Татьяна Васюта
Оздоровительные игры как профилактика психоэмоционального напряжения у детей 5–7 лет с тяжелыми нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы
ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ИГРЫ КАК ПРОФИЛАКТИКА ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ТЯЖЁЛЫЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ)
Васюта Т. В. ,
педагог-психолог высшей квалификационной категории
МБДОУ «Детский сад № 365 г. Челябинска»
Публикация «Оздоровительные игры как профилактика психоэмоционального напряжения у детей 5–7 лет с тяжелыми нарушениями речи» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Игры для детей
- Психогимнастика, релаксация. Снятие эмоционального напряжения
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Проблема предупреждения и коррекции психоэмоционального напряжения у детей в настоящее время стоит достаточно остро. Это связано с всё возрастающей нагрузкой на психику ребёнка : конфликты в семьях, большое количество спортивных секций и развивающих занятий, увлечённость гаджетами.
Известный отечественный психолог Леонид Васильевич Куликов определяет эмоциональное напряжение как психическое состояние, обусловленное ожиданием неблагоприятных для субъекта событий, сопровождаемых ощущением общего дискомфорта, тревоги, иногда страха. По мнению многих исследователей, основной причиной возникновения напряжения является неудовлетворенная потребность.
В образовательном учреждении стрессорное воздействие на детей могут оказывать :
- нерациональный режим жизнедеятельности, неподходящий ребёнку;
- дефицит свободы движений;
- недостаточность пребывания на свежем воздухе;
- неправильная организация сна и отдыха детей;
- нерациональное питание и плохая его организация;
- авторитарность стиля общения с детьми взрослых при отсутствии к ним внимания и заботы;
- необоснованное ограничение свободы детей;
- интеллектуальные и физические перегрузки;
- неблагоприятные в геомагнитном плане дни и плохие погодные условия;
- проблемы во взаимоотношениях со сверстниками.
Отклонения в речевом развитии также могут стать причиной повышенного эмоционального напряжения, поскольку дефект ограничивает возможности коммуникации, ставит ребёнка в невыгодное по сравнению с другими детьми положение. По наблюдениям специалистов, большинство детей с нарушениями речи переживают состояние фрустрации. Кроме этого, нагрузку на психику ребёнка увеличивает программа коррекционной группы (плотная сетка занятий, недостаток времени для свободной игровой деятельности, что может привести к различным функциональным отклонениям в общем состоянии и поведении детей.
Педагогам, работающим с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи, важно уметь видеть возможные источники угроз психологической безопасности детей, по возможности блокировать стрессовые факторы или ослаблять степень их воздействия при помощи специальных приёмов и технологий. Взрослый человек в силу своего жизненного опыта, как правило, имеет возможность выбора реагирования на стрессовую ситуацию. Ребенок же далеко не всегда имеет свободу выбора в реагировании, мало того, в силу отсутствия достаточного жизненного опыта даже при наличии свободы действии его реакция часто бывает неадекватной ситуации. Существуют действенные методы и приёмы, позволяющие помочь детям снизить эмоциональное напряжение. Один из них – специально подобранные оздоровительные игры.
Игры этой серии предназначены для профилактики утомления, вызванного интенсивными интеллектуальными нагрузками. Кроме релаксационной они выполняют коммуникативную, развлекательную и воспитательную функции.
Длительность игр зависит от их содержания и может варьироваться от 1 до 2 минут. Общая длительность игр в среднем составляет 4-6 минут. Проводить игры можно как с музыкальным сопровождением, так и без него. Но поскольку игровые задания строго ограничены по времени, требуется отчетливый, резкий звуковой сигнал (гонг).
Игры не должны повторяться (может быть изредка, чтобы детям было интересно. Поэтому в арсенале педагогов их должно быть много.
«Котик»
Упражнение выполняется на ковре. Придумывается сказка о котике, который нежится на солнышке, потягивается, царапает коврик, умывается и т. д. Музыкальное сопровождение занятия – музыкальная запись «Волшебные голоса природы».
