Вероника Абсинская
Ознакомление дошкольников с народными традициями посредством культурных практик
▼ Скачать + Заказать документы
Cлайд 1
Добрый день, коллеги!
Приятно видеть вас сегодня на мастер-классе посвященном ознакомлению дошкольников с народными традициями посредством культурных практик.
Слайд 2
Предлагаем вашему вниманию слайд на котором, представлены формы культурных практик, те которые предложила Ната Борисовна Крылова, не буду вас мучить формулировками, что значит, культурные практики вы их и сами хорошо знаете. Просто быстро перечислю, как они звучат.
Слайд 3
Публикация «Ознакомление дошкольников с народными традициями посредством культурных практик» размещена в разделах
Далее вы видите «Календарь народных праздников» эти праздники входят у нас в тематическое планирование. Здесь запланированы не только русские народные праздники, но и праздники других народов (шорские, армянские) так как нашу группу посещают воспитанники этих народов.
Слайд 4
Сейчас вам расскажем, как у нас происходит знакомство с народными традициями. Мы применяем авторскую технологию «Пяти шагов». Которую, представляем вашему вниманию. Во время проведения мероприятий шаги могут меняться местами.
А сейчас предлагаем непосредственно перейти к мастер-классу.
У вас на столе лежат цветные листики, пожалуйста возьмите их и у кого цифра 1 будьте добры прочитайте (читают потешки про Масленицу и весну)
Читаем под цифрой 1
Будем петь, гулять, -
Весну-матушку встречать!
На санях кататься,
блинками баловаться!
Далее под цифрой 2 прочитайте.
Веселись, народ :
В гости Масленка идет
С пирогами и блинами, -
Весну под руку ведет!
Скажите, пожалуйста, к какому народному празднику относятся эти потешки.
Совершенно верно к Масленице. (Для детей конечно читает воспитатель и заучиваем вместе потешки, а так вы уже умеете читать, то прочитали их сами)
Слайд 5
Мы с вами выполнили первый шаг «Мы читаем», обратите внимание, какая форма культурной практики в данный момент была задействована. Совершенно верно «Ситуации общения и накопления положительного социально-эмоционального опыта»
Сейчас вашему вниманию предлагаю небольшой интересный рассказ про Масленицу.
Есть такой праздник, веселый и радостный, называют его Масленица. Он знаменует конец зимы.
По одной из древних легенд, Масленица – это имя маленькой девочки, отцом которой был сам Дед Мороз. Девочка жила на дальнем Севере. Однажды группа охотников забрела в снега и попала в снежную бурю. Они бы наверняка погибли, если бы не встретили маленькую Масленицу, которая помогла им выбраться из бури и дала возможность согреться. Охотники были очень рады своему спасению. Они веселились всю неделю, плясали, пели песни, радуясь наступившему теплу. С тех пор неделю перед Великим постом считают масленичной.
Слайд 6
Мы с вами выполнили второй шаг «Мы узнаём», обратите внимание, какая сейчас форма культурных практик была задействована. Конечно «Чтение художественной литературы».
Скажите, а что ещё делали на народных праздниках. Давайте с вами вспомним народные гуляния на Масленицу. Слушаем предполагаемые ответы, пока не услышим нужный ИГРАЛИ. Совершенно верно играли в игры.
Ну а мы с вами что – то засиделись, я предлагаю нам выйти и поиграть в русскую народную игру : «Блин». Кто умеет веселиться, тот и горя не боится!
А правила игры такие: нужно разделиться на 2 команды. У вас были пословицы на разноцветных листах. У кого зеленого цвета листы – это одна команда. У кого желтого цвета листы – это вторая команда. Две команды будут блинами. Команды БЛИНЫ должны образовать круг, участники встают спиной к центру хоровода, берутся за руки, тем самым, образуя блин. Когда будет звучать музыка, все начинают танцевать, водить хоровод (это жарятся блинчики на сковородке). Когда музыка обрывается, все должны застыть, а мы выбираем самый ровный блинчик!
Слайд 7
Предлагаю поиграть ещё в одну игру «Солнышко». В этой игре есть водящий. И тогда начитается игра с выбора водящего. Чаще всего это происходит с помощью считалки. Считалка – это древнее заклинание, позволяющее распределять трудную и опасную работу между людьми. Позже когда человеческая жизнь изменилась, считалка перешла в детскую игру. Она помогает выбрать ведущего, распределить роли весело, без обмана и обид.
Например:
Таря-Маря в лес ходила, шишки ела, нам велела, а мы шишек не едим, Таре-Маре отдадим!
Слайд 8
Игра «Солнышко»
По считалке выбирают водящего – «Солнышко». Остальные дети встают в круг. «Солнышко» стоит посредине круга, все поют:
Гори, солнце, ярче!
Лето будет жарче,
А зима теплее,
А весна милее!
Первые две строчки идут хороводом, на последующие две поворачиваются лицом друг к другу, делают поклон, затем подходят ближе к «Солнцу», оно говорит «ГОРЯЧО!» и догоняет детей. Догнав играющего, дотрагивается до него, ребёнок замирает и выбывает из игры.
Слайд 9
Мы с вами выполнили третий шаг «Мы играем», сейчас на данном шаге у нас с вами была задействована форма культурных практик «Совместная игра».
Скажите, а интересней для детей было бы использовать в этой игре атрибут «солнышко» в руках у водящего? (ДА)
Поскольку в любое время года это актуальный атрибут для игр, занятий и развлечений детей, то предлагаю вам изготовить его прямо здесь и унести с собой не только хорошее настроение, полученный опыт, но и игрушку собственного изготовления, которая пригодится в играх с детьми и будет напоминать вам об этом мастер-классе.
Изготовление Солнышка
Итак, начинаем!
Перед вами заготовки – обмотанные нитками картонные кольца диаметром 20 см.
Возьмите ножницы и аккуратно разрежьте нитки по контуру кольца, завяжите нитки.
Распрямите солнышко, как оно было на кольцах, поделите весь круг на 8 секторов, обвяжите каждую часть короткой ниткой, чтобы получились лучики.
Лишнее обрежьте и украсьте его, сделав солнышко антропоморфным персонажем, т. е. создайте личико.
Это могут быть заготовки из фетра или готовые глазки, носик и губки, а могут быть пуговицы разного цвета и диаметра (глазки – голубые, ротик – маленькие красные, носик – большая черная).
Слайд 10
Мы с вами выполнили четвертый шаг «Мы творим», на данном шаге у нас с вами была задействована форма культурных практик «Творческая мастерская».
Слайд 11
И заключительный наш шаг – это пятый шаг «Мы дарим». И здесь вы можете подарить друг другу ваши солнышки. А форма культурной практики – будет такая «Ситуации общения и накопления положительного социально-эмоционального опыта» Когда мы с детьми делаем подарки то это могут быть не только материальные вещи, но это ожжет быть сказка, концерт.
Слайд 12
В заключении нашего мастер-класса прошу Вас ещё раз обратиться к нашей презентации. На данном слайде, вы видите технологию «Пяти шагов» и формы культурных практик. Давайте подумаем, какие формы культурных практик могли бы присутствовали в каком шаге?
Слайд 13
В конце мастер-класса
А с гостями я прощаюсь:
Будьте здоровыми,
Будьте счастливыми,
Будьте, как солнышко, красивыми.
До свидания! Спасибо за сотрудничество!