МААМ-картинки

Ознакомление дошкольников с культурой марийского народа как средство патриотического воспитания

Евгения Логинова
Ознакомление дошкольников с культурой марийского народа как средство патриотического воспитания
▼ Скачать + Заказать документы

Ознакомление дошкольников с культурой марийского народа как средство патриотического воспитания.

Составила: Логинова Е. Р.

Й-Ола, 2016г.

«Патриотизм, соединенный с интересом и любовью ко всем нациям – непременное условие нормального здоровья ума и сердца. Ибо для человека естественно любить свою землю, свое село и город, свою страну и ее народ, а так же своих соседей, другие народы и весь земной шар – и нашу большую Родину»

Д. С. Лихачев

Публикация «Ознакомление дошкольников с культурой марийского народа как средство патриотического воспитания» размещена в разделах

Для человека естественно любить – эта мысль должна красной нитью проходить через все аспекты воспитания. Мы формируем свое собственное «Я» только в процессе общения с другими людьми. Еще недавно нам казалось. Что вопрос патриотизма в нашей стране давно решен. И вот теперь мы сталкиваемся с явлениями, которые каждого честного человека глубоко ранят. Тема укрепления чувства патриотизма стала звучать особенно актуально в наше время, когда старые идеалы утрачены. А новые, не имеют четких очертаний. Обращение к проблемам воспитания чувства патриотизма можно считать продолжением традиции, заложенной плеядой выдающихся ученых – педагогов: К. Д. Ушинским, Н. Н. Ланге, П. Ф. Каптеревым, Е. И. Водовозовой, А. П. Нечаевым и др. Каждое время рождает своих героев. Мы, педагоги, должны помочь появиться этим героям нашего времени и воспитать настоящих патриотов России.

Ведь, народ жив, пока жива его культура и язык. К ценностям национальной культуры в первую очередь необходимо приобщать детей дошкольного возраста. Детство – это время, когда возможно наиболее полное погружение в истоки национальной культуры, самый сензитивный этап в развитии личности. В республике Марий Эл важная роль в воспитании детей дошкольного возраста отводится художественно-эстетическому развитию средствами искусства, народной культуры и художественной деятельности как важному социально-педагогическому фактору. Возрождение национальной культуры возможно путем введения в педагогический процесс разных видов искусства марийского народа : фольклора, народно-прикладного искусства, одежды, интерьера и т. д.

Народ жив, пока жива его культура и язык. К ценностям национальной культуры в первую очередь необходимо приобщать детей дошкольного возраста. Известно, что дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре. В. А. Сухомлинский утверждал, что «детство – каждодневное открытие мира и, поэтому надо делать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия» [14,с. 40].

Детство – это время, когда возможно наиболее полное погружение в истоки национальной культуры, самый сензитивный этап в развитии личности. В республике Марий Эл важная роль в воспитании детей дошкольного возраста отводится художественно-эстетическому развитию средствами искусства, народной культуры и художественной деятельности как важному социально-педагогическому фактору. Развитие культуры подрастающего поколения – проблема, которая требует поиска оптимальных и эффективных путей ее решения. Возрождение национальной культуры возможно путем введения в педагогический процесс разных видов искусства марийского народа : фольклора, народно-прикладного искусства, одежды, интерьера и т. д. [69, с. 4].

Народный фольклор – как средство патриотического воспитания подрастающего поколения. Основная ценность в патриотическом воспитании – идея народности, так как народная педагогика природосообразная, жизнеспособная, гуманистическая. Народная культура представляет собой основу всякой культуры. Никакое национальное возрождение, никакое воссоздание прогрессивных народных традиций невозможно без приведения в действие истинных традиций воспитания [31, с. 120].

Народная педагогика – это педагогика национального спасения. Ни один из народов, несмотря на жесточайшую антинациональную политику, не исчез: в большей или меньшей степени все народы сохранили язык, обычаи, даже свои традиции воспитания [76, с. 52].

Этнопедагогика – это педагогика всеобщей мудрости воспитания. Это педагогика, ориентированная на личность, открывающая путь к сердцам людей и народов : чтобы узнать народ, надо узнать его традиционную систему воспитания [8, с. 11].

Чувство личности, чувство человеческого достоинства немыслимо без национального самосознания, основанного на ощущении духовной связи с родным народом. Не случайно с древних времен наши мудрые предки наставляли своих питомцев хранить веру, почитать старших, служить государству, беречь в душе чувство благоговения и главное – учили, как нести все эти чувства в семью, как строить свой «внутренних храм» и семейный дом.

Главное – дать понять детям необходимость изучения народных традиций и обычаев.

