МААМ-картинки

Оздоровление детей дошкольного возраста в процессе закаливающих мероприятий

Елена Багно
Оздоровление детей дошкольного возраста в процессе закаливающих мероприятий

Цель: укрепление здоровья детей раннего возраста с помощью закаливающих процедур и снижение заболеваемости.

Задачи:

• Изучить и проанализировать литературу по теме закаливания детей младшего возраста.

• Обозначить и применить основные направления в работе по сохранению и укреплению здоровья детей младшего возраста.

• Повышать педагогическую компетентность родителей в вопросе укрепления здоровья детей раннего возраста с помощью закаливающих процедур.

Публикация «Оздоровление детей дошкольного возраста в процессе закаливающих мероприятий» размещена в разделах

В настоящее время здоровью детей уделяется большое внимание, так как в детстве происходит развитие и становление личности человека, все, что приобретено ребенком в детстве, в том числе и здоровье, сохраняется потом на всю жизнь. Привычка быть здоровым, поддерживать свое здоровье является важным компонентом жизнедеятельности человека.

Закаливание – одно из эффективных средств укрепления здоровья и профилактики заболеваний. Оно положительно действует на механизмы приспособления к холоду, жаре, ослабляет негативные реакции нашего организма на изменения погоды, повышает устойчивость к вирусным и бактериальным заражениям, создает прочный щит от простудных заболеваний. Достаточное пребывание ребенка на воздухе; регулярное проветривание помещения; одежда, позволяющая свободно двигаться без перегревания – все эти факторы постоянно и естественно оказывают закаливающее влияние на организм.

Закаливающие мероприятия — это основа воспитательно-оздоровительного процесса, цель которых — снизить заболеваемость детей.

В качестве основных средств закаливания используются естественные природные факторы:

- воздух,

- вода,

- солнечный свет.

Чтобы закаливание было более эффективным, использую три основных принципа:

• принцип систематичности, который требует ежедневного выполнения процедур, перерывы в закаливании могут ослабить или свести на «нет» приобретённые защитные функции;

• принцип последовательности и постепенного увеличения дозировки процедур, являющий обязательным условием правильного закаливания;

• принцип учета индивидуальных и типологических особенностей ребенка.

В режим дня включен ряд мероприятий, направленных на обеспечение условий для укрепления здоровья детей.

Все оздоровительные мероприятия выстроены в последовательную цепочку и равномерно распределены на весь день:

- утренняя гимнастика;

- физкультурное занятие

- физминутки в течение занятий;

- оптимальный двигательный режим;

- оздоровительная гимнастика после дневного сна;

- дыхательная гимнастика;

- босохождение по «дорожке здоровья» с разными поверхностями;

- солевое закаливание;

- прогулка 2 раза в день;

Утро начинается с проведения утренней гимнастики. Основная задача утренней гимнастики – укрепление и оздоровление организма ребенка. Движения, которые даются в утренней гимнастике, усиливают все психологические процессы : дыхание, кровообращение, обмен веществ, помогают развитию правильной осанки. Она важна для закаливания организма, повышения работоспособности детей и регулярной физической тренировки в целях совершенствования мышечного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем. После хорошей гимнастики исчезает чувство сонливости, вялости, слабости, повышается умственная и физическая работоспособность, активность, настроение и самочувствие ребёнка.

Разработаны комплексы утренней гимнастики на каждый день, сопровождаются музыкой, что способствует хорошему настроению детей. Детям нравятся разнообразные пособия: шарики, кубики, ленточки, яркие флажки, платочки, погремушки.

Кроме ежедневной утренней зарядки, с детьми проводятся физкультурные занятия 3 раза в неделю (2 раза в спортивном зале и 1 раз на свежем воздухе) В зале занятия проводим в хорошо проветриваемом помещении с температурой воздуха не выше 15-17 градусов. Их цель – обучать детей правильному выполнению движений, различным упражнениям, направленным на развитие координации тела и повышение самостоятельной двигательной активности.

