анна тимофеева
Открытый урок по музыке в 6 классе «От адажио к престо»
▼ Скачать + Заказать документы
Открытый урок «От адажио к престо»
1. ФИО Тимофеева Анна Анатольевна
2. Место работы МОБУ «СОШ № 90» р. п. Чунский
3. Должность Учитель музыки и МХК
4. Предмет Музыка
5. Класс 6
6. Тема и номер урока «От адажио к престо». 15 урок
Публикация «Открытый урок по музыке в 6 классе „От адажио к престо“» размещена в разделах
- Музыка. Конспекты уроков
- Средняя школа, 6 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
7. Базовый учебник Т. И. Науменко, В. В. Алеев. Музыка 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации. Издательство «Дрофа», Москва 2011
Урок №15. Тема урока : От адажио к престо
Тип урока : Урок «открытия» нового знания
Цель: определить назначение и роль темпа в музыке как средства музыкальной выразительности.
Задачи:
образовтельная – расширить знания учащихся о разновидностях темпа и определить зависимость темпа от содержания произведения;
развивающая – развивать познавательные способности учащихся, интегративные качества восприятия, воображение, способствовать развитию ассоциативного мышления, расширению кругозора, развитию музыкальной памяти; продуктивное развитие способности эстетического сопереживания произведениям искусства;
воспитательная - формировать коммуникативную культуру учащихся, умение работать в группах. воспитывать чувство уважения и любви к творчеству композиторов; пробудить желание у учащихся к постоянному общению с музыкальным искусством, как одной из составляющих духовной культуры человечества.
Ход урока:
1. Организационный момент
Здравствуйте, ребята! Давайте поприветствуем гостей (хлопают, и друг друга!
По- моему жесту вы хором говорите ПРИВЕТ!
Когда встречаем мы рассвет,
Мы говорим ему. (Дети хором) ПРИВЕТ!
С улыбкой солнце дарит свет,
Нам посылая свой. (Дети хором) ПРИВЕТ!
При встрече через много лет
Вы крикните друзьям. (Дети хором) ПРИВЕТ!
И улыбнутся вам в ответ
От слова доброго. (Дети хором) ПРИВЕТ!
И вы запомните совет:
Дарите всем друзьям. (Дети хором) ПРИВЕТ!
2. «Мозговой штурм» Интеллектуальная разминка
На предыдущих уроках мы достаточно много внимания уделили такому средству музыкальной выразительности как ритм.
- Дайте сформулируем определение ритму как музыкальному выразительному средству.
- Только ли музыке принадлежит ритм? Вспомним, что ритмично в нашей жизни?
- Совершенно верно: «Ритм-основа жизни».
- Что означает метр в музыке?
- Как вы думаете, могла бы музыка существовать без ритма и метра?
- Во всех ли музыкальных произведениях ритм одинаков?
Если проследить поведение ритма в музыкальном произведении, то обнаружится, что оно не всегда одинаково: где-то ритм поддерживает спокойное и неторопливое повествование, где-то, наоборот, включается в стремительное движение музыкального потока, где-то нарочито замедляется и даже как будто замирает.
3. Актуализация знаний
3.1. Работа с кроссвордом
Ребята, сегодня тема урока связана с новым средством музыкальной выразительности,
Разгадать тему урока нам поможет ключевое слово кроссворда:
1. Как называется средство музыкальной выразительности, в котором чередуются длинные и короткие длительности? (Ритм)
2. Как называется польский торжественный танец-шествие? (Полонез)
3. Как одним словом вы назовете: две четверти, три четверти, четыре четверти, эти цифры пишутся в нотах в самом начале музыки? (Размер)
4. Назовите фамилию польского композитора, который сочинил 16 полонезов. (Шопен)
Ключевое слово – темп.
Давайте, попробуем дать определение термину «темп» (темп - это скорость исполнения музыки).
Темп (итал. tempo от лат. tempus время) — мера времени в музыке.
Ребята, скажите, темп принадлежит только музыке?
Приведите примеры проявления различных темпов из своих наблюдений (бег на спортивных соревнованиях, движение секундной стрелки часов, движение часовой стрелки, движение планет)
3.2. Знакомство с метрономом.
Ребята, кто знает, как называется этот предмет? (ответы детей).
«Метроном» — прибор, отмечающий короткие промежутки времени равномерными ударами.
В основном используется музыкантами как точный ориентир темпа при исполнении музыкального произведения на репетиции.
Вы видите, что здесь находится маятник с грузиком: чем выше грузик, тем реже удары, и, соответственно, чем грузик ниже, тем удары чаще.
За маятником расположена шкала, по которой устанавливается частота ударов.
4. Этап целеполагания
Тема урока «От адажио к престо» звучит на итальянском языке. Это темповые обозначения.
Давайте попробуем определить цель нашего урока.
Я вам помогу (в скобках предполагаемые ответы учеников) :
- Для чего нужен… (темп в музыке)
- Может ли темп стать… (средством музыкальной выразительности)
- Все верно, цель нашего урока : определить назначение и роль темпа в музыке как средства музыкальной выразительности.
5. Работа по теме урока
5.1. Классификация темпов
Наша тема называется «От адажио к престо» - «от медленного к быстрому».
- Какими обычно словами мы характеризуем темп музыкального произведения?
(медленный, средний, умеренный, быстрый, стремительный, спокойный и другие).
