Получи документы

Открытый урок по музыке в 6 классе «От адажио к престо»

анна тимофеева
Открытый урок по музыке в 6 классе «От адажио к престо»
▼ Скачать + Заказать документы

Открытый урок «От адажио к престо»

1. ФИО Тимофеева Анна Анатольевна

2. Место работы МОБУ «СОШ № 90» р. п. Чунский

3. Должность Учитель музыки и МХК

4. Предмет Музыка

5. Класс 6

6. Тема и номер урока «От адажио к престо». 15 урок

Публикация «Открытый урок по музыке в 6 классе „От адажио к престо“» размещена в разделах

7. Базовый учебник Т. И. Науменко, В. В. Алеев. Музыка 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации. Издательство «Дрофа», Москва 2011

Урок №15. Тема урока : От адажио к престо

Тип урока : Урок «открытия» нового знания

Цель: определить назначение и роль темпа в музыке как средства музыкальной выразительности.

Задачи:

образовтельная – расширить знания учащихся о разновидностях темпа и определить зависимость темпа от содержания произведения;

развивающая – развивать познавательные способности учащихся, интегративные качества восприятия, воображение, способствовать развитию ассоциативного мышления, расширению кругозора, развитию музыкальной памяти; продуктивное развитие способности эстетического сопереживания произведениям искусства;

воспитательная - формировать коммуникативную культуру учащихся, умение работать в группах. воспитывать чувство уважения и любви к творчеству композиторов; пробудить желание у учащихся к постоянному общению с музыкальным искусством, как одной из составляющих духовной культуры человечества.

Ход урока:

1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Давайте поприветствуем гостей (хлопают, и друг друга!

По- моему жесту вы хором говорите ПРИВЕТ!

Когда встречаем мы рассвет,

Мы говорим ему. (Дети хором) ПРИВЕТ!

С улыбкой солнце дарит свет,

Нам посылая свой. (Дети хором) ПРИВЕТ!

При встрече через много лет

Вы крикните друзьям. (Дети хором) ПРИВЕТ!

И улыбнутся вам в ответ

От слова доброго. (Дети хором) ПРИВЕТ!

И вы запомните совет:

Дарите всем друзьям. (Дети хором) ПРИВЕТ!

2. «Мозговой штурм» Интеллектуальная разминка

На предыдущих уроках мы достаточно много внимания уделили такому средству музыкальной выразительности как ритм.

- Дайте сформулируем определение ритму как музыкальному выразительному средству.

- Только ли музыке принадлежит ритм? Вспомним, что ритмично в нашей жизни?

- Совершенно верно: «Ритм-основа жизни».

- Что означает метр в музыке?

- Как вы думаете, могла бы музыка существовать без ритма и метра?

- Во всех ли музыкальных произведениях ритм одинаков?

Если проследить поведение ритма в музыкальном произведении, то обнаружится, что оно не всегда одинаково: где-то ритм поддерживает спокойное и неторопливое повествование, где-то, наоборот, включается в стремительное движение музыкального потока, где-то нарочито замедляется и даже как будто замирает.

3. Актуализация знаний

3.1. Работа с кроссвордом

Ребята, сегодня тема урока связана с новым средством музыкальной выразительности,

Разгадать тему урока нам поможет ключевое слово кроссворда:

1. Как называется средство музыкальной выразительности, в котором чередуются длинные и короткие длительности? (Ритм)

2. Как называется польский торжественный танец-шествие? (Полонез)

3. Как одним словом вы назовете: две четверти, три четверти, четыре четверти, эти цифры пишутся в нотах в самом начале музыки? (Размер)

4. Назовите фамилию польского композитора, который сочинил 16 полонезов. (Шопен)

Ключевое слово – темп.

Давайте, попробуем дать определение термину «темп» (темп - это скорость исполнения музыки).

Темп (итал. tempo от лат. tempus время) — мера времени в музыке.

Ребята, скажите, темп принадлежит только музыке?

Приведите примеры проявления различных темпов из своих наблюдений (бег на спортивных соревнованиях, движение секундной стрелки часов, движение часовой стрелки, движение планет)

3.2. Знакомство с метрономом.

Ребята, кто знает, как называется этот предмет? (ответы детей).

«Метроном» — прибор, отмечающий короткие промежутки времени равномерными ударами.

В основном используется музыкантами как точный ориентир темпа при исполнении музыкального произведения на репетиции.

