Анна Володина
Ознакомление дошкольников с художественной литературой в рамках реализации национального проекта «Культурное наследие»
▼ Скачать + Заказать документы
Ознакомление дошкольников с художественной литературой в рамках реализации национального проекта «Культурное наследие» на примере учебно-методического пособия «Календарь юного читателя»
Наступивший 2022 год в России посвящён культурному и нематериальному наследию народов России. Об этом говорится в Указе, который подписал президент нашей страны В. В. Путин. Как говорится в этом документе, это решение было принято «в целях популяризации народного искусства и сохранения культурных традиций, памятников истории и культуры, этнокультурного многообразия, культурной самобытности всех народов и этнических общностей». [2] Это предложение Президент поддержал ещё в ноябре 2019 года на заседании Совета по межнациональным отношениям, где он отметил необходимость «хорошо и содержательно» наполнить программу этого года и учесть особенности каждого региона России. На территории нашей родины проживает более 190 разных народов, и каждый из них весьма самобытен и стремится сохранить свои национальные богатства – язык, культуру, обычаи и традиции. Поэтому в рамках этого года во всех регионах нашей огромной страны пройдут различные ярмарки, фестивали, концерты творческих коллективов, тематические выставки, лекции и мастер-классы, и в детском дошкольном учреждении мы тоже не можем быть оторваны от этого процесса.
Публикация «Ознакомление дошкольников с художественной литературой в рамках реализации национального проекта „Культурное наследие“» размещена в разделах
Дошкольный возраст является самым благоприятным и интенсивным возрастом для формирования основ культуры поведения человека, служит благоприятным временем для развития речи и выработки навыков эффективного общения. И немаловажную роль в развитии речи и пополнении словарного запаса ребёнка играет художественная литература – как общемировая, так и литература коренного народа, к которому принадлежит сам ребёнок или на территории которого проживает его семья. Художественная литература – это огромное и весьма действенное средство умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает могучее влияние на развитие и обогащение речи детей, а также способствует становлению психологических качеств, норм общения и морали и их дальнейшему развитию, превращая маленького ребёнка в полноценного члена общества. В поэтических и повествовательных образах литература открывает и объясняет малышу жизнь людей в обществе, стране и мире, знакомит с красотами природы и жизнью её обитателей, показывает мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает его воображение и фантазию, обогащает его эмоции и чувства и даёт удивительные и прекрасные образцы русского литературного языка, что в дальнейшем приводит к правильному эстетическому развитию его личности.
О важности книги и её влиянии на ребёнка писал В. Г. Белинский: «Книги, которые пишутся собственно для детей, должны входить в план воспитания как одна из важнейших его сторон». [1, С. 88] На важность приобщения детей к красоте родного слова и, как следствие, развитие культуры их речи указывали и многие другие лингвисты, педагоги и психологи, такие как К. Д. Ушинский, Л. С. Выготский, Е. И. Тихеева, С. Л. Рубинштейн, А. В. Запорожец, А. А. Леонтьев и многие другие.
Знакомство ребёнка-дошкольника с художественной литературой начинается с народного творчества. Изучая потешки, песенки и народные сказки, ребёнок раннего дошкольного возраста впервые знакомится с красотами и богатствами родного языка, познаёт лаконичность и точность слова, улавливает напевность и музыкальность речи своего народа, раскрывает перед собой меткость и выразительность его языка. Становясь старше, ребёнок продолжает знакомиться с народным творчеством своего народа и других национальностей. И, наконец, в старшем дошкольном возрасте его знакомят с авторскими сказками, стихами и рассказами, доступными его пониманию. При этом каждое литературное произведение выступает для ребёнка совершенным образцом связной речи, к которому он должен стремиться в своём общении. На это в своё время обращал внимание и К. Д. Ушинский. Он говорил, что сила слова – это не только «условный звук, которому учится ребёнок, изучая родной язык… пьёт духовную жизнь и силу родимой груди родного слова». [3, С. 148] В этих словах великого педагога мы видим не только ожидаемый результат усвоения родного языка, но и методы его изучения: ребёнок доверяет «языку-учителю, который не только учит многому, но и учит удивительно легко, по какому-то недосягаемо облегчающему методу». [3, С. 148] Эти слова подчёркивают тот факт, что все писатели и поэты черпали своё вдохновение в силе языка того народа, к которому они принадлежали и на котором писали свои шедевры.
Помимо того, что художественная литература открывает ребёнку мир природы и общества, человеческих чувств, эмоций и взаимоотношений, она ещё является и тем средством, которое воздействует на личность малыша, развивает его умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка, оказывает воспитательное, эстетическое и познавательное значение. При этом ребёнок усваивает нормы грамматики и произношения родного языка в единстве с его лексикой.
