Алла Петровна
Открытый урок по русскому языку в 6 классе «Буквы н и нн в суффиксах прилагательных»
▼ Скачать + Заказать документы
Открытый урок в 6 классе.
Тема: Буквы н и нн в суффиксах прилагательных.
Цель урока :
Организовать деятельность учащихся по изучению правописания Н и НН в суффиксах прилагательных;
создание условий для саморазвития обучающихся.
Задачи урока :
Образовательные:
Объяснить правописание н-нн в прилагательных, выработать умение правописания н-нн в прилагательных, образованных от существительных;
Развивающие :
Публикация «Открытый урок по русскому языку в 6 классе „Буквы н и нн в суффиксах прилагательных“» размещена в разделах
- Русский язык, 6 класс
- Русский язык, конспекты уроков
- Средняя школа, 6 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Развивать навыки групповой работы учащихся, навыки устной и письменной речи, навыки работы с ИКТ. Продолжить работу над развитием логического мышления; способствовать развитию способностей и умений учащихся самостоятельно добывать знания, систематизировать и применять их на практике.
Воспитательные :
Воспитание любви к родному языку и литературе; воспитание культуры интеллектуального труда,формирование умения чувствовать красоту слова через работу с текстом,
Тип урока : Открытие нового знания;
Форма урока : урок-поиск
Оборудование: компьютеры, проектор, экран, карточки, тетради, ручки, доска.
Ход урока:
Добрый день, ребята! Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесет нам всем радость общения друг с другом.
Садитесь, ребята! Сегодняшний урок мы начнём с языковой разминки.
А языковая разминка будет на повторение знаний о прилагательном. Я буду читать текст, а вы слушаете и отвечаете устно. То есть я начинаю фразу, а вы её продолжаете.
1 Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает… и отвечает на вопросы….
2 Имена прилагательные изменяются по…
3 По форме имена прилагательные могут быть ….
4 В предложении имена прилагательные бывают…
5 Какие степени сравнения имеют прилагательные …
6 На какие разряды по значению делятся прилагательные …
КАРТОЧКА № 1- определить степени сравнения
- определить какого разряда
Вывод
Открывайте тетради и записывайте число, классная работа.
Проблемная ситуация
1) (Не)веселый, осе. ий, (не)разговорчивый);
2) лиц…вой, серебр. ный, еж…вый;
3) (Не)правдив,а лжив; нисколько (не)интересная книга;, утре. ий;
4) … …. ….
Прочитайте ряды слов. Внимательно их рассмотрите.
Какое слово можно исключить из первого ряда? Почему?
Исключенные слова написать в четвертую строку. Вставить пропущенные буквы, раскрыть скобки
Учитель. Какое слово лишнее во втором ряду? Во втором ряду лишнее слово серебряный. Почему?
Учитель. Что можете сказать о третьем ряде слов? В третьем ряду лишнее слово утренний. Почему?
- Прочитайте слова, которые вы написали в четвертом ряду. Определите, к какой части речи они относятся.
- В какой части прилагательных пропущены буквы?
- А теперь сравните свои записи с правильным вариантом. (Учитель открывает образец с правильным написанием).
Все ли правильно записали слова?Почему? Чего мы не знаем? (побуждение к осознанию противоречия)
Слова осенний, серебряный, утренний— это имена прилагательные.
Буквы пропущены в суффиксах прилагательных.
Мы не знаем когда в прилагательных пишется -н-, а когда -нн-. (осознание противоречия)
- Значит, какова тема урока?
Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных
- Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. Используйте для этого опорные слова на доске.
1) Познакомиться с правилом
НА ДОСКЕ 2)Учиться.
Познакомиться с правилом написания буквы н в суффиксах прилагательных;
учиться правильно писать суффиксы прилагательных с буквой н.
Посмотрите ещё раз на слова. Какие будут предположения о правописании Н и НН в суффиксах прилагательных?
ОСЕННИЙ, СЕРЕБРЯНЫЙ, УТРЕННИЙ
Образование и написание имен прилагательных.
Образование и написание имен прилагательных
Существительное суффикс Прилагательное исключения
I Туман
Станция
Тыква -Н
-ОНН
-ЕНН -
-
ветрЕНый
II Пчела
Кожа
Трава -ИН
-АН
-ЯН -
-
стеклЯННый
оловЯННый
деревЯННый
III Полное прилагательное Краткое прилагательное
Река медлЕННая. Река медлЕННа.
Выполняют задание коллективно. Один ученик работает с таблицей у доски, остальные пишут в тетрадях.
Сначала поработаем со словами под цифрой 1. Образуйте от каждого имени существительного имя прилагательное с указанным суффиксом.
В прилагательных выделите суффикс и определите количество Н
Обобщите первую часть нашей работы и скажите, в каких случаях пишутся две буквы Н в прилагательных, образованных от существительных?
Какое слово является исключением из этого правила?
ВЫВОД
Аналогичную работу ученики выполняют со словами под цифрой II.
ВЫВОД
Прочитайте запись под цифрой III с полным и кратким прилагательными. Сделайте вывод о написании в них суффикса.
ВЫВОД
А теперь, используя таблицу, сформулируйте полностью правило о правописании буквы Н и НН в суффиксах прилагательных.
ПРАВИЛОучебник стр. 29 орфограмма № 38
Ребята, как вы будете действовать, чтобы без ошибок писать эти слова? Давайте выработаем алгоритм наших действий
1. Коллективная работа.
Устно объяснить правописание слов:
Комиссионный комиссия+онн
Клюквенный клюква+енн
Лебединый лебедь+ин
Стеклянный стекло+янн
Телефонный телефон+н
Государственный государство+енн
Травяной трава+ян
2. Распределительный диктант
Распредели слова на две группы:
Песча…ый, оловя. ый, стекля. ый, лебеди. ый,шерстя. ой, ржа. ой, гуси. ый, авиацио. ый, глиня. ый, осе. ий, травя. ой, карти. ый, бето. ый.
3. Буквенный диктант.
Напишите в тетради в одну строку цифры от 1 до 10. Я буду вам читать слова на изученную орфограмму, но записывать их не надо, под каждой цифрой вы напишите только букву н, одну или две, в зависимости от того, сколько их в слове.
Оловянный, дровяной, муравьиный, торжественный, даль туманна, юный, ветреный, старинный, песчаный, дивизионный.
Проверь себя.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
нн н н нн нн н н нн н нн
Поставь себе оценку:
"5" - нет ошибок;
"4" - 1;
"3" - 2,3;
больше - "2".
ФИЗМИНУТКА
4. Работа с учебником с. 30 упр 366
5. Письмо по памяти
Свет луны серебряный и длинный,
Плачут вербы, шепчут тополя,
Но никто под окрик журавлиный
Не разлюбит отчие поля.
С. Есенин
- Какова основная мысль этого предложения? (Любовь к родине)
- Объясните лексическое значение слова "отчий". (Родной)
-Объясните правописание выделенных слов.
6. ТЕСТ
7. Просмотр видеофильма «Зимушка-зима». (Презентация)
Составьте предложения, используя словосочетания:
сонный лес, серебряный иней, торжественная тишина, звериные тропы, причудливые искусственные кружева, багряное солнце,
ИТОГ
Сегодня на уроке я :
1) узнал, открыл для себя…
2) научился, смог…
3) могу похвалить себя и своих одноклассников за …
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ п. 64, упр 370