Вы видите, что здесь находится маятник с грузиком: чем выше грузик, тем реже удары, и, соответственно, чем грузик ниже, тем удары чаще.

За маятником расположена шкала, по которой устанавливается частота ударов.

4. Этап целеполагания

Тема урока «От адажио к престо» звучит на итальянском языке. Это темповые обозначения.

Давайте попробуем определить цель нашего урока.

Я вам помогу (в скобках предполагаемые ответы учеников) :

- Для чего нужен… (темп в музыке)

- Может ли темп стать… (средством музыкальной выразительности)

- Все верно, цель нашего урока : определить назначение и роль темпа в музыке как средства музыкальной выразительности.

5. Работа по теме урока

5.1. Классификация темпов

Наша тема называется «От адажио к престо» - «от медленного к быстрому».

- Какими обычно словами мы характеризуем темп музыкального произведения?

(медленный, средний, умеренный, быстрый, стремительный, спокойный и другие).

В музыкальном искусстве каждый из музыкальных темпов имеет свое название, обычно на итальянском языке.

- Догадайтесь, на какие три группы будет разделение? (медленные, умеренные, быстрые).

Таблица терминов на доске

5.2. Знакомство с музыкальными терминами, на примерах музыкальных произведений

(с демонстрацией портретов композиторов (на доске)

Первый темп «аdagio» - медленно.

Музыка : Т. Альбинони. Адажио (фрагмент,

Венецианский композитор и скрипач эпохи барокко. 18 век. Музыка возвышенная, благородная.

Ребята, отметьте, как правильно выбранный темп точно передает образ, чувства и настроение музыки.

Задание № 1: Ребята, после прослушивания произведения, я задам вопрос «в каком темпе прозвучала музыка, а вы поднимите карточки с правильным ответом.

Второй темп «аndante» - в темпе шага, неторопливо, спокойно. Отличия темпов между адажио и анданте незначительное.

Музыка : Ф. Шуберт. Аве Мария (фрагмент)

Миниатюрный шедевр австрийского композитора Франца Шуберта на протяжении вот уже почти 2 веков любим публикой и исполнителями во всем мире. Необыкновенно трогательная мелодия находит отклик в душе как профессионального музыканта, так и любителя, не знающего нот.

Музыка «Аве Мария» - камерная, лиричная, возвышенная. Вступительные аккорды, напоминающие мерное покачивание лодки, настраивают на спокойный, умиротворенный лад.

Вопрос учителя : какой темп?

Третий темп «moderato» - умеренно.

Музыка : Л. Бетховен. К Элизе

Знаменитая фортепианная пьеса-багатель немецкого композитора Людвига ван Бетховена.

Это произведение Бетховена на протяжении многих лет является одним из самых известных шедевров мировой музыки.

Вопрос учителя : какой темп?

Четвертый темп «аllеgro» – скоро

Музыка : П. И. Чайковский. «Баба Яга» из «Детского альбома» для фортепиано.

Это сказочный персонаж: в Бабе-Яге есть нечто жуткое, зловещее. Вот свистнула она и понеслась в своей ступе, погоняя помелом. От пьесы так и веет былинным размахом, русской удалью.

Обратите внимание, как темп аллегро, делает образ Бабы яги ярким и интересным.

Вопрос учителя: какой темп?

Пятый темп «рresto» – очень быстро.

Музыка : А. И. Хачатурян. «Танец с саблями» из балета «Гаянэ».

Танец с саблями является апофеозом балета и входит в число музыкальных и балетных шедевров! Знаменитый «Танец с саблями» - это визитная карточка Арама Хачатуряна — благодаря которому во многих странах мира за композитором утвердилось прозвище «мистер Танец с саблями».

«Непокорное и шумливое дитя» — так Хачатурян называл пьесу, которую сочинил буквально за один вечер.

Вопрос учителя : какой темп?

- Почему композитор выбрал именно этот темп? (танец кавказцев горячий, задорный).

5.3. Закрепление связей и отношений в объектах изучения

Ребята, теперь вы знаете пять темпов, пять музыкальных терминов (перечислить).

Сочиняя музыкальные произведения, композиторы используют самые разнообразные темпы.

- Как вы думаете, ребята, отчего зависит выбор того или иного темпа?

(от содержания произведения, от характера и эмоций, от замысла композитора)

6. Кульминация урока (интрига)

Внимание! Я хочу задать вам сложный вопрос, и мне очень интересно послушать ваши ответы: может ли быть такое, что в одном произведении могут «ужиться» четыре-пять разных темпов?

(ответы детей).

Обоснуйте!

Самый точный ответ на этот вопрос нам даст ее величество Музыка.

Слушание произведения Витторио Монти «Чардаш» (в сокращенном варианте).

Чардаш — традиционный венгерский народный танец.

Отличительным признаком чардаша является значительная вариация его темпа. Танец, начинаясь с медленного лиричного вступления танца по кругу (лашшу, завершается в крайне быстром, стремительном ритме парного танца (фриш). Музыкальный размер 2/4 или 4/4.

Чардаш танцуют мужчины и женщины. Женщины облачены в традиционные широкие юбки, обычно ярко-красного цвета.

Задание № 2: Ребята, предлагаю вам следующее задание: в процессе прослушивания музыки, я буду показывать знак вопроса – в каком темпе звучит музыка, ваша задача - поднять карточки с правильным ответом.

- А теперь ответим все вместе на вопрос: могут ли в одном произведении могут ужиться несколько разных темпов? (ответы детей).

Подводим итоги:

Ребята, когда мы определяли цель урока, то говорили о назначении и роли темпа в музыке.

И теперь, прослушав музыкальные произведения в разных темпах, мы можем с уверенностью сказать, что темп вместе с ритмом отражает настроение, содержание, характер произведения.

7. Подведение итогов урока. Рефлексия

- Какому средству музыкальной выразительности был посвящён наш урок?

- От какого латинского слова и с каким понятием связан темп?

- От чего зависит в музыке выбор того или иного темпа?

- На каком языке звучат разновидности темповых обозначений?

- Переведите тему урока (от медленного к очень быстрому).

Я благодарю вас за хорошую работу на уроке.

Думаю, вы все поработали на «5» и надеюсь, что вы с нетерпением будете ждать новой встречи с музыкой. До встречи на следующем занятии!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Открытый урок по математике во 2 классе «Буквенные выражения» Буквенные выражения. 2-й класс Форма урока: нетрадиционная (урок-сказка). Тип урока: ознакомление с новым материалом. Цель: Ознакомить с.

Открытый урок математики в 1 классе на тему «Дециметр» Тема: «Дециметр» 1 класс Цель. Создать условия для усвоения умений измерять длины предметов в дециметрах и сантиметрах. Задачи. Дать представление.

Открытый урок математики в 4 классе «Встречное движение»Открытый урок математики в 4 классе «Встречное движение» Тема урока: Встречное движение. 4 класс Цели урока: • Формировать умение вести поиск и обнаружение способа решения задач на встречное движение.

Открытый урок по окружающему миру в 1 классе на тему «Домашние питомцы» МБОУ Новоселовская ООШ Открытый урок по окружающему миру в 1 классе Тема урока: «Домашние питомцы» Учитель: Олейникова Людмила.

Открытый урок по русскому языку в 3 классе «Приставка» Урок русского языка в 3 классе Учебный предмет: русский язык УМК: «Школа России» Тема: «Что такое приставка?» Тип урока: открытие новых.

Открытый урок «Словосочетание и предложение» в 8 классе для обучающихся с недостатками слуха Урок составлен для обучающихся с недостатками слуха. Тема урока. Словосочетание и предложение. Предмет Русский язык Класс 8 Автор урока.

Открытый урок СБО в 9 классе Раздел: Трудоустройство. Тема: Трудоустройство. Выбор профессии. Класс : 9класс Цель: Развитие у учащихся способности к профессиональному.

Открытый урок в 3 классе по естествознанию «Как вращается Земля» Естествознание Краткосрочный план урока № 43. Предмет: Естествознание Урок: 43 Школа: Иргизская общеобразовательная средняя школа №2 Дата:.

Открытый урок по русскому языку «Страна Глаголия» в 5 классе Открытый урок по русскому языку в 5 классе на тему: Повторение изученного о глаголе. Цели и задачи: 1. Проверить знания, умения и навыки.

Урок-экскурсия по музыке «Дыхание русской песенности» в 5 классе и в 11 классе «Церковное пение» Подготовка к уроку-экскурсии В гимназии в течении марта 2019 года учащиеся 5 и 11 классов стали инициаторами в организации совместного нестандартного.

Автор публикации:
Открытый урок по музыке в 6 классе «От адажио к престо»
Опубликовано: 26 августа 2019 в 03:00
+38Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Открытый урок по музыке в 6 классе «От адажио к престо»» (включая файлы) размещена пользователем анна тимофеева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД