Анастасия Чиркова
Ознакомление с малой Родиной как средство патриотического воспитания
▼ Скачать + Заказать документы
Ознакомление с малой Родиной как средство патриотического воспитания
Технология опыта.
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений в педагогической работе с детьми становится патриотическое воспитание. В период дошкольного детства у ребенка возникают первые представления об окружающем мире, формируется умение устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности о явлениях окружающей жизни, а так же самостоятельно применять полученные знания в доступной практической деятельности. Общеобразовательная программа дошкольного образования От рождения до школы под редакцией Вераксы Н. Е., Васильевой М. А, Комаровой Т. С. ставит следующие задачи: расширять представления о родном крае, городе, на основе расширения знаний об окружающем, воспитывать патриотические и национальные чувства, любовь к родному краю, Родине. Я считаю, что именно знакомство с малой Родиной, привитие любви к родному краю, его природе является средством формирования патриотических чувств и развития духовности.
Публикация «Ознакомление с малой Родиной как средство патриотического воспитания» размещена в разделах
В нашем детском саду работа по ознакомлению с малой Родиной велась и ранее. Однако стало очевидно, что требуется систематизировать накопленный материал. Для улучшения работы по данному направлению необходимо было выделить тему по ознакомлению с малой Родиной как самостоятельный курс.
Целью моей работы является организация педагогического процесса, способствующего формированию патриотического воспитания детей посредством знакомства с малой Родиной.
В рамках данной темы мною:
- разработан и составлен перспективный план работы, цель которого – воспитание чувства любви к малой Родине, родному краю; развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию, речевому планированию, логическим операциям:
- разработаны конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с малой Родиной;
- изготовлены дидактические игры, макеты, атрибуты к сюжетно- ролевым играм;
- изготовлен демонстрационный материал «Заповедные места Волгоградской области», оформлены альбомы о растительном и животном миром нашего края;
- разработан цикл виртуальных экскурсий по Мамаеву Кургану;
- оформлены альбомы: «Достопримечательности Кировского района» (памятные места района, «Мой Волгоград», «Аэродром Бекетовка», «История Кировского района»;
- разработан и систематизирован консультационный материал для родителей.
Приобщение детей к миру культуры и истории малой Родины не будет успешным, если родители проигнорируют свою роль и не познакомят своего ребенка с этапом становления семьи в контексте истории города и района, если не покажут взаимосвязь прошлого, настоящего и будущего. В ходе работы я привлекала родителей к сбору познавательного материала, к организации фотовыставок, проведению совместных праздников и досугов, а так же к участию в экскурсиях и целевых прогулках. Результатом этой работы явились положительные изменения в отношении родителей к проблеме патриотического воспитания. У родителей выработалась активная позиция, появилось чувство ответственности за духовно-нравственное становление своих детей.
В своей работе я опиралась на знания и опыт детей, двигалась от простого к сложному, учитывая их психологические особенности и эмоциональное восприятие окружающего, образность и конкретность мышления. Работа велась последовательно: от более близкого (семья, детский сад) к более сложному (район, город, область, страна). Мною были оформлены альбомы с рассказами детей об участниках войны – членах их семей. То, что все, кто защищал Родину во время войны, - герои, дети поняли, а значит «кирпичики» в патриотическое воспитание прочно заложены. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) мы прививаем детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», и т. д. Мы оформили альбом, где представлены фотографии героев Великой Отечественной войны и воинов, которые стоят на защите нашей Родины в мирное время. Это папы наших воспитанников, которые проходили или проходят службу в рядах Российской армии. Знакомство с Кировским районом, его историей осуществлялось на занятиях познавательного характера (приложение №4,одно из них «Семь героев Сталинграда», здесь я познакомила детей с тем, что в 1930-е годы появился Бекетовский аэродром, изначально военный. Дети узнали о том, что уже в начале
Великой Отечественной войны 26 июня 1941 года первые бомбы упали на СталГРЭС (ныне ВолгоГРЭС, но, к счастью, ни кто не пострадал. В ноябре 1941г. на этом аэродроме была сформирована 102-а истребительская авиационная дивизия, успешно прикрывавшая Сталинград. Была организована поисковая деятельность. Дети расспрашивали своих родителей, дедушек и бабушек об истории названия улицы, на которой они живут. Была организована экскурсия в музей истории Кировского района. Родители совместно с детьми устраивали экскурсии по достопримечательностям Кировского района, после чего была оформлен фотоальбом. (приложение №5) Наиболее эффективная форма работы по ознакомлению с малой Родиной и привитию любви к родному краю – тематические прогулки, экскурсии. Ведь непосредственное восприятие изучаемого объекта значительно острее. Изучение родных мест начинаем со знакомства с детским садом, его местонахождением. Используя повседневные наблюдения за тем, что встречают на своем пути в детский сад, замечая изменения в погоде, смену времен года, сезонные работы, производственные и социокультурные объекты, учу детей выделять интересное, красивое. Благодаря прогулкам и экскурсиям у детей постепенно складывается интерес к изучению исторических сведений. Прогуливаясь по улицам дети интересуются: «А что здесь было раньше?». У них появляется разграничение старого и нового, понимание смысла слов «сейчас», «раньше», «теперь», «давно». Возникает интерес к тому, как было «раньше», что было «давно». Несмотря на удивление всему прошлому, дети не воспринимают его как нечто сказочное. Они в состоянии отнестись к историческому событию как к чему-то действительно происходившему в прошлом.
Такая форма работы как тематические прогулки и экскурсии обогащает дошкольников новыми, яркими впечатлениями о нашем городе, о своем районе. Свои впечатления дети отражают в продуктивной деятельности.
Невозможно привить любовь к родной земле не познакомив с ее природными богатствами, красотой. С растительным и животным миром нашего района, с красотой родной природы знакомлю детей на занятиях. Уделяю внимание природоохранительному вопросу. Знакомлю детей с растениями, встречающимися в нашей местности, которые занесены в Красную книгу Волгоградской области. Важно, чтобы формирование бережного отношения к природе (уход за животными, работа на огороде, подкормка птиц, выращивание цветов и т. д.) сочеталось с воспитанием любви к родному краю и желанием работать вместе со взрослыми благоустраивая участок, двор, улицу. Мною был оформлен альбом «Заповедные места Волгоградской области».
Особое место в своей работе я отвожу созданию предметно-развивающей среды. В группе оформлен уголок патриотического воспитания. В уголке патриотического воспитания находятся фотоматериалы, иллюстрации, знакомящие с районом, Волгоградской областью, городом Волгоградом, карта области, альбомы, дидактические игры, атрибуты для ролевых игр, а так же материалы для ознакомления с родной страной.
Для родителей были предоставлены консультации на тему патриотического воспитания.
Воспитывая в детях уважение к подвигу земляков в годы Великой Отечественной войны приблизило к следующему этапу. Еще одна форма работы по патриотическому воспитанию – встречи с интересными людьми. Ну и, конечно, самыми запоминающимися остаются встречи с ветеранами и участниками ВОВ, проводимые в детском саду. Все это способствовало тому, что у детей формировалось чувство уважения, гордости и большой благодарности тем, кто воевал.
Проводились виртуальные экскурсии по Мамаеву Кургану, что способствовало воспитанию у дошкольников духа патриотизма и чувства уважения к памяти боевых подвигов их прадедов в сражениях за освобождение нашей Родины от нашествия немецко-фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной войны. Я старалась донести до детей мысль: спустя много-много лет люди помнят об исторических событиях, о грозных военных годах, чтят память погибших, окружают вниманием и любовью людей, защищавших Родину.