Педагогические исследования, проведенные отечественными учеными в XX в., показали, что дети дошкольного возраста способны познавать культурные ценности, проявлять интерес к окружающей действительности (Р. И. Жуковская, Е. И. Радина и др.). Ученые пришли к выводу, что дошкольникам, с учетом их возрастных особенностей, легче понять и принять культуру своего близкого окружения, в связи с чем важно приобщать их к культурным ценностям родного края через средства познания окружающего мира, а именно: игровую, художественную, учебно-познавательную, трудовую, коммуникативную, проектную деятельность.

Анализируя работы ученых, мы выявили, что вопросы формирования познавательного развития находят отражение в исследованиях ученых, однако вопрос ознакомления дошкольников с родным краем посредством проектной деятельности не исследовался. Образование должно идти в ногу со временем. В «Концепции модернизации Российского образования» предусматривается обновление содержания образования, одним из пунктов которого является, изменение методов обучения.

В детском саду работу по ознакомлению с культурой своего народа необходимо вести с учетом современных требований. Нужно пересмотреть программные темы с целью выявления материалов для усиления культурологической направленности; определить параллели в традициях и обычаях народов совместного проживания, сопоставить малые жанры устного народного творчества. Обеспечить постепенное усложнение материала о культурных особенностях региона для детей разных возрастных групп; подобрать новые технологии обучения в условиях диалога культур; использовать методы приобщения к разным культурам.

Для того чтобы систематизировать работу по реализации регионального компонента в ДОУ, можно составить план:

№/№ Направление работы Итоговые формы

Обследование уровня знаний детей разных возрастных групп о культуре своего народа Карта обследования уровня детей младшего, среднего, старшего дошкольного возраста о культуре своего народа

Оценка деятельности воспитателя Оценочный лист «Использование регионального компонента в воспитательно-образовательном процессе»

Оценка создания этнокультурно - развивающей среды :

- в группе

- в ДОУ Оценочный лист «Создание этнокультурно - развивающей среды в группе»

Оценочный лист «Создание этнокультурно - развивающей среды в ДОУ»

Оценка планирования работы Карта проверки плана воспитательно-образовательного процесса по этнокультурному развитию дошкольников

Оценка форм взаимодействия с родителями по этнокультурному развитию дошкольников Карта анализа наглядной информации, планирования и организации мероприятий для родителей по этнокультурному развитию дошкольников.

Сегодня мы все чаще обращаемся к опыту наших предков, к истокам народного образования и воспитания, поскольку именно там мы находим ответы на многие трудные вопросы сегодняшнего дня. Нормы и правила воспитания, выработанные народной педагогикой, проверены временем. В них сосредоточена веками формировавшаяся народная мудрость, вобравшая в себя общечеловеческие ценности. О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, ведь обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов [69, с. 6].

Одним из таких средств воспитания является народная игра. Она - уникальный феномен общечеловеческой культуры, поскольку у каждого века, у каждой эпохи, каждого конкретного эпоса, у любого поколения есть свои любимые игры. Воспитательное значение народных подвижных игр огромно. К. Д. Ушинский писал, что воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа [78, с. 61].

Большинство народных игр уходит корнями в религиозные пласты жизни. Например, одной из причин появления подвижных игр являются обрядовые игры, связанные с суеверием, предрассудками. Значительная часть народного марийского творчества связана с язычеством. Языческая романтика придавала особую красочность марийской народной культуре. Верования племен основывались на поклонении солнцу, огню, воде и земле. Человек ожидал от природы ниспослания земных благ, почитания предков, произнося магические заклинания и принося жертвы духам или богам. Игра в это время была не просто развлечением, а способом организации общественной жизни человека. Игра учила и наставляла. Игра развивала все человеческие способности: сообразительность, наблюдательность, ловкость, выносливость, пластичность.

По содержанию марийские игры лаконичны, выразительны и доступны детям. В них много юмора, шуток, соревновательного задора. Педагоги используют разнообразные подвижные игры, развивающие речь, двигательную активность, физические качества. Через игры дети знакомятся с природой марийского края, ее обитателями, их повадками; узнают о народных промыслах, о многочисленных национальных традициях (сур меран, кол кучен модмаш). Марийские народные игры многообразны : детские игры, настольные игры, хороводные игры с песнями, прибаутками, плясками. Характерная особенность марийских народных игр- движения в содержании игры (бег, прыжки, метания, броски, и т. д.). В играх используются и марийские считалки - устные художественные произведения. Они дают возможность быстро организовать игроков, настроить их на объективный выбор водящего, на выполнение правил:

Икыт, кокыт, кандаш, лу-

Пече воктен олмапу.