Среди множества задач, стоящих перед дошкольным учреждением, важное место занимает и задача подготовки детей к школе. И одним из основных и наиболее важных показателей готовности ребёнка-дошкольника к успешному обучению в школе является хорошо развитая правильная речь, где основным компонентом является словарный запас, накопленный за дошкольный период. И литература здесь также оказывается нашим главным помощником. Словарный запас позволяет решить не только задачу накопления и уточнения каких-либо понятий и представлений, но и формирует и развивает содержательную сторону мышления ребёнка. Одновременно с этим на основе операций анализа, синтеза и обобщения полученной об этом слове информации происходит и овладение лексическим значением слова. Скудость словаря мешает ребёнку полноценно общаться, что в свою очередь ведёт к недостаточному уровню его общего развития. Поэтому своевременное развитие лексического словаря дошкольника является не только признаком хорошо развитой речи и показателем высокого умственного развития, но и важным фактором этапа подготовки к школе. Таким образом, в результате общения с художественной книгой к началу школьного периода (6-7 лет) ребёнок обычно обладает значительным словарным запасом и овладевает основными грамматическими формами родного языка, что особенно важно для его дальнейшего обучения и становления как личности, развитой социально и культурно.
Ещё одной задачей дошкольного воспитания, которая также решается посредством знакомства с художественной литературой, является воспитание правильных нравственных ориентиров и культуры поведения. В современном мире, несмотря на широкую доступность самых разных мировых культурно-художественных ценностей, именно литература является тем фундаментом, на котором будет построена правильная эмоционально-нравственная личность. Именно она наиболее точно воздействует на чувства и разум ребёнка, развивает его эмоциональную восприимчивость, закладывает основы моральных качеств, формирует сознание и самосознание, а в дальнейшем и общее мировоззрение. Сегодня на прилавках книжных магазинов и в интернет-магазинах мы можем встретить огромное количество детской литературы – яркой, красочной, музыкальной и даже в формате 3D, но не всякая книга полезна детям. В книге для дошкольного возраста необходимо обращать внимание не только на красочную упаковку и увлекательный сюжет, но и на то, чему учит такая книга, какие воспитательные идеи она в себе несёт, будет ли она полезна в процессе воспитания доброго, справедливого и честного маленького человека. Искусство слова, почерпнутое из книг, помогает ребёнку познавать жизнь, осмысливать и обобщать реальные жизненные факты и формировать правильное к ним отношение. При этом педагог и родитель обязан обратить особое внимание на отбор авторов и их произведений, методику их прочтения и проведения бесед по прочитанным произведениям. Это позволит сформировать у детей гуманные чувства и правильные этические и эстетические представления, научит в дальнейшем правильно переносить эти чувства и представления в свою жизнедеятельность.
Книги присутствуют в нашей жизни всегда, но в детстве их особенно много, поэтому детское литературное искусство – это многообразная и обширная часть современной культуры. Первые книги специально для детей в России стали писать в XVII веке, до этого же времени все сказки, предания, былины, песни и стихи передавались устно. Эпоха Петра I дала сильный толчок к развитию просвещения в целом и детской литературы в частности. Полноценное же становление детской литературы как отдельного жанра началось в XVIII столетии. Первыми детскими писателями и поэтами можно назвать М. Ломоносова, Н. Карамзина, А. Сумарокова и В. Жуковского. XIX век продолжил развитие детской литературы. Для юных читателей творили такие великие русские писатели и поэты, признанные не только в нашей стране, но и во всё м мире: А. Пушкин, М. Лермонтов, Л. Толстой и др. И лишь в XX столетии детская литература получила тот новый уровень развития, когда писатели не только создавали произведения для детей, но и сама детская литература вышла на государственный уровень: впервые в мире, именно в нашей стране было создано первое детское издательство, в котором над детской книгой совместно работали авторы, художники и издатели. Это время подарило нам таких замечательных детских писателей и поэтов, как К. Чуковский, С. Михалков, С. Маршак, А. Барто и многих других. И по сей день основу детской литературы не только в нашей стране, но и за рубежом составляют произведения именно этих авторов: они переведены на сотни языков мира и печатаются в десятках стран как лучшие образцы мировой детской литературы.
Для повышения у дошкольников читательской грамотности и интереса к чтению, было разработано методическое пособие, которое позволяет целенаправленно построить систему по ознакомлению детей с кладезем русской и родной литературы. Данное пособие представляет собой литературный календарь, в котором отражены даты жизни и творчества тех писателей, которые входят в программу обучения и воспитания в детском саду и начальной школы.
Наш литературный календарь называется «Календарь юного читателя». Он состоит из отдельных листов, имеющих 2 стороны – лицевую и оборотную, которые можно вытащить из общей папки, чтобы использовать и как выставочный экземпляр для стенда или библиотечного уголка, и как учебно-демонстрационный материал на занятии с детьми. Тематическое распределение по месяцам года позволит проводить работу по обучению и воспитанию целенаправленно и комплексно.
Обложка календаря с лицевой стороны – это красиво оформленный лист пергамента с писчим пером и изображением героев детских сказок, название самого календаря – «Календарь юного читателя» – и уточнение его назначения – «Знаменательные даты в художественной литературе». Обратная сторона оформлена в виде проё ма раскрытой двери с цитатой известного испанского писателя и журналиста Артро Прес-Реврте Гутьррес: «Книга – это двери, что выводят тебя из четырёх стен… Они учат тебя, воспитывают, с ними ты путешествуешь, мечтаешь, воображаешь, проживаешь другие жизни, а свою умножаешь в тысячу раз.»
Далее следуют листы с обозначением месяцев : январь, февраль, март и т. д. Лицевая сторона этого месяца – это красиво оформленная стихотворная цитата какого-либо поэта. Обратная сторона содержит даты указанного месяца, в которые родились те или иные писатели и поэты, изучаемые детьми. Фоны лицевой и оборотной стороны соотносятся по цветовой гамме: зимние месяцы были оформлены в синих тонах, весенние – в зелёных, летние – в цветовом сочетании зелёно-жёлто-красных тонов, осенние – в оранжево-красных оттенках. Также использовались различные декоративные элементы для украшения (для зимы – снежинки, для весны – зелёные травяные листочки, для лета – цветочки, для осени – опавшие листочки, расположенные по краям листа. Даты рождения писателей расположены согласно календарю – от первого к последнему дню месяца. Помимо даты рождения также указана фамилия, имя и отчество (при наличии) писателя или поэта. Ниже, под ФИО, расположена краткая информационная справка о том, в каких литературных жанрах творил данный автор (поэт, писатель, прозаик и т. д., а также некоторые факты из его биографии (например, был ли он журналистом или художником и др.). В среднем на одном листе уместилась информация о 5-8 авторах.
Далее, после каждого месяца, следует портрет одного из литераторов, рождённого в этом месяце. Портрет расположен на лицевой стороне листа и оформлен в той же стилистике, что и сам месяц, в котором он родился. На оборотной стороне располагается более подробная справочная информация об этом авторе: его жизненный и творческий путь, основные литературные и художественные произведения, а также фото или рисунки обложек его книг или отдельных его произведений для детей. Вся необходимая информация была взята из открытых источников сети Интернет. Этот календарь может быть использован на протяжении всего обучения и воспитания детей в ДОУ, поэтому каждый год в него можно добавлять по 1-2 новых портрета авторов, которые указаны в календаре. Соответственно, к тому моменту, когда дети перейдут в подготовительную группу, в этом календаре будет содержаться информация о 50-60 авторах. Также в этот календарь будут добавлены и наши национальные адыгейские авторы, писавшие и пишущие для детей.
Обратите особое внимание на то, что данный календарь может быть использован не только на занятиях по развитию речи в детском саду, но и на дополнительных занятиях, посвящённых чтению детской художественной литературы, на литературных выставках и в оформлении информационных стендов. Также этот календарь с успехом могут использовать и учителя начальных классов, так как школьная программа по литературному чтению включает в себя произведения большинства представленных авторов.
К сожалению, современные дети много времени проводят с различными гаджетами и не умеют самостоятельно организовывать свой досуг, мало читают, вследствие чего не умеют общаться ни со взрослыми, ни со сверстниками. Задача взрослых – приобщить детей к чтению, привить любовь к книге, сделать её лучшим товарищем и собеседником ребёнка. Если в семье любят и много читают, то и малыш будет стремиться подражать образу жизни своей семьи. А задача детского сада и школы – помочь семье в этой работе. На наш взгляд, данное учебно-методическое пособие помогает привить интерес к книге и любовь к чтению ненавязчиво и ежедневно.
Список использованной литературы :
1. Белинский В. Г. Полное собрание сочинений, т. 4. – М., 1954. – С. 88.
2. Указ Президента РФ «О проведении в Российской Федерации 2022 года – Года культурного наследия народов России». – https://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202112310115.
3. Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения, т. 1. – М., 1974. – С. 148.