В музыкальном искусстве каждый из музыкальных темпов имеет свое название, обычно на итальянском языке.
- Догадайтесь, на какие три группы будет разделение? (медленные, умеренные, быстрые).
Таблица терминов на доске
5.2. Знакомство с музыкальными терминами, на примерах музыкальных произведений
(с демонстрацией портретов композиторов (на доске)
Первый темп «аdagio» - медленно.
Музыка : Т. Альбинони. Адажио (фрагмент,
Венецианский композитор и скрипач эпохи барокко. 18 век. Музыка возвышенная, благородная.
Ребята, отметьте, как правильно выбранный темп точно передает образ, чувства и настроение музыки.
Задание № 1: Ребята, после прослушивания произведения, я задам вопрос «в каком темпе прозвучала музыка?», а вы поднимите карточки с правильным ответом.
Второй темп «аndante» - в темпе шага, неторопливо, спокойно. Отличия темпов между адажио и анданте незначительное.
Музыка : Ф. Шуберт. Аве Мария (фрагмент)
Миниатюрный шедевр австрийского композитора Франца Шуберта на протяжении вот уже почти 2 веков любим публикой и исполнителями во всем мире. Необыкновенно трогательная мелодия находит отклик в душе как профессионального музыканта, так и любителя, не знающего нот.
Музыка «Аве Мария» - камерная, лиричная, возвышенная. Вступительные аккорды, напоминающие мерное покачивание лодки, настраивают на спокойный, умиротворенный лад.
Вопрос учителя : какой темп?
Третий темп «moderato» - умеренно.
Музыка : Л. Бетховен. К Элизе
Знаменитая фортепианная пьеса-багатель немецкого композитора Людвига ван Бетховена.
Это произведение Бетховена на протяжении многих лет является одним из самых известных шедевров мировой музыки.
Вопрос учителя : какой темп?
Четвертый темп «аllеgro» – скоро
Музыка : П. И. Чайковский. «Баба Яга» из «Детского альбома» для фортепиано.
Это сказочный персонаж: в Бабе-Яге есть нечто жуткое, зловещее. Вот свистнула она и понеслась в своей ступе, погоняя помелом. От пьесы так и веет былинным размахом, русской удалью.
Обратите внимание, как темп аллегро, делает образ Бабы яги ярким и интересным.
Вопрос учителя: какой темп?
Пятый темп «рresto» – очень быстро.
Музыка : А. И. Хачатурян. «Танец с саблями» из балета «Гаянэ».
Танец с саблями является апофеозом балета и входит в число музыкальных и балетных шедевров! Знаменитый «Танец с саблями» - это визитная карточка Арама Хачатуряна — благодаря которому во многих странах мира за композитором утвердилось прозвище «мистер Танец с саблями».
«Непокорное и шумливое дитя» — так Хачатурян называл пьесу, которую сочинил буквально за один вечер.
Вопрос учителя : какой темп?
- Почему композитор выбрал именно этот темп? (танец кавказцев горячий, задорный).
5.3. Закрепление связей и отношений в объектах изучения
Ребята, теперь вы знаете пять темпов, пять музыкальных терминов (перечислить).
Сочиняя музыкальные произведения, композиторы используют самые разнообразные темпы.
- Как вы думаете, ребята, отчего зависит выбор того или иного темпа?
(от содержания произведения, от характера и эмоций, от замысла композитора)
6. Кульминация урока (интрига)
Внимание! Я хочу задать вам сложный вопрос, и мне очень интересно послушать ваши ответы: может ли быть такое, что в одном произведении могут «ужиться» четыре-пять разных темпов?
(ответы детей).
Обоснуйте!
Самый точный ответ на этот вопрос нам даст ее величество Музыка.
Слушание произведения Витторио Монти «Чардаш» (в сокращенном варианте).
Чардаш — традиционный венгерский народный танец.
Отличительным признаком чардаша является значительная вариация его темпа. Танец, начинаясь с медленного лиричного вступления танца по кругу (лашшу, завершается в крайне быстром, стремительном ритме парного танца (фриш). Музыкальный размер 2/4 или 4/4.
Чардаш танцуют мужчины и женщины. Женщины облачены в традиционные широкие юбки, обычно ярко-красного цвета.
Задание № 2: Ребята, предлагаю вам следующее задание: в процессе прослушивания музыки, я буду показывать знак вопроса – в каком темпе звучит музыка, ваша задача - поднять карточки с правильным ответом.
- А теперь ответим все вместе на вопрос: могут ли в одном произведении могут ужиться несколько разных темпов? (ответы детей).
Подводим итоги:
Ребята, когда мы определяли цель урока, то говорили о назначении и роли темпа в музыке.
И теперь, прослушав музыкальные произведения в разных темпах, мы можем с уверенностью сказать, что темп вместе с ритмом отражает настроение, содержание, характер произведения.
7. Подведение итогов урока. Рефлексия
- Какому средству музыкальной выразительности был посвящён наш урок?
- От какого латинского слова и с каким понятием связан темп?
- От чего зависит в музыке выбор того или иного темпа?
- На каком языке звучат разновидности темповых обозначений?
- Переведите тему урока (от медленного к очень быстрому).
Я благодарю вас за хорошую работу на уроке.
Думаю, вы все поработали на «5» и надеюсь, что вы с нетерпением будете ждать новой встречи с музыкой. До встречи на следующем занятии!