Олма кырышыже те лийыда,

Олма кочшыжо ме лийына.

Народные подвижные игры должны обеспечивать разностороннее развитие моторной сферы детей, а также способствовать формированию их умений действовать в коллективе, ориентироваться в пространстве, выполнять действия в соответствии с правилами или с текстом игры. Использовать марийские подвижные игры можно во всех формах воспитательно-оздоровительной работы детского сада: на занятиях, утренней гимнастике, прогулках, развлечениях и праздниках.

-утренняя гимнастика:

1. подготовительные упражнения под марийскую музыку,

2. марийская подвижная игра (вудла йоген модмаш «ручеек»)

-физкультурные занятия : традиционные и нетрадиционные.

Нетрадиционные занятия:

1. сюжетные занятия: по мотивам марийских сказок

2. игровые занятия (на воздухе) : занятия, построенные на марийских подвижных играх, играх-эстафетах…

3. танцевальные занятия (в помещении) : занятия, построенные на танцевальном материале. Используются хороводные игры («Сур меран», далее идет разучивание танцевальных движений.

4. сюжетно-игровые занятия (на воздухе) : эти занятия сочетаются с задачами по обучению спортивному ориентированию, развитию речи и т. д. На занятиях с участием персонажа, роль которого исполняет взрослый, проводятся подвижные игры на различные виды движений («агытан чунгедылмаш» (петушиное сражение, «вараш ден комбиге-влак» (ястреб и гусята, «йолетым шеклане» (береги ноги) и др.)

5. физкультурное развлечение : все занятие строится на знакомых играх и игровых упражнениях. Подвижные игры располагаются так, чтобы нагрузка возрастала и снижалась постепенно.

6. физкультурный праздник. В течение года 2-3 раза проводятся физкультурные праздники. В программу могут входить пляски, танцы, песни, народные обряды. Учитывая особенности культуры народов мари, рекомендуется сочетать проведение праздников с фольклорными праздниками: шорыкйол (рождество, уярня (маслерница, агавайрем (праздник поля… Подготовка к таким праздникам ведется на всех занятиях. Движения, включенные в программу, должны быть хорошо знакомы детям. Подвижные игры должны соответствовать содержанию праздника и времени года. Дети участвуют в подготовке костюмов, атрибутов, в украшении помещения.

Таким образом, патриотическое воспитание детей – одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения, важным условием которой является тесная взаимосвязь с родителями, семьей, как ячейкой общества и хранительницей национальных традиций.

Публикации по теме:

Музейная педагогика как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников «Музейная педагогика как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников» Авторы: Жданова Анна Александровна - воспитатель.

Ознакомление с городом как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста .

«Подвижная игра как средство ознакомления старших дошкольников с этнической культурой русского народа» (часть первая) План-конспект лекции «ПОДВИЖНАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЭТНИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ РУССКОГО НАРОДА».

«Подвижная игра как средство ознакомления старших дошкольников с этнической культурой русского народа» (часть вторая) 3. Педагогические условия организации подвижной игры с детьми старшего дошкольного возраста для ознакомления с этнической культурой русского.

Конспект НОД на тему «Ознакомление с родным краем, как средство патриотического воспитания детей» (старший возраст) Конспект НОД на тему «Ознакомление с родным краем, как средство патриотического воспитания детей» (старший дошкольный возраст)Конспект.

Краеведческая работа в ДОУ — важное средство патриотического воспитания дошкольников В настоящее время стало особенно актуальным воспитание у подрастающего поколения нравственно- патриотических качеств и прежде всего чувства.

Методическая разработка «Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания детей» Я узнал, что у меня Есть огромная родня: И тропинка, и лесок, В поле - каждый колосок, Речка, небо надо мною- Это все мое, родное!» В. Орлов.

Проект «Ознакомление дошкольников с историей и культурой русского народа» Ознакомление дошкольников с историей и культурой русского народа. Народ, который не знает своей культуры и истории – презренен и легкомысленен.

Игра как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников В своей практике я использую метод организации самостоятельной сюжетной игры, который называется «метод комплексного руководства игрой».

Ознакомление с малой Родиной как средство патриотического воспитания Технология опыта. В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений в педагогической.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Ознакомление дошкольников с культурой марийского народа как средство патриотического воспитания
Опубликовано: 15 февраля 2016 в 16:39
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Ознакомление дошкольников с культурой марийского народа как средство патриотического воспитания» (включая файлы) размещена пользователем Евгения Логинова (УИ 445589) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД