Наталья Викторовна Зотова
Открытый урок литературы с применением технологии развития критического мышления «Этот мир очарований…»
▼ Скачать + Заказать документы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
«АЛЕКСЕЕВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ТЕХНИКУМ»
Урок литературы с применением технологии
развития критического мышления (ТРКМЧП)
по профессии 23. 01. 17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей.
Подготовила:
Публикация «Открытый урок литературы с применением технологии развития критического мышления „Этот мир очарований…“» размещена в разделах
- Литература. Уроки литературы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
преподаватель русского языка и литературы
Зотова Н. В.
Тема: «…Этот мир очарований, этот мир из серебра»
Цели и задачи:
Образовательные
1. Дать понятие «Серебряный век» и определить хронологические рамки этого явления.
2. Познакомить обучающихся с биографическими сведениями некоторых поэтов Серебряного века, показав их яркие индивидуальности и судьбы.
3. Развитие умений видеть символы в поэзии; формировать навыки исследования художественного текста, его эмоционального восприятия.
4. Подвести студентов к пониманию, почему именно поэзия заняла ведущее место в культуре Серебряного века.
Развивающие
1. Развивать критическое мышление обучающихся через чтение и письмо, обучая работе с поэтическими текстами.
2. Развивать образное ассоциативное мышление учащихся, работая над составлением ассоциативной цепочки «Серебряный век - …».
Воспитательные
1. Формирование гуманистического мировоззрения.
2. Воспитание эстетического вкуса;
3. Формирование бережного отношения к слову, развитие способности понимать слово, определять его роль в контексте произведения.
Тип: урок изучения истории и теории литературы, художественное восприятие произведений; развитие речи.
Педагогическая технология : ТРКМЧП-развитие критического мышления через чтение и письмо
Методы: репродуктивный, исследовательский, эвристический, метод творческого чтения.
Приемы:
- составление ассоциативной цепочки;
- составление таблицы;
- выразительное чтение;
- сопоставление музыкального произведения и стихотворений;
- презентация;
- слово преподавателя;
- сообщения студентов.
Виды деятельности обучающихся: коллективно-групповая деятельность; запись основных положений лекции и докладов в тетради, самостоятельный анализ творчества писателей; конспективное изложение результатов анализа произведения.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, мультимедийная презентация, таблицы.
1. Слово преподавателя.
Ребята, сегодня мы окунёмся в необычный мир художников и поэтов, которые перенесут нас в иной мир. Это они сотворили чудо – подарили миру Серебряный век русской культуры. «Серебряный век…»
Какие ассоциации вызывает звучание этих слов?
Составим ассоциативную цепочку, словесный ряд из данных слов дан на слайде: «Серебряный век - …»
Слайд 1
Серебро – блеск, яркость, звон, утонченность, хрусталь, хрупкость, мгновенность, отражения, прозрачность, сияние, свечение, тайна, шёпот, волшебство, туман, дымка, голоса…
Итак, звуковой облик слов «Серебряный век» создает в нашем воображении особый мир, настраивает нас на разговор о чём-то возвышенном и прекрасном.
Запишем в тетради:
В литературоведении Серебряным веком русской культуры называют исторически непродолжительный период на рубеже ХIХ – ХХ веков, отмеченный необыкновенным творческим подъёмом в области поэзии, гуманитарных наук, живописи, музыки, театрального искусства.
Слайд 2
Впервые это название было предложено философом Бердяевым, но чётко оно закрепилось за русской поэзией модернизма после появления в свет статьи Николая Оцупа «Серебряный век» русской поэзии» (1933, а вслед за изданием книги Сергея Маковского «На Парнасе «Серебряного века» (1962) вошло в культурный обиход окончательно.
Слайд 3
Вопрос о хронологических границах этого явления в литературоведении окончательно не решён. Наум Коржавин считает, что Серебряный век начался в 10-е годы ХХ века и закончился с «революцией или, вернее, с первой мировой войной».
Ефим Григорьевич Эткинд считает иначе: «Серебряный век робко начинался в 90-х годах (ХIХ века… 1915 – высший подъем Серебряного века и, в то же время, конец его».
Татьяна Бек уверена, что «…исходная граница Серебряного века… более или менее совпадает с хронологическим рубежом столетий»
2. Каково же основное содержание эпохи, именуемой Серебряным веком?
Почему именно поэзия заняла в культуре ведущее место?
2. Выступление подготовленных учеников:
1. Историческая справка (студент 1)
Слайд 4
Запись в тетрадях:
На смену некоторому застою в экономической и политической жизни России последних десятилетий ХIХ века пришёл период социальных, экономических потрясений. Ключевые события эпохи:
• 1890 – экономический рост
• 1894 - Николай II
• С 1902 – политические партии
• 1904-1905 – русско-японская война
• 1905 – первая русская революция
• 1906 – I Государственная Дума
• 1914 – начало Первой мировой войны
• 1917 – Февральская революция, свержение самодержавия, Октябрьская революция
Слайд 5
Научные открытия :
• Открытие рентгеновских лучей
• Исследование радиации
• Создание квантовой теории
• Изобретение беспроволочной связи
3. Слово преподавателя
Попробуем осмыслить данную информацию.
Запись в тетради:
Человек тревожной, противоречивой, кризисной эпохи рубежа веков понимал, что живёт в особое время, предчувствовал надвигающуюся катастрофу, находился в состоянии растерянности, беспокойства, осознавал своё роковое одиночество.
Ощущение кризиса было всеобщим. В начале ХХ века ещё творили Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, но уже появились Короленко, Вересаев, Горький, Куприн, Бунин.
Взгляд писателей повернулся к проблемам человека в целом и обратился к вечным вопросам, символам, к библейским мотивам и образам.
Слайд 6
Запись в тетради:
Понятие «серебряный век» связано прежде всего со следующими понятиями:
1. МОДЕРНИЗМ (новейший, современный)
Художественно-эстетическая система, сложившаяся в начале ХХ века. Она характеризует ощущение дисгармонии мира, разрыва с традициями реализма, преобладание мотивов утраты связи с реальностью.
Слайд 7
Цель модернизма: создание поэтической культуры, содействующей духовному возрождению человечества, преображение мира с помощью искусства.
Слайд 8
Модернизм объединил следующие литературные течения : символизм, акмеизм, футуризм.
В эстетике модернизма отразился пафос «конца мира», неминуемой гибели мира. Поэтому многие отождествляли модернизм с декаденством
Слайд 9
2) ДЕКАДЕНСТВО (упадок)
Явление в культуре конца ХIХ – начала ХХ века, отмеченное отказом от гражданственности, погружением в сферу индивидуальных переживаний.
Константин Бальмонт написал:
Я ненавижу человечество,
Я от него бегу, спеша.
Моё единое отечество –
Моя пустынная душа.
3) Работа по слайду № 10
2. Искусствоведческая справка
Настроение Серебряного века русской культуры нашли глубокое, проникновенное отражение в творчестве музыкантов и художников.
На фоне музыки «Вокализ» Рахманинова студент представляет полотна, ставшие символом эпохи.
Слайд №11
• М. Врубель «Демон поверженный» (студент 2)
Все собралось, все переплелось для Врубеля в этом фантастическом странном образе – неразрешимые противоречия века и личные переживания, порыв к действию и опалённые крылья Икара, дерзнувшего взлететь к солнцу, большая любовь и большое сострадание, светлая мечта о возрождении и трагическое сознание его невозможности.
Слайд №12
• В. Борисов-Мусатов «Призраки» (студент 3)
В симфониях Борисова-Мусатова нашла отражение та сложная духовная реальность, что была соткана из тончайших лирических переживаний, неуловимых эмоциональных нюансов… Атмосфера безмолвной грусти царствует в «Призраках». В поздних сумерках проплывают по парку женские фигуры; смутные видения столь зыбки, столь бестелесны, что в любое мгновение могут растаять, исчезнуть. Грань между полувымыслом-полуреальностью, полусном-полуявью не умел, не хотел провести сам поэт-живописец – о магической действительности сцены говорят и странные белые фигуры на лестнице: то ли оживают в неверном свете каменные статуи, то ли процессия призраков медленно скользит в сад своей земной жизни…
Слайд №13
• К. Петров-Водкин «Купание красного коня» (студент 4)
Монументальное полотно! Реальное земное событие обнаружило глубокий символический смысл - призыв и предчувствие грядущего обновления.
Вывод:
В начале ХХ века принципиально изменились способы воспроизведения действительности в произведениях живописи. Художники новой эпохи отошли от материального быта и окружили метафизического героя вечными образами природы и мифологии. Живопись, подобно поэзии, прониклась лирическим, религиозным и философским началами.
Нечто похожее можно сказать и о музыке. Исторически достоверные и социальные оперы М. П. Мусоргского и П. И. Чайковского сменили музыкальные произведения А. Скрябина и С. Рахманинова.
3. Анализ поэтических текстов. Коллективная работа
Вслушаемся в голоса поэтов начала ХХ века. Узнаем, чем замечательны их судьбы, что сближало и что разделяло их.