Также во время занятий проводятся физминутки, такие как: «На поляне дуб могучий», «Идём гулять», «По ровненькой дорожке», «Все ребята дружно встали» а так же пальчиковая гимнастика «Мы веселые ребята», «Пальчик – мальчик», «Дружная семья» и т. д

Оздоровительная гимнастика после дневного сна. После дневного сна проводится гимнастика пробуждения: «Зайчики и белочки», «Мы – спортсмены», «Бабочки», «Мышки» и т. д

Пробуждение – является одним из важнейших моментов способствующих нормальному протеканию жизненно важных процессов для ребенка. Она направлена на правильное постепенное пробуждения ото сна, помогает детям поднять настроение, мышечный тонус, а также обеспечивает профилактику нарушения осанки и плоскостопия. Гимнастика пробуждения происходит под звуки музыки, вызывающей приятные положительные эмоции (пение птиц, шум леса, моря, классическая музыка для детей, или под словесное сопровождение.

Она включает такие элементы, как потягивание, поочередное поднимание и опускание рук, ног, элементы пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз, элементы дыхательной гимнастики. Длительность гимнастики в постели 2–3 минуты. Комплекс упражнений разработан на год, меняется 2 раза в месяц.

Дыхательная гимнастика. Дыхательная гимнастика укрепляет дыхательную мускулатуру, улучшает кровообращение в верхних отделах дыхательных путей и повышает сопротивляемость к простудным заболеваниям, а также выносливость при физических нагрузках.

Большинство упражнений носит имитационный характер: “Насос”, “Полет самолета”, Паровозик». «Надуй шарик». В работе с детьми, использую несложные упражнения и выполняю упражнения вместе с детьми.

Босохождение по «дорожке здоровья». После выполнения гимнастики дети приступают к следующему этапу закаливания – босохождение по «дорожке здоровья» с разными поверхностями.

Хорошим средством закаливания, укрепления и формирования свода стопы является хождение босиком. Установлено, что на подошве стопы имеется значительно больше рецепторов, чем на остальных участках кожи.

Ходьба по массажным дорожкам снимает усталость и восстанавливает работоспособность, эффективна при профилактике и коррекции плоскостопия, проводится своеобразный массаж стопы и тем самым тонизируется весь организм. Также хождение босиком не только закаливает, но и действует благотворно на сосуды, сердце и другие органы.

В группе имеются массажные коврики нескольких видов рифленой поверхности (шипованные, ребристые, и дорожки сделанные своими руками.

- один коврик похож на морской берег.

- другой представляет собой дорожку из следочков, набитых разным природным материалом (крупа, камешки, фасоль и т. д,

- дорожки из крышек, деревянных палочек.

- «Цветная дорожка здоровья» имеет 10 секций, которые соединяются и разъединяются между собой. Имеет несколько видов рифленой поверхности, а, следовательно, отличается степенью воздействия на стопы ребенка. Благодаря рифленой поверхности, обеспечивает массаж стоп, способствует укреплению голеностопного сустава и предотвращает появление и развитие плоскостопия у детей. А так же для правильного развода стоп при ходьбе. Проходя по ним, дети массируют стопы, предотвращается появление и развитие плоскостопия.

Также при ходьбе я использую словесные игры сопровождения, которые способствуют повышенному интересу детей к двигательной активности. Ведь закаливающие процедуры должны проходить в виде игры, доставлять детям удовольствие, а не превращаться в стресс.

Тучка по небу летала,

Капли на поля роняла.

Их решили сосчитать:

Раз, два, три, четыре, пять!

а также пальцами ног камешки, крышечки можно погладить.

Или

Наши маленькие ножки

Дружно ходят по дорожке.

Раз, два, три, четыре, пять

Вместе мы идем гулять.

Всё это позволяет укрепить здоровье детей, привести в тонус мышцы,, способствует усилению кровообращения и даёт заряд бодрости. Для профилактики плоскостопия также использую массажные мячи, мелкие игрушки, и др.