«Дерево»
Сильно-сильно надавить пятками на пол, руки сжать в кулачки, крепко сжать зубы. «Ты могучее, крепкое дерево, у тебя сильные корни, ты никого не боишься».
«Ты - лев»
Закрой глаза. Представь льва - царя зверей, сильного, могучего, уверенного в себе, спокойного и мудрого Он красив, выдержан, свободен. Этого льва зовут как тебя. У него твое имя, твои глазки, твое тело. Лев - это ты!
«Киндер - сюрприз»
Представь, что у тебя в руках маленький беспомощный зверек. Вытяни ладошки. Возьми в ладошки, согрей его, сложи ладошки, спрячь в них зверька, подыши на него, согревая своим дыханием, приложи ладошки к груди, отдай ему свою ласку, доброту.
«Шары»
Дети стоят в кругу. Поднимают с пола вверх воображаемые шары от маленького до большого, изображают их тяжесть.
«Уходи, злость, уходи!»
Играющие ложатся на ковер по кругу. Закрыв глаза, они начинают со всей силой бить ногами по полу и кричать: «Уходи, злость, уходи!» Время выполнения упражнения 3 минуты. Затем дети ложатся в позу «звезды», спокойно лежат, слушая музыку.
«Надоедливая муха»
Представьте, что вы лежите на пляже, солнышко вас согревает, шевелиться не хочется. Вдруг муха прилетела и на лоб села. Чтобы прогнать муху, пошевелите бровями. Муха кружится возле глаз — поморгайте ими, перелетает со щеки на щеку — надувайте по очереди каждую щеку, села на подбородок — подвигайте челюстью и т. д.
«Штанга»
Педагог предлагает детям побывать на уроке физкультуры и представить себе, что они поднимают тяжелую штангу. Дети широко расставляют ноги и напрягают их. Нагибаются вперед и сжимают руки в кулаки. Медленно выпрямляются, сгибая в локтях напряженные руки, рывком поднимают воображаемую штангу, затем опускают ее вниз и расслабляют мышцы.
Упражнение «Лимон»
Педагог предлагает детям представить, что в правой руке у них лимон, из которого нужно выжать сок. Дети как можно сильнее сжимают правую руку в кулачок, затем рас-слабляют ее. Аналогичное упражнение выполняется левой рукой.
«Снеговик»
Педагог предлагает детям встать в позу нарисованного человека и говорит: Наш человечек не умеет говорить и не может двигаться. Представьте себе, что он оказался зимой на улице, на него падал и падал снег, и вскоре нарисованный человек превратился в снеговика. Давайте попробуем изобразить снеговика. Разводят напряженные руки в стороны, надувают щеки, делают грустное лицо и неподвижно стоят на месте. Так простоял наш снеговик всю зиму, но вот пришла весна, пригрело солнышко, и снег начал таять. Ноги постепенно расслабляются, опускают руки, «подставляют лицо солнцу» и приседают на корточки. Упражнение повторяется 3 раза.
«Солнечный лучик»
Дети садятся на корточки и закрывают глаза. Педагог говорит: — Мы играли, играли и немного устали. Присели отдохнуть и задремали. Но вот солнечный лучик: коснулся глаз — откройте глаза; коснулся лба — пошевелите бровями; коснулся носа — наморщите нос; коснулся губ — пошевелите губами; коснулся подбородка — подвигайте челюстью; коснулся плеч — приподнимите и опустите плечи; коснулся рук — потрясите руками; коснулся ног — лягте на спину и подрыгайте ногами. Солнечный лучик поиграл с вами и скрылся — вставайте, ребята.
«Черепашки»
Дети садятся на корточки. Педагог говорит: — Представьте, что вы превратились в маленьких черепашек. Наступила ночь. Черепашки спрятались под панцирями — втянули и опустили головки, прижали лапки к телу, закрыли глаза. Сладко спят черепашки. Но вот на смену ночи пришло утро. Солнечные лучи заглянули к черепашкам и стали их будить. Черепашки медленно просыпаются. Вот они осторожно пошевелили пальцами на лапках, открыли глазки, медленно-медленно приподняли головки, вытянули шеи и с любопытством осмотрелись вокруг. Пора вставать — они распрямили лапки, привстали, потянулись к солнышку, подняли лапки вверх. Эх, до чего же ласковое, теплое солнышко сегодня! С добрым утром, черепашки!
«Кораблик»
Дети встают в круг. Педагог говорит: - Представьте, что мы находимся на палубе корабля. Чтобы не упасть, расставьте ноги шире и прижмите их к палубе. Руки сцепите за спиной. Налетел ветер, поднялась волна, кораблик качнулся. Прижмите к полу правую ногу, левую немного согните в колене, касайтесь пола только ее носком. Ветер утих — выпрямитесь, расслабьтесь. Внимание! Новая волна. Кораблик качнуло в другую сторону — прижмите к полу левую ногу, правую расслабьте.
«Поймай бабочку»
Ведущий показывает летящую бабочку, пробует ее поймать - выполняет хватательные движения над головой одной рукой, потом другой, обеими руками одновременно. Дети повторяют показанные движения. Затем медленно разжимают кулачки, смотрят, поймали бабочку или нет. Затем соединяют раскрытые ладони, представляя, что держат ее.
«Улыбка»
Детям показывают картинку с улыбающимся солнышком. Ведущий: «Посмотрите, какое красивое солнышко, оно широко улыбается для вас. Давайте улыбнемся солнышку в ответ. Почувствуйте, как улыбка переходит в ваши ручки, доходит до ладошек. Улыбнитесь еще раз и попробуйте улыбнуться, широко растягивая губы в улыбке. Растягиваются ваши губки, напрягаются щечки. Дышите и улыбайтесь. Ваши ручки и ладошки наполняются улыбающейся силой солнышка».
«Сорока-ворона»
Дети сидят в парах на стульях, проговаривают слова потешки и по очереди массируют друг другу пальчики правой руки, начиная с большого пальца и заканчивая мизинцем, а в конце потешки поглаживают друг у друга ладошки. «Сорока-ворона кашу варила, Сорока-ворона деток кормила, Этому дала, и этому дала, И этому дала, и этому дала. А самому маленькому – Из большой миски, Да большой ложкой. Всех накормила!»
«Самолет летит, самолет отдыхает»
Ведущий предлагает ребятам полетать. Но сначала они должны превратиться в быстрые самолетики. Дети поднимают руки, как крылья, напрягают их (потому что нужны сильные крылья, чтобы самолетик летел). Стоя на месте, дети изображают самолетики (смысл упражнения в том, чтобы напрягать и расслаблять руки, жужжат «моторами», двигают «крыльями», затем опускают их расслабленными - самолетики прилетели, крылья устали и хотят отдохнуть.
«Шишки»
Ведущий говорит: «Вы - медвежата, а я мама - медведица. Я буду бросать вам шишки (ведущий имитирует соответствующее движение). Вы будете их ловить (ведущий показывает, что надо сделать) и с силой сжимаете в лапах». Дети играют. Ведущий: «Но вот медвежата устали и роняют свои лапки вдоль тела - лапки отдыхают. А мама-медведица снова кидает шишки медвежатам.».
«Цапля»
Детям предлагается разуться и встать по сигналу в круг. Ведущий объявляет конкурс на лучшую цаплю. По сигналу дети должны правую ногу согнуть в колене, развернуть ее на 90 градусов по отношению к левой и прижать ступню к бедру левой ноги как можно выше. Руки на поясе. Глаза закрыты. Необходимо продержаться в таком положении как можно дольше.
Игра "Цапля" тренирует вестибулярный аппарат и развивает способность концентрации внимания, а также всегда очень смешит детей.
«Парашютисты»
Ведущий объявляет детям, что сейчас они потренируются в прыжках с парашютом. Предлагает согнуть руки в локтях и держать их у пояса, сжимая воображаемые стропы парашюта. Прыжок заключается в том, чтобы, не переставая "сжимать стропы", подпрыгивать вверх как можно выше, а опускаться как можно мягче. При прыжке нужно оттягивать носки ног вниз. При приземлении ноги должны работать как пружины.
Приземление завершается мягким и глубоким приседанием. Без остановки движения из положения сидя на корточках совершается следующий прыжок. Дети по сигналу гонга в течение 45 секунд выполняют прыжки. Ведущий благодарит "парашютистов", отмечает каждого ребенка, а затем предлагает отдохнуть и помассировать мышцы ног.
Это упражнение укрепляет связки и сухожилия в области стоп и лодыжек. Оно является профилактикой возможных падений (например, в гололед).
«Уши»
Для выполнения этого упражнения нужно сесть на край стула. По сигналу дети наклоняют голову к плечам, поочередно слева направо и справа налево. Наклоны выполняются сильно и резко, так, чтобы при каждом наклоне достать ухом до плеча. Упражнение выполняется 20 секунд. По окончании ведущий благодарит детей и спрашивает, хорошо ли у них разогрелись ушки?
В этом упражнении разогреваются уши, а через нервные окончания в ушных раковинах возбуждается и весь организм. Кроме того, разрабатывается подвижность шейных позвонков.
«Скоморохи»
Детям предлагается поочередно каждой ногой шлепнуть себя сзади по ягодицам. При этом ноги как можно сильнее отбрасывать назад, чтобы удар пяткой по ягодицам был ощутим и слышен. Взрослый прислушивается, чьи шлепки будут громче. Задание выполняется по сигналу в течение 30 секунд.
Эта игра тонизирует весь организм, развивает икроножные мышцы, делает гибкой поясницу.
«Холодно – жарко»
Вы играете на солнечной полянке. Вдруг подул холодный ветер. Всем стало холодно. Вы замёрзли, обхватили себя руками, голову прижали к рукам – греетесь. Согрелись, расслабились… Но вот снова подул холодный ветер…
«Драгоценность»
Вы держите в кулачках что-то очень ценное, дорогое для вас, и кто-то хочет у вас это отнять. Вы сжимаете кулачки все крепче и крепче… еще крепче, уже побелели косточки, кисти начинают дрожать… Но вот обидчик ушел, и вы разжимаете свои кулачки, пальцы становятся расслабленными, кисти рук спокойно лежат на коленях…они отдыхают…
«Игра с песком»
Вы сидите на берегу моря. Наберите в руки песок (на вдохе). Сильно сжав пальцы в кулак, удержите песок в руках (задержка дыхания). Посыпьте колени песком, постепенно раскрывая кисти, разжимая пальцы. Уроните бессильно руки вдоль тела. Вам лень двигать тяжелыми руками.
«Муравей»
Вы сидите на полянке, ласково греет солнышко. На пальцы ног залез муравей. С силой потяните носки на себя, ноги напряжены, прямые. Прислушаемся, на каком пальце сидит муравей (задержка дыхания). Сбросим муравья с ног (на вдохе). Носки вниз, стопы в стороны, расслабить ноги – ноги отдыхают.
«Пылесос и пылинки»
Вы – пылинки. Пылинки весело танцуют в лучах солнца. Заработал пылесос. Пылинки закружились вокруг себя и, кружась все медленнее и медленнее, оседают на пол.
Когда ребенок – «пылинка» садиться на пол, его спина и плечи расслабляются, сгибаются вперед и вниз, руки опускаются, голова накланяется, он весь как бы обмякает. «Пылесос» (взрослый) «собирает пылинки» : кого он коснется, тот встает и уходит.
Таким образом, работа педагогов по предупреждению психоэмоционального напряжения у детей с тяжёлыми нарушениями речи, наряду с коррекционной логопедической работой, значительно сглаживает проявления вторичных нарушений и способствует полноценному развитию личности ребенка.