Слайд №14
На фоне музыки «Поэта экстаза» А. Скрябина читаем стихотворения и заполняем таблицу (распечатки со стихами у каждого студента).
После анализа стихотворений, выявления Я-концепции автора, в тетрадях должна быть заполнена таблица следующим образом:
Автор, годы жизни Поэтическая
Я-концепция
В. Соловьев
(1853-1900)
«…Мы навек незримыми цепями
Прикованы к нездешним берегам»,
«… в цепях должны свершить мы сами
Тот круг, что боги очертили нам»
М. Лохвицкая
(1869-1905)
«Слилось во мне сиянье дня со мраком ночи…»
«Мне мил и солнца луч…
И шорох тайн манит меня»
«…Суждено мне до конца стремиться вверх…»
К. Бальмонт
(1867-1942)
«Я заключил миры в едином взоре,
Я властелин»
«Кто равен мне в моей певучей силе?
Никто, никто»
В. Ходасевич (1886-1939) «Я скитаюсь здесь напрасно
Путь далёк мне…»
Слайд №15
• Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900)
Хоть мы навек незримыми цепями
Прикованы к нездешним берегам,
Но и в цепях должны свершить мы с сами
Тот путь, что боги очертили нам.
Все, что на волю высшую согласно,
Своею волей чуждую творит,
И под личиной вещества бесстрастной
Везде огонь божественный горит.
Слайд №16 Образец заполнения карточки
Слайд №17
• Мирра (Мария) Александровна Лохвицкая (1869-1905)
В кудрях каштановых моих
Есть много прядей золотистых-
Видений девственных и чистых
В моих мечтаньях огневых.
Слилось во мне сиянье дня
Со мраком ночи беспросветной,-
Мне мил и солнца луч приветный,
И шорох тайн манит меня.
И суждено мне до конца
Стремиться вверх, скользя над бездной,
В тумане свет провидя звездный
Из звезд сплетенного венца.
Слайд №18
• Константин Дмитриевич Бальмонт (1867-1942)
Я в этот мир мир пришел, чтоб видеть солнце
И синий кругозор.
Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце
И выси гор.
Я в этот мир пришел, чтоб видеть море
И пышный цвет долин.
Я заключил миры в едином взоре,
Я властелин.
Я победил холодное забвенье,
Создав мечту мою.
Я каждый миг исполнен откровенья,
Всегда пою.
Мою мечту страданья пробудили,
Но я любим за то.
Кто равен мне в моей певучей силе?
Никто, никто.
Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце,
А если день погас,
Я буду петь… Я буду петь о солнце
В предсмертный час!
Слайд №19
• Владислав Фелицианович Ходасевич (1886-1939)
Я угасну… Я угасну…
Все равно… Умру, уйду.
Я скитаюсь здесь напрасно.
Путь далек мне. Я пойду.
Небо низко. Ветер злобен.
Травы вялы. Пал туман.
Призрак счастья тускл и дробен.
Жизнь – томительный обман.
Вы – останьтесь. Вам за мною
Не идти. Туман – глубок.
Я уйду, закроюсь мглою…
Путь неведом и далек…
5. Вывод по уроку.
Каждый поэт – ярчайшая индивидуальность, одаренная личность.
Каждый считает, что он в ответе за будущее. Каждый стремится вобрать в свое творчество – космос, вечность, явления живой природы, культуры. Поэтому подобное стремление других поэтов воспринимается как посягательство на собственную вселенную. Отсюда и стремление защитить свой поэтический мир, оградить его от вторжения оппонентов и желание во что бы то ни стало доказать свою правоту читателю. Чтобы отразить нападки противников, поэты объединялись в литературные группировки. Какие именно группировки, какова была их цель, их отношение к миру и слову, мы узнаем на следующем уроке.
5. Рефлексия.
Написание синквейна (пятистрочный белый стих)
1. Одно существительное – тема синквейна.
2. Два прилагательных или причастия, раскрывающие тему.
3. Три глагола, описывающие действия, относящиеся к теме, характеризующие или объясняющие суть происходящих событий.
4. Фраза (предложение) из четырех слов, позволяющая ученику выразить свое отношение к теме или содержащая вывод (может использоваться цитата, крылатое выражение).
5. Одно слово – резюме, дающее новую интерпретацию темы; содержащее ассоциацию с ней; восклицание.
Методика: 1) вспомнить правила написания синквейна; 2) привести несколько примеров синквейнов; 3) задать тему; 4) зафиксировать время на написание синквейнов; 5) заслушать варианты (по желанию). Можно начинать с коллективного сочинения синквейна, с работы в парах, группах.
6. Оценивание работы студентов.
7. Домашнее задание: прочитать статью Брюсова «О свободе слова»