Баранник Светлана Анатальевна
Ознакомление детей с природой
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей "Ознакомление детей с природой"
В предметное окружение ребенка-дошкольника входят различные объекты природы, поэтому его ознакомление с растениями, животными, явлениями неживой природы неизбежно- это естественный процесс познания окружающего мира и приобретения социального опыта. Это процесс, проходящий целенаправленным руководством взрослых, может иметь различную научную основу. В настоящее время происходит смена позиций в естествознании : биологическая основа, которая господствовала до сих пор в мировоззрении людей, вытесняется новым - экологическим-взглядом на мир природы, мир предметов, созданных людьми, и на самого человека.
Публикация «Ознакомление детей с природой» размещена в разделах
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2021
Экологическое воспитание дошкольников - это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, при котором педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии. Какие же понятия являются значимыми при построении методики экологического воспитания детей дошкольного возраста? Первое понятие, которое необходимо определить, это понятие "экология" : что за ним стоит какая наука имеется ввиду. В дошкольном возрасте закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования. Начинать экологическое воспитание в дошкольном учреждении можно с момента прихода детей в ясельную или первую младшую группу.
Технология экологического воспитания младших дошкольников включает следующие компоненты:
1. Разнообразные циклы наблюдений в повседневной жизни (за аквариумной рыбой, декоративной птицей, елью на участке в зимнее время, осенними цветущими растениями, весенними первоцветами). Каждый из циклов включает 3-5 наблюдений и позволяет детям получить первые конкретные знания об этих объектах природы;
2. Ежемесячные (в течении одной недели) наблюдения за погодными явлениями, которые сопровождаются ежедневным ведением календаря (с помощью картинок-пентаграмм) и одеванием картонной куклы;
3. участие в подкормке зимующих птиц и наблюдения за ними, которые фиксируются в специальном календаре карточками-картинками с их изображением ежедневно в течение 1-2 недель в разгар зимней подкормки;
4. Проращивание лука-репки в зимнее время и создание календаря его роста: наблюдения за растущим луком ведутся в течение 4-5 недель (один раз в неделю) воспитателем в присутствии детей и с их помощью делаются;
5. Совместная деятельность воспитателя с детьми в уголке природы по уходу за комнатными растениями, аквариумом - дети приобщаются к трудовым операциям и пониманию их значения для живых существ;
6. Рассказывание и обыгрывание народных сказок, рассматривание иллюстраций в книгах, проведение экологических занятий один раз в две недели.