоге сама утопла? (воспитатель задает второстепенные вопросы, чтобы вывести детей на правильное рассуждение и ответ : она не догадалась снять кувшин со своей шеи, кувшин заполнился водой, стал тяжелым и потянул лису на дно проруби, а у лисы не хватило сил всплыть, так она себя сама потопила).
- Правильно. Очень хорошо ответили. Лисичка, гостья наша, кивает головой, тоже с вашим ответом согласна (воспитатель наклоняет игрушку-лисичку вперед-назад, имитируя кивок согласия).
3. Заключительная часть (подведение итогов).
- Ребята, вы прослушали русскую народную сказку «Лиса и кувшин». Как вы думаете в чём смысл этой сказки (чему она вас научила? ( ответы детей:….).
- Правильно вы ответили. Я обобщу ваши ответы: сказка учит быть находчивым, сообразительным и не брать чужих вещей без спроса; а воровство всегда наказуемо.
- Давайте попрощаемся с нашей гостьей-лисичкой, помашем ей рукой и все вместе скажем спасибо за сказку (дети машут рукой, хором говорят: «Спасибо!»)