Солевое закаливание. Далее хождение босиком по солевой дорожке. Для данного вида закаливания используется дорожки из грубого полотна (например, мешковина) шириной 0,4 м и длиной 1,5 м.

- Одна из них смачивается в растворе поваренной соли 400 г на 10 л воды. Вода для замачивания от 38°С до 40°С

- вторая дорожка остается сухой.

Дорожки выстилаются на полу в следующей последовательности: "соленая" дорожка, и сухая. Дети шагом проходят по очереди по всем дорожкам.

Прогулка на свежем воздухе. Одной из самых действенных закаливающих процедур в повседневной жизни является прогулка.

Прогулка – один из важнейших режимных моментов, во время которого дети могут в достаточной степени реализовать свои двигательные потребности. Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям.

Работа с родителями. Особое место уделяю взаимодействию с родителями. Я объясняю, что для формирования, сохранения и укрепления здоровья детей нужно разумное сочетание оздоровительных и образовательных задач, что обеспечит развитие детей не в ущерб здоровью. Главное, на что в первую очередь направлена работа – это доказать, что без их участия мы не сможем добиться хороших результатов, только они являются самым ярким примером для своих детей. Наладить взаимоотношения помогают разнообразные формы работы: рекомендации, памятки, папки-передвижки, фотоотчеты, в которых отражается жизнь детей в детском саду

Таким образом, можно подвести итог, что при использовании разнообразных методов закаливания появляются достаточно эффективные результаты. Дети реже болеют, сопротивляемость организма детей инфекциям увеличивается. Необходимо широко внедрять в оздоровительные программы детских садов систематические методы закаливания. При этом можно использовать водные процедуры, воздушные и солнечные ванны.

Публикации по теме:

Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности «Развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности» Из опыта работы воспитателя,.

Развитие уверенности у детей дошкольного возраста с нарушением зрения в процессе рисования "Развитие уверенности у детей дошкольного возраста с нарушением зрения в процессе рисования"Всем известно, что изобразительная деятельность.

Исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования. Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на.

Карта контроля организации речевой активности детей дошкольного возраста в образовательном процессе Карта контроля организации речевой активности детей дошкольного возраста в образовательном процессе Дата проведения контроля.

Роль дидактических игр в процессе ФЭМП у детей дошкольного возрастаРоль дидактических игр в процессе ФЭМП у детей дошкольного возраста Для детей дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них - учеба, труд, серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников.

Перспективный план мероприятий по формировании ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста. Часть 4 МАРТ Беседа «Чистота-залог здоровья» Цель: формировать осознанное отношение к выполнению гигиенических процедур как важной составляющей.

Перспективный план мероприятий по формированию ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста. Часть 2 НОЯБРЬ «Мои защитники: кожа, ногти, волосы» Цель. Дать общее представление о том, что кожа, ногти и волосы являются защитниками организма.

Перспективный план мероприятий по формированию ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста. Часть 3 ЯНВАРЬ Беседа «Моя мечта» Цель: развивать у детей творческое воображение, фантазию, логическое мышление, связную речь. Беседа «Зачем нужны.

Проект «Формирование безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в процессе знакомства с ПДД»Проект «Формирование безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в процессе знакомства с ПДД» Проект "Эта опасная дорога" Пояснительная записка. С каждым годом на наших автодорогах появляется все больше и больше автомобилей. Чтобы.

Воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миромВоспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром Воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром Острота современных экологических.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Оздоровление детей дошкольного возраста в процессе закаливающих мероприятий
Опубликовано: 24 ноября 2022 в 16:55
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Оздоровление детей дошкольного возраста в процессе закаливающих мероприятий» (включая файлы) размещена пользователем Елена Багно в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

4 ноября. День народного единства. Передвижка

День народного единства – один из самых юных государственных праздников. Сегодня вспоминаем о тех далёких событиях и о том, что единство и дружба народов – единственно верный путь.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД