лариса сынтина
Конспект занятия «Откуда берется звук?»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка:
К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возраст важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового. В ходе опытов, экспериментов ребенок усваивает все знания прочно и надолго. Он видит, слышит и делает все сам.
Экспериментирование позволяет ребенку моделировать в сознании картину мира, основанную на собственных опытах, развивает мыслительную деятельность, стимулирует любознательность ребенка.
Организационная информация
Публикация «Конспект занятия „Откуда берется звук?“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2016
1. Доминирующая образовательная область: Художественно – эстетическое развитие.
2. Вид деятельности детей: Игровая, коммуникативная, познавательная, музыкально – художественная, восприятие художественной литературы, двигательная.
Методическая информация
1. Тема образовательной деятельности: «Откуда берется звук?»
2. Методы и приемы реализации содержания занятия
Наглядные (демонстрация иллюстраций, показ музыкальных инструментов, предметов, извлекающих различные звуки)
Словесные (чтение стихов, рассказы)
Практические (пение, игра, упражнения, опыты, эсперименты)
3. Интеграция образовательных областей:
Социально-коммуникативное, познавательное, речевое, физическое развитие.
4. Возрастная группа: Старшая и подготовительная к школе группа
Цель: развитие познавательной активности ребенка в процессе экспериментальной деятельности.
Задачи:
Закреплять представления детей о понятии «звук».
Сформировать представления о характере звука – громкости, тембре, длительности, высоте.
Развивать умение сравнивать различные звуки, определять их источники, зависимость звучащих предметов от их размера.
Подводить к пониманию причин возникновения звука – распространение звуковых волн.
Выявить причины усиления и ослабления звука.
Развивать слуховое внимание, фонематический слух и артикуляционный аппарат ребенка.
Материал к занятию:
Магнитофон карточки f и p
Бумажные воронки
Пластмассовые бутылочки с водой
Бумага
Музыкальные инструменты
Посуда: крышки от кастрюль, деревянные ложки, чайные чашки, чайные ложки, хрустальные фужеры.
Ткань (полотенце)
Одноразовые стаканчики с резинкой
Ритмический куб
Картинки животных
Карандаши
Предметы из различного материала: дерево, пластмасса, метал, стекло.
Ход нод.
Музыкальный руководитель:
Дорогие ребята!
Сегодня мы с вами совершим путешествие в волшебный мир звуков. Начнем с веселой зарядки.
Мы, ребятки, дружно, вместе
Совершаем бег на месте.
Если в сердце не покой,
Громко топнули ногой.
И другой!
А теперь, мои хорошие,
Громко хлопайте в ладоши!
Вы улыбками со всеми поделитесь
И садитесь!
(Дети выполняют действия по тексту).
Музыкальный руководитель:
Что мы сейчас делали?
Дети:
Топали, хлопали, шумели.
Музыкальный руководитель:
Как можно назвать такие звуки? (топот, хлопки, стук)
Они называются – шумы.
А какие еще существуют звуки?
Дети: Музыкальные.
• Исполнение песни А. Евдотьевой «Весенняя»
Муз. руководитель: Наш голос – музыкальный инструмент (опыт с горлышком)
Если дрожит – значит звучит.
Музыкальный руководитель: Я приглашаю вас в путешествие, в страну «Звуков»
Цель нашей поездки: Узнать откуда берется звук? Где он прячется? Что требуется для его распространения?
Нас зовет голосок, паровозика гудок. Все занимаем места в музыкальном экспрессе.
Звучит песня «Паровоз Букашка», дети двигаются змейкой по залу.
Музыкальный руководитель: Первая станция «Узнавайка!»
Музыкальный руководитель: Как вы думаете, ребята, зачем нам уши?
Дети: Чтобы слышать. …Чтобы слушать…
Музыкальный руководитель: Правильно! Уши для того, чтобы слышать окружающие нас звуки. Они могут быть приятные и (дети называют антонимы: неприятные, громкие и (тихие, нежные и (грубые, высокие и (низкие…Они окружают нас повсюду!
- Слышали ли вы как про кого – то говорят «У него ушки на макушке?»
- Где у человека расположена макушка?
- Что у человека находится на макушке?
- Где у человека расположены уши?
- Кого же имели в виду, употребляя такое выражение?
Значит, про человека, который внимательно к чему – то прислушивается, и говорят, что у него ушки на макушке.
Музыкальный руководитель предлагает сравнить размер ушей зверей и людей и продолжает беседу:
- Как вы думаете, зачем зверям нужны такие большие уши?
- В какой сказке девочка интересовалась размерами ушей своей бабушки?
- Что ответил Красной Шапочке волк?
Музыкальный руководитель предлагает детям выяснить, зачем зверям такие большие уши?
2. Музыкальный руководитель отходит подальше от детей и что – то говорит тихим шепотом.
«Давайте сейчас посидим в тишине, так тихо, как будто это во сне».
Дети должны попытаться услышать сказанное, но сходить с места и приближаться к музыкальному руководителю нельзя.
Если дети не могут услышать, что говорит музыкальный руководитель, можно предложить им представить, что делает плохо слышащий человек.
(Дети должны приложить руку к уху, тем самым сделав ухо больше).
- Что нужно сделать, чтобы лучше слышать?
Дети проводят самостоятельный эксперимент с воронками, после чего делается вывод, что стало лучше слышно, потому что через воронку в ухо попадает больше звука. Делается вывод и о том, зверям большие уши нужны для того, чтобы в них попадало больше звука. Тонкое слышание спасает их от опасности.
Музыкальный руководитель: Ребята, выходите из своих вагончиков.
Что такое звук? Посмотрите на бутылочки с водой, вы слышите от них звук? Нет! А что нужно сделать, чтобы услышать плеск воды? Правильно, покачать эти бутылочки с водой, заставить их вибрировать.
• Опыт с водой в бутылочках.
• Опыты с пластмассовыми стаканчиками и резинками.
• Опыты с листами бумаги.
Вывод: Звуки – это волны, только воздушные, наши глаза их не видят, а уши слышат.
Звук – это энергия. Она образуется, когда что-то дрожит, то есть быстро перемещается вперед-назад. Это движение называется вибрацией. Мы слышим звуки, потому что вибрации предметов вызывают вибрации воздуха, которые достигают наших ушей.
Музыкальный руководитель: Посмотрите сколько здесь предметов из разного материала, все они могут звучать. Давайте с вами выясним, обладают эти звуки такими же качествами, что и музыкальные.
Дети называют свойства музыкальных звуков: высота, тембр, длительность, динамика.
Музыкальный руководитель: Послушайте тембровую окраску звуков из разных материалов и попробуйте определить ее на слух?
Вывод: Шумовые звуки обладают тембровой окраской.
Музыкальный руководитель: Обладают ли шумовые звуки длительностью?
• Игра «Ритмический куб»
Вывод: Шумовые звуки могут быть длинными и короткими, т. е. обладать длительностью.
Музыкальный руководитель: Динамика, могут ли шумы обладать разной силой звука.
Игра на маракасах «Громко – тихо»
Музыкальный руководитель: А как можно ослабить силу звука, если нам не нравятся шумы?
Опыт с полотенцем.
Вывод: Шумовые звуки бывают громкими и тихими.
Музыкальный руководитель: И последнее свойство музыкальных звуков – высота. Обладают ли этим шумовые звуки? Можно на любом предмете сыграть мелодию?
Ответы детей.
Музыкальный руководитель: Вот сколько полезного мы узнали на этой станции, а наше путешествие продолжается.
Следующая станция «Студийная», мы приехали на студию озвучивания мультфильмов.
При помощи разных приспособлений – шумовых инструментов – можно изобразить и различные звуки природы.
Я предлагаю озвучить стихотворения. Первая группа озвучивает при помощи самодельных шумовых инструментов, а вторая без всего, с помощью своего тела.
Была тишина,
Тишина
Тишина…
Вдруг
Грохотом
Грома
Сменилась
Она!
И вот уже дождик
Тихонько-
Ты слышишь?-
Закапал
Закапал,
Закапал по крыше…
Сейчас
Барабанить
Он станет…
Уже
Барабанит!
Уже, барабанит! (А. Шибаев)
Лес ночной
Был полон звуков:
Кто-то выл,
А кто - мяукал,
Кто-то хрюкал,
Кто-то топал,
Кто-то крыльями
Захлопал.
Кто-то ухал
И кричал
И глазищами
Вращал,
Ну а кто-то
Тихо-тихо
Тонким голосом
МОЛЧАЛ! (С. Пшеничных)
Красиво у нас получилось. Теперь подойдем к следующему столу. На нем вы видите бумагу: тонкую и плотную. Возьмите любую и послушайте, как по-разному она шуршит. У нас получается «бумажная музыка».
Шуршат осенние кусты,
Шуршат на дереве листы,
Шуршит камыш и дождь шуршит,
И мышь, шурша, в нору спешит,
А там тихонечко шуршат шесть шустрых маленьких мышат (А. Усачев)
Музыкальный руководитель: Молодцы ребята! Справились с заданием.
Наш поезд продолжает свое следование, мы приближаемся к станции:
«Слу – ду – дей!» Что значит: слушаем, думаем, действуем!
Мы выяснили, что шумовые инструменты и звуки не имеют высоты, поэтому на них невозможно сыграть мелодию. Но своими тембровыми окрасками они могут украсить любое музыкальное произведение.
• Оркестр «Посуда»
Аккомпанемент на бокалах, ложках и крышках от кастрюль.
• Песня «Нарисую весну»
Аккомпанемент на хрустальных фужерах.
Музыкальный руководитель: Наш поезд подъезжает к последней остановке.
Станция «Цветочная». Только вот беда, нас хотели встретить здесь с цветком, а лепестки разлетелись. Собрать этот цветок сможете только вы, если вспомните все, что мы сегодня узнали в нашем путешествии о звуках. И сделаете правильные выводы.
Дети читают задания на лепестках и собирают цветик – семицветик.
Задания:
1. Какие уши лучше слышат?
2. Что нужно сделать, чтобы любой предмет зазвучал?
3. Как ослабить силу звука?
4. Что такое звук?
5. Чем отличаются музыкальные инструменты от шумовых?
6. Закончи фразу «Если дрожит – значит … звучит!»
7. Голос человека, шумовой или музыкальный инструмент?
Музыкальный руководитель: Вот и подошло к концу наше путешествие.
Закончить его я хочу стихотворением:
Жизнь была бы страшно скучной,
Если б жизнь была беззвучной.
Как прекрасно слышать звук:
Шум дождя и сердца стук!
Мы кричим, смеемся, дышим,
Мы слова и мысли слышим,
Слышим даже тишину…
Как гуляет кот по крыше,
Как шуршат за стенкой мыши,
Волки воют на луну.
Дети: (хором)
Мир без звуков был бы грустный,
Серый, скучный и «невкусный»!