Елена Садыкова
Открытый урок по математике во 2 классе «Буквенные выражения»
▼ Скачать + Заказать документы
Буквенные выражения. 2-й класс
Форма урока : нетрадиционная (урок-сказка).
Тип урока : ознакомление с новым материалом.
Цель: Ознакомить с новым термином "буквенные выражения".
Задачи:
Образовательные.
• Познакомить с понятием «буквенное выражение».
• Познакомить с латинскими буквами.
• Научить читать и записывать буквенные выражения.
• Закрепить изученное (устные вычисления).
Развивающие.
Публикация «Открытый урок по математике во 2 классе „Буквенные выражения“» размещена в разделах
- Математика, 2 класс
- Математика. Конспекты уроков
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 2 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
• Развивать логическое мышление, воображение, внимание, память.
Воспитательные.
• Воспитывать умение выслушивать ответы товарищей, давать точные, полные ответы на вопросы.
• Воспитание интереса к предмету.
Оборудование: Мультимедийный проектор, экран, презентация по теме "Буквенные выражения".
Ход урока
(Слайд 1)
I. Организационный момент
Прозвенел и смолк звонок, начинается урок.
Постарайтесь все понять, чтоб активно отвечать.
Я желаю нам в пути рука об руку идти.
Учитель: - Покажите, как это вы сделаете?
- Мы рады приветствовать всех на нашем уроке математики.
- Каждый урок –это ступенька восхождения вверх.
-Ребята, каким бы вы хотели видеть наш сегодняшний урок? (ответы детей)
-Чтобы он был именно таким, мне понадобится ваша помощь.
Посмотрите друг на друга, подарите друг другу чувство уверенности в том, что у вас все сегодня получится.
- Если вы будете внимательно меня слушать, то узнаете один очень важный секрет. Приготовились меня слушать?
-Только внимание, только умение мыслить помогает нам делать новые открытия и преодолевать трудности. А тот, кто преодолевает трудность - находит мудрость. Постараемся получить на уроке максимум знаний.
(Слайд 2)
Это что же случилось, ребята?
И куда так спешат зверята?
Я скажу вам: вот что случилось –
Это школа лесная открылась!
У: Ребята, нас сегодня пригласили на урок в лесную школу! Примем приглашение?
(Слайд 3).
Л: Привет, а вот и я - лесовичок!
Я слышал, вы в школу лесную собрались,
Но тот лишь дорогу к ней сможет найти,
Кто быстро и правильно посчитает
Все примеры, что встретятся по пути.
У: - Справимся ребята!
Но вот беда – болото впереди!
Смелее! По кочкам его перейди!
(Слайд 6)
У: Чтобы перейти болото, нужно вставить в окошко подходящие числа.
: + 15= 20 : -9=10 8+ : =14
6 + 5= : 14- : = 5 : -8=3
80 - 10= : 38 - : = 30 : - 15=0
Трое ребят работают у доски. Проверка.
1.- Решите числовые выражения удобным способом.
- Что значит решить удобным способом? Подберите синонимы к слову удобно. (Рационально, быстро.)
Удобно:
65+9+5=
20+7+3+30=
47+6+4=
У: Ура! Вот мы и добрались до лесной школы! (Слайд 7)
III. Знакомство с новым материалом.
У: Мы с вами в Лесной школе. Кого мы видим. В лесной школе урок. Мудрая сова предлагает нам открыть тетради и записать число, классная работа.
- Запишите число и классная работа. -Какое сегодня число?
26 ноября.
Классная работа.
- Проверьте написанное, подчеркните опасные места.
Каллиграфическая минутка.
- Для чего она нужна?
- Какие цифры мы сегодня пишем?
Какие цифры будем прописывать вы узнаете, отгадав загадки:
Хоть у нее одна нога,
Она стройна, горда, строга.
Ни журавль, ни синица
А всего лишь … (1)
Вид ее, как запятая,
Хвост крючком и не секрет
Любит всех она лентяев,
А лентяи ее нет. (2)
Запишите цифры 12 – какое это число, (двузначное, четное) переставьте цифры местами – 21 (двузначное, нечетное)
Одинаковая ли роль цифры 2 в каждом числе?
- Какие двузначные числа можем составить их них?
-Сколько в каждом десятков и единиц?
- Запишите их, начиная с наибольшего(1 строка)
- Запишите во второй строке числа на 1 десяток больше данных. Запишите каждое по 4 раза
Проверьте написанное и оцените свою работу.
2 Минутка чистописания
.
- Начинается наша работа. С чего мы начнём её? (С устного счёта.)
- Разве может быть математика без устного счёта? Ведь счёт и вычисления - основа порядка в голове. (Песталоцци)
Устный счёт—мы творим это дело
Только силой ума и души.
Числа сходятся где-то во тьме,
И глаза начинают светиться.
А кругом только умные лица,
Потому что считаем в уме.
Повторение компонентов действия сложения и вычитания.
-Какие действия с числами вы умеете выполнять? (складывать и вычитать)
-Как называются числа при сложении (слагаемые, слагаемые, сумма)
-Как называются числа при действии вычитании (уменьшаемое, вычитаемое, разность)
46+3 50+7 80-20
46-3 90-50 50-9
28+30 60+8 60+а
У: Ребята, какой пример вы не смогли решить?
Чем отличается этот пример от других примеров?
Как называются все примеры, которые смогли решить?
Как называются такие выражения? (Числовые)
А этот пример можно назвать числовым выражением?
Как можем назвать? Почему?
Значит, какая у нас тема урока? (Слайд 5)
-А какие у нас задачи, цели урока?
(Знать, что такое “Буквенные выражения”,
научиться их читать, писать и решать.)
- Ребята, а теперь взгляните, какая странная карточка на пеньке.
- У: Вам встречались такие записи?
(и да, и нет)
У: А какие записи нам встречались?
(2 + * = 8. Мы подставляли такое число, чтобы равенство было верным)
У: Как будет называться запись, если вместо окошка мы подставим число? (числовое выражение)
У: Давайте и в наше "окошко" поставим число?
У: Давайте попробуем. (Слайд 8)
- Ребята, посмотрите, что нам принёс на урок Знайка Математик. Какая-то карточка с очень странной записью.
Дети разглядывают карточку.
5+
- Вам встречались такие записи? (И да, и нет.)
- Как это понять? (В записях с «окошками» было 2 числа, например 5+=8.)
- Что вы тогда делали? (Вставляли в «окошко» число так, чтобы равенство было верным.)
5+=8
Какое число вставите в наше «окошко»? (Число 3.)
Что получили? (5+3=8)
Как называется такая запись? (Числовое выражение.)
А как вы думаете, можно поставить в «окошко» Знайкиной записи число (Наверное, можно.)
Давайте попробуем. Какое число вставим? (5)
Какой будет запись? (5+5)
Можем вычислить? (Да.)
Сколько получили? (10, так как 5+5=10.)
Что мы получили? (Числовое выражение.)
А можно вставить в «окошко» другое число? (Да.)
Давайте проверим. Какое вставим число? (2)
Как запишем? (5+2=7)
Что получили? (Новое числовое выражение.)
Какой сделаем вывод?
(Если в «окошки» вставлять разные числа, получатся разные числовые выражения.)
Какие числа можно вставить в «окошко» этой записи: +4? (Любые числа.)
Какие бы вы вставили числа во второй записи: 6? (0, 1, 2, 3, 4, 5, 6)
Можно вставить в «окошко» этой записи число 7? (Нет, из шести нельзя вычесть семь.)
То есть ряд чисел во втором случае ограничен от 0 до 6.
- Математики решили заменить «окошки» латинскими буквами : a (а, b (бэ, c (цэ, d (дэ, k(ка, x (икс, y (игрек).
Как записать с помощью латинских букв Знайкину запись?
(5+а, 5+b, 5+с, 5+d, 5+ k, 5+х, 5+у)
Что вы записали? (Выражения.)
- Что есть в этих выражениях? (Латинские буквы.)
Как же называют выражения, в записи которых присутствуют латинские буквы?
(Буквенные выражения.)
- Кто из вас догадался, как называется тема нашего сегодняшнего урока?
(Тема нашего урока «Буквенные выражения».)
- Правильно, ребята. Сегодня на уроке мы будем учиться читать, записывать и находить значения буквенных выражений.
- Какие перед нами стоят задачи?
(Познакомиться с новым математическим понятием «буквенные выражения». Научиться читать, записывать буквенные выражения и находить их значения.)
У: Какое число предлагает Заяц?
Выражения записываются на доске:
2+3=5
-Ёжик? 2+5=7
- Белочка? 2+4=6
-Лиса? 2+6=8
У: Что мы записали? (числовые выражения)
-А что же получается, если мы подставляем разные числа? (если в "окошко" вставлять разные числа, получаются разные числовые выражения).
(Слайд 9)
- Две птички смотрят в недоумении друг на друга. Они никак не могут прочитать эту запись. 2+*
- А мы сможем её прочитать? (нет)
- Что же нам делать? (надо "окошко" заменить)
(После нескольких предложений приходим к выводу, что можно "окошко" заменить буквой. 2+а)
- Что у нас получилось? (выражение)
- А как назвать точнее? (буквенные выражения)
- Вот такие выражения с буквами называются буквенными выражениями
- Ребята, а чем же это буквенное выражение будет отличаться от числового?
- Можем ли мы решить числовое выражение? Как? А что же делать с буквенным выражением, как вы думаете?
- Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока? (Буквенные выражения)
(Слайд 10)
У: Мы будем учиться читать, записывать и находить значения буквенных выражений.
- Давайте проверим, совпадает наш вывод с выводом в учебнике?
(читаем вывод на стр. 76 внизу, первые два предложения)
У: В записи буквенных выражений используются буквы латинского алфавита.
- Давайте познакомимся с некоторыми буквами данного алфавита.
- В настоящее время латинский алфавит знаком всем людям на земле. Поскольку изучается на уроках математики, физики, химии.
- А сейчас мудрая сова научит вас записывать некоторые латинские буквы. Слушайте внимательно. (Слайд 11)
(учитель пишет с объяснением на доске, а дети в тетради.)
а, b, c, d, p, m, n, x, y.
- Остальные буквы и то, как их читать, вы можете посмотреть в приложении. Это в конце учебника на с. 80
- Давайте вместо «окошка» подставим латинскую букву х.
- Прочитайте данное выражение?
Цель: первичное закрепление.
Варианты:
-Как решать буквенные выражения?
-Как записывать буквенные выражения?
- Вместо буквы надо подставить число.
-0,1,2,3
-Нет.
Дети записывают вместе с учителем.
- Числовые.
Дети выходят к доске и составляют алгоритм:
1. Прочитать.
2. Записать.
3. Подставить значение буквы в выражение.
4. Вычислить.
-Задайте вопросы по новой теме?
- Запишите число, классная работа.
Проблемная ситуация:
- Как решать буквенные выражения, какие будут предположения?
- А какие числа мы можем подставить?
-А 4 можем подставить?
-Давайте запишем и найдём значение буквенного выражения :
3-х, х=0 3-0=3
3-х, х=1 3-1=2
3-х, х=2 3-2=1
3-х, х=3 3-3=0
- Какие теперь получили выражения?
- Мы с вами волшебники, буквенное выражение превратили в числовое.
- Что мы для этого делали?
- Давайте составим алгоритм решения буквенных выражений.
IV. Физкультминутка
У: Перед лесной школой находится замечательный луг. (Слайд12) Давайте мы выйдем и отдохнем.
V. Закрепление.
- Ребята, а как вы думаете, как читаются буквенные выражения? (так же как и числовые)
(Читаем вывод в учебнике на с. 76)
№ 1 стр. 64 (учебник)
- В этом задании нам даны карточки с «окошками».
- Вставьте вместо "окошка" в 1 карточку латинскую букву с. Запишите и прочитайте полученное буквенное выражение. (Слайд 13)
- Вставьте вместо "окошка" во 2 карточку латинскую букву а. Запишите и прочитайте полученное буквенное выражение.
- Вставьте вместо "окошка" в 3 карточку латинскую букву р. Запишите и прочитайте полученное буквенное выражение.
с + 4 10 – а 6 - р
У: Какие значения могут принимать буквы? (В 1-ом выражении – любые, во 2-ом – только числа, меньшие 10, в 3-ем – только числа, меньшие 6).
- Лесовичок, который встретился нам по пути в лесную школу, поделился со мной одной тайной. Вы хотите узнать эту тайну? Тогда слушайте внимательно и записывайте все вместе со мной.
- Как же найти нам значения полученных выражений?
с+4
У: Что нужно знать, чтобы найти значение этого выражения?
(чему равно с)
У: Какие значения может принимать с? (любые)
с+4, если с=8
8 + 4 =12
Работа с комментированием у доски:
(решаем остальные выражения, если а = 6, р = 2).
10 – а, если а = 6. 6 – р, если р = 2.
10 – 6 = 4 6 – 2 = 4
- У: (Слайд 14) Ребята, вам не кажется, что слышен чей-то плачь? Сидит на пеньке зайчонок и плачет, Не может зайчонок решить буквенные выражения из № 2 со стр. 65 Давайте посмотрим, что же у него не получается (чтение задания). Первое выражение решит 1 вариант, второе – 2 вариант. (По одному человеку работает у доски).
( Проверка на местах:
Сумма чисел к и 7, если к = 10, 7. 10+7=17, 7+7=14
Разность чисел к и 7, если к=10,7. 10-7=3, 7-7=0.)
- Вот мы с вами помогли бедному зайчику.
VI. Подведение итогов урока. (Слайд 15)
У: Что нового на уроке мы сегодня узнали?
(Познакомились с латинскими буквами и буквенными выражениями).
У: Что мы научились делать с буквенными выражениями?
(Научились читать, писать и находить их значения).
VII. Домашнее задание. (Слайд 16)
№ 4 стр. 65
ОЦЕНКИ ЗА УРОК
8. Закрепление.
(упражнение в решении буквенных выражений)
На доске запись:x-7
-Как вы думаете,как найти значение буквенного выражения (вместо буквы подставить какое –либо число,то есть значение данной буквы)
-Попробуйте это сделать.
При x=7,x=20
Составим алгоритм решения буквенного выражения :
1. Прочитать выражение.
2. Запишите выражение.
3. Вставьте числовое значение.
4. Найдите значение выражения.
Работа с учебником,стр. 77.
Образец записи показывает учитель,затем ученик у доски.
К+7 и К-7,если к=10,к=7
10+7= 10-7=
7+7= 7-7=
Прочитаем выражение с+4.
Запишем выражение (пишут)
Вставим числовое значение (дети предлагают числа)
Найдем значение выражения (решают)
Решение задачи 3,стр. 77.
-Прочитайте задачу.
-Сколько денег было у мамы(50руб. и 10 руб.)
-Что обозначает число 30 (количество истраченных денег.)
-Какой вопрос в задаче (сколько денег осталось у мамы)
Решение.
Первый способ:(50+10)-30=30 (руб.)
Второй способ:
-Можно ли по-другому решить задачу?Какие деньги были у мамы(50 руб. и 10руб.)
-Сколько ей надо заплатить(30 руб.)
-Как бы вы стали расплачиваться на месте мамы?Какую купюру подали продавцу(50 руб.)
-А что получили бы (Сдачу,остаток.)
-Как находим остаток ( Вычитанием:50-30=20 (руб.)
-Что сделаем со сдачей (прибавим к 10 руб. :20+10=30 (руб.)
9. Рефлексия и подведение итогов урока.
-Что нового мы узнали сегодня на уроке (познакомились с латинскими буквами и буквенными выражениями)
-Что мы научились делать с буквенными выражениями (научились читать,писать и находить их значения)
-Приведите примеры буквенных выражений.
10. Домашнее задание (стр. 77,N 4)
Урок окончен. Спасибо за урок.
Вам встречались такие записи?
Но в записи с "окошечками" было два числа 5+. =8
Что вы тогда делали? (вставляли в "окошечко" число так, чтобы равенство было верным)
Какие вы бы поставили числа во второй записи 6-:( 0:. 6)
Ряд чисел во втором случае ограничен от 0 до 6
Математики решили заменить окошечки латинскими буквами :
Как записать с помощью латинских букв эту запись?
5+а; 5+b
Что мы записали? (Выражения)
А как их точнее назвать? Что есть в записи выражения? (буквы)
Так какие это выражения? (буквенные)
К чему мы с вами пришли? (так называется тема урока)
Как называются выражения, в записи которых присутствуют латинские буквы?
И читаются они так же, как числовые.
Работа в группах:
-Давайте вспомним золотые правила при работе в группе.
Задание: найдите значения выражений? (Ребята делятся по 5 человек, каждый рассуждает решение данного выражения).
Проверка.
-Какие выражения вы сейчас решали?
– Каким алгоритмом пользовались при решении данных числовых выражений?