Анна Колышева
Рабочая программа «Цветные ладошки» во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Рабочая программа дополнительного образования
кружок «Цветные ладошки»
(вторая младшая группа)
муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад №67»
(дополнительные образовательные услуги,
образовательная область - художественно-эстетическое развитие)
Составитель: Колышева А. Е. воспитатель
Барнаул
2018
I. Пояснительная записка
Темочки:
Искусство является незаменимым средством формирования духовного мира детей: литература, скульптура, народное творчество, живопись. Оно пробуждает у детей дошкольного возраста эмоционально-творческое начало. Оно также тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений.
Данная образовательная программа педагогически целесообразна, т. к. при её реализации в эстетическое отношение ребёнка входит его эмоциональный отклик на прекрасное (красивое, привлекательное, развиваются добрые чувства, творческая деятельность, формируется посильное стремление к преобразованию окружающего по законам красоты, а также к оценке красивых, гармоничных сочетаний красок, звуков, рифм и т. д. Эстетический компонент оказывает существенное влияние на установление ведущих звеньев структуры личности в целом.
Цель рабочей программы
Формирование у детей дошкольного возраста эстетического отношения и художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности.
Задачи рабочей программы дополнительного образования
1. Создание условий для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами.
2. Ознакомление с универсальным «языком» искусства - средствами художественно-образной выразительности.
3. Амплификация (обогащение) индивидуального художественно-эстетического опыта (эстетической апперцепции) : «осмысленное чтение» - распредмечивание и опредмечивание художественно-эстетических объектов с помощью воображения и эмпатии (носителем и выразителем эстетического выступает цельный художественный образ как универсальная категория); интерпретация художественного образа и содержания, заключённого в художественную форму.
4. Развитие художественно-творческих способностей в продуктивных видах детской деятельности.
5. Воспитание художественного вкуса и чувства гармонии.
6. Создание условий для многоаспектной и увлекательной активности детей в художественно-эстетическом освоении окружающего мира.
7. Формирование эстетической картины мира и основных элементов «Я-концепции - творца».
Принципы, положенные в основу рабочей программы
Принцип культуросообразности: построение или корректировка универсального эстетического содержания программы с учетом региональных культурных традиций;
принцип сезонности: построение и/или корректировка познавательного содержания программы с учётом природных и климатических особенностей данной местности в данный момент времени;
принцип систематичности и последовательности: постановка и/или корректировка задач эстетического воспитания и развития детей в логике «от простого к сложному», «от близкого к далёкому», «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому»;
принцип цикличности: построение и/или корректировка содержания программы с постепенным усложнением и расширением от возраста к возрасту;
принцип развивающего характера художественного образования;
принцип природосообразности: постановка и/или корректировка задач художественно-творческого развития детей с учётом «природы» детей - возрастных особенностей и индивидуальных способностей;
принцип интереса: построение и/или корректировка программы с опорой на интересы отдельных детей и детского сообщества (группы детей) в целом.
Краткая психолого-педагогическая характеристика особенностей психофизиологического развития детей группы
Вторая младшая группа (от 3 до 4 лет).
В игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, а ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.
Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т. д.
Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5–6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий.
Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом.
К концу младшего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым. Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку — величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина.
Совершенствуется ориентация в пространстве.
Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7–8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т. д.
Начинает развиваться образное мышление. Дети способны использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов дети могут сказать, что произойдет в результате их взаимодействия. Однако при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа.
Для детей этого возраста особенно характерны известные феномены Ж. Пиаже: сохранение количества, объема и величины. Например, если им предъявить три черных кружка из бумаги и семь белых кружков из бумаги и спросить: «Каких кружков больше — черных или белых?», большинство ответят, что белых больше. Но если спросить: «Каких больше — белых или бумажных?», ответ будет таким же — больше белых.
Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.
Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15–20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.
В младшем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы.
Развивается грамматическая сторона речи. Дошкольники занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении с взрослым становится внеситуативной.
Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает у него интерес.
У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен.
Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другим, что ведет к развитию образа Я ребенка, его детализации.
Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изобразительной деятельности; конструированием по замыслу, планированием; совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения, эгоцентричностью познавательной позиции; развитием памяти, внимания, речи, познавательной мотивации; формированием потребности в уважении со стороны взрослого, появлением обидчивости, конкурентности, соревновательности со сверстниками; дальнейшим развитием образа Я ребенка, его детализацией.
К четырём годам ребё нок осваивает две пары мировоззренчески-эстетических категорий: «привлекательное-непривлекательное», «волшебно-доброе - волшебно-злое», в результате чего в его интеллектуально-эмоциональной сфере спонтанно формируется фонетический образ бинарной картины мира.
Нормативно-правовые документы или программно-методические материалы, на основании которых разработана данная рабочая программа
Нормативно-методические документы
Теоретической основой при разработке программы были использованы нормативно-правовые документы:
• Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
• Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (от 17.10.2013 №1155);
• Общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» (под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой);
• Основная образовательная программа МБДОУ «Детский сад №67»;
• И. А. Лыкова Авторская программа «Цветные ладошки» М., 2016.
• И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду: средняя группа» М., 2016
• СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций.
Срок реализации Программы дополнительного образования с указанием количества учебных недель.
Срок реализации программы – 1 год. Образовательная деятельность в рамках кружка проводятся 1 раз в неделю, 4 раза в месяц, 32 раз в год (исключаются две недели мониторинга развития детей в начале сентября и в конце мая, продолжительностью для детей 3-4 лет – 15 минут в соответствии с требованием СанПиН 2.4.2.2821-10.
Целевые ориентиры освоения воспитанниками Программы
К пяти годам, воспитанник, освоившие данную Программу, активно, уверенно, с интересом изображает знакомые объекты и явления (бытовые, природные, социальные, самостоятельно находит и воплощает в рисунке, коллаже, фигурке, конструкции простые сюжеты на темы окружающей жизни, художественной литературы, любимых мультфильмов, передавая при этом своё отношение к окружающему миру.
В создаваемых образах передаёт доступными графическими, живописными и пластическими средствами различные признаки изображаемых объектов (форма, пропорции, цвет, фактура, характерные детали) уверенно владеет разными художественными техниками.
Выражает свои представления, переживания, чувства, мысли доступными изобразительно-выразительными средствами; проявляет эстетические эмоции и чувства при восприятии произведений разных видов и жанров искусства.
II Содержательный раздел Программы
2.1 учебно-тематический план
No Наименование темы Количество часов
1 Лепка предметная 15 мин.
2 Рисование предметное 15 мин.
3 Аппликация с элементами рисования 2 ч
4 Лепка 2ч45мин
5 Рисование ватными палочками 30 мин
6 Аппликация 1ч15мин
7 Рисование с элементами аппликации 15 мин
8 Рисование 1ч30мин
9 Рисование декоративное 45мин
10 Лепка сюжетная 30мин
11 Рисование по замыслу 15мин
2.2 календарно-тематический план (комплексно-тематическое планирование) - структурный элемент Программы дополнительного образования
Дата занятия Тема занятия Програмное содержание (задачи)
20.09.2018 Лепка предметная «Мой веселый, звонкий мяч» Лепка округлых предметов. Синхронизация движений обеих рук: раскатывание формы круговыми движениями ладоней. Развитие кисти руки. (стр. 18)
27.09.2018 Рисование предметное «Мой дружок – веселый мячик…» Рисование круглых двуцветных предметов : создание контурных рисунков, замыкание линии в кольцо и раскрашивание, повторяющее очертания нарисованной фигуры. (стр. 20)
04.10.2018 Аппликация с элементами рисования «Шарики воздушные» Сочетание аппликативных картинок: ритмичное раскладывание готовых форм и аккуратное наклеивание на цветной фон. Развитие чувства ритма. (стр. 22)
11.10.2018 Лепка «Ягодки на тарелочке» Создание пластической композиции из одного большого предмета и 5-10 мелких. Получение шарообразной формы разными приемами. (стр. 30)
18.10.2018 Рисование ватными палочками «Ягодка за ягодкой» Создание ритмической композиции. Сочетание изобразительных техник: рисование веточек цветными карандашами и ягодок – ватными палочками. (стр. 32)
25.10.2018 Аппликация «Яблоко с листочком» Создание предметных аппликативных картинок из 2-3 элементов: составление композиции из готовых элементов на фоне и поочередное наклеивание деталей. (стр. 26)
01.11.2018 Лепка «Репка на грядке» Лепка репки в определенной последовательности: раскатывание шара, сплющивание, вытягивание хвостика, прикрепление листьев. (стр. 34)
08.11.2018 Рисование с элементами аппликации «Мышка и репка» Создание простой композиции: наклеивание травки (полосы бумаги, надорванной бахромой, рисование большой репки и маленькой мышки, дорисовывание хвостика цветным карандашом. (стр. 40)
15.11.2018 Аппликация «Листопад» Создание аппликативной композиции из готовых форм (листьев) разного цвета на голубом фоне. Освоение техники обрывной аппликации. (стр. 44)
22.11.2018 Лепка «Мышка-норушка» Лепка конусообразной формы и создание образа мышки: заострение мордочки, использование дополнительных материалов. (стр. 38)
29.11.2018 Рисование «Падают листья» Рисование осенних листьев приемом «примакивания» теплыми цветами на голубом фоне. Развитие чувства цвета и ритма. (стр. 42)
06.12.2018 Аппликация с элементами рисования «Грибная поляна» Изготовление лесной полянки способом обрывной аппликации. Изображение грибов, контрастных по размеру. (стр. 48)
13.12.2018 Лепка «Грибы на пенечке» Создание коллективной композиции из грибов. Лепка грибов из 3-х частей (ножка, шляпка, полянка). Прочное и аккуратное соединение деталей. (стр. 46)
20.12.2018 Рисование ватными палочками «Град, град!» Изображение тучи и града ватными палочками с изменением частоты размещения пятен (пятнышки на туче – близко друг к другу, град на небе – более редко). (стр. 50)
27.12.2018 Аппликация с элементами рисования «Дождь, дождь!» Аппликативное изображение тучи: наклеивание готовых форм на фон, приклеивание рваных кусочков бумаги вторым слоем. (стр. 52)
10.01.2019 Лепка «Лямба» Лепка фантазийных существ по мотивам литературного образа. Развитие образного мышления, творческого воображения. (стр. 54)
17.01.2019 Рисование декоративное «Светлячок» Знакомство с явлением контраста. Рисование светлячка на бумаге черного или темно-синего цвета. Развитие воображения. (стр. 56)
24.01.2019 Аппликация с элементами рисования «Волшебные снежинки» Наклеивание шестилучевых снежинок из трех полосок бумаги с учетом исходной формы, дорисовывание узоров фломастерами или красками (по выбору детей). (стр. 68)
31.01.2019 Лепка «Сороконожка» Создание выразительных образов по мотивам стихотворения: раскатывание удлиненных цилиндров прямыми движениями ладоней. (стр. 58)
07.02.2019 Рисование декоративное «Полосатые полотенца для лесных зверушек» Рисование узоров из прямых и волнистых линий на длинном прямоугольнике. Развитие чувства ритма (чередование в узоре 2-3 цветов или разных линий. (стр. 64)
14.02.2019 Аппликация с элементами рисования «Праздничная елочка» Создание образа новогодней елки из 3-5 готовых форм; украшение елки цветными «игрушками» и «гирляндами». Экспериментирование с художественными инструментами и материалами. (стр. 76)
21.02.2019 Лепка «лесной магазин» Лепка героев стихотворения – лесных зверей – комбинированным способом (по представлению). Составление коллективной композиции. (стр. 62)
28.02.2019 Рисование «Серпантин танцует» Свободное проведение линий разного цвета и различной фигурации. Самостоятельный выбор листа бумаги для фона. Раскрепощение рисующей руки. (стр. 72)
07.03.2019 Аппликация «Бублики – баранки» Наклеивание готовых форм - разного размера – в соответствии с замыслом. Нанесение клея по окружности. Воспитание аккуратности. (стр. 80)
14.03.2019 Лепка «Крямнямчики» Раскатывание цилиндров разной толщины и длины с замыканием в кольцо. Оформление лепных изделий. Развитие глазомера и мелкой моторики. (стр. 82)
21.03.2019 Рисование «Колобок покатился подорожке» Рисование по сюжету сказки «Колобок». Создание образа колобка на основе круга или овала, петляющей дорожки. Самостоятельное использование. (стр. 88)
28.03.2019 Аппликация с элементами рисования «Колобок на окошке» Создание образа колобка: наклеивание готовой формы и дорисовывание деталей фломастерами. Оформление окошка – рисование занавесок. (стр. 86)
04.04.2019 Лепка сюжетная «Баю-бай, засыпай» Моделирование образов спящих существ. Лепка игрушек или животных в стилистике пеленашек: туловище – овоид, голова – шар. (стр. 94)
11.04.2019 Рисование по замыслу «В некотором царстве» Рисование по мотивам сказок. Самостоятельный выбор темы, образов сказочных героев и средств художественно-образной выразительности. (стр. 90)
18.04.2019 Аппликация «Лоскутное одеяло» Создание образа лоскутного одеяла из красивых фантиков: наклеивание фантиков на основу и составление коллективной композиции из индивидуальных работ. (стр. 96)
25.04.2019 Лепка сюжетная «Робин Бобин Барабек» Создание шуточной композиции по мотивам литературного произведения. Лепка отдельных изображений по замыслу. (стр. 98)
16.05.2019 Рисование «Большая стирка» Рисование предметов квадратной и прямоугольной формы. Создание композиций на основе линейного рисунка. (стр. 102)
III Организационный раздел
3.1. Структура реализации образовательного процесса
Основная форма организации деятельности детей в рамках кружка - непосредственно образовательная деятельность, которая проводится 1 раз в неделю во второй половине дня в четверг.
При организации НОД используется комплексно – игровой метод. Это дает возможность получить положительные результата в работе с детьми. Материал легче усваивается в рамках сюжета сказки, путешествия, приключения, игры или темы
Методы эстетического воспитания:
- метод пробуждения ярких эстетических эмоций и переживаний с целью овладения даром сопереживания;
- метод побуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости на прекрасное в окружающем мире;
- метод эстетического убеждения;
- метод сенсорного насыщения (без сенсорной основы немыслимо приобщение детей к художественной культуре);
- метод эстетического выбора («убеждения красотой», направленный на формирование эстетического вкуса;
- метод разнообразной художественной практики;
- метод сотворчества (с педагогом, народным мастером, художником, сверстниками);
- метод нетривиальных (необыденных) творческих ситуаций, пробуждающих интерес к художественной деятельности;
- метод эвристических и поисковых ситуаций.
3.2 Условия реализации Программы :
3.2. 1 Материально-технические:
- сборник И. А. Лыковой «Изобразительная деятельность в детском саду: вторая младшая группа», в котором представлено планирование, конспекты, занятия, методические рекомендации, примерное планирование занятий по рисованию, лепке и аппликации на учебный год и конкретные разработки занятий с иллюстрациями, представляющими варианты образов и композиций, а также основные способы и приёмы создания выразительного образа;
- тематические плакаты для обогащения восприятия детей, уточнения их представлений об окружающем мире («Осень», «Зима», «Весна», «Лето»; «Фрукты», «Овощи»; «Наш луг», и пр.);
- дидактические плакаты для развития чувства формы, цвета, композиции и т. д. («Радуга», «Цветные пейзажи», «Цветные натюрморты» и т. д.);
- незавершённые композиции для выставочных коллективных работ по сюжетной аппликации и рисованию («Заюшкин огород», «Кошки на окошке», «Праздничная ёлочка», «Витрина магазина» и т. д.);
- технологические карты по аппликации, лепке, конструированию из природного материала для создания детьми технологически сложных образов (по методу «шаг за шагом») и обучения планированию работы («Цветы», «Насекомые», «Зоопарк», «Космос», «Динозавры» и т. д.);
- серия альбомов для детского художественного творчества «Наш вернисаж» («Дымковская игрушка», «Филимоновская игрушка»);
- материал для художественно-продуктивной деятельности: альбомные листы, белый картон, цветной картон, цветная бумага, гуашь, акварель, фломастеры, пластилин, соленое тесто, ножницы, клей ПВА, клеящий карандаш, цветные карандаши, простые карандаши, ластик.
3.2.2. Организационные:
В группе организован центр детского творчества, его основное предназначение: проживание, преобразование познавательного опыта в продуктивной деятельности, развитие ручной умелости, творчества; выработка позиции творца.
Оснащение центра определено содержанием работы кружка : цветные карандаши, восковые мелки, писчая бумага, краски, гуашь, кисти для рисования, пластилин, трафареты, раскраски. Дополнительный материал: листья, обрезки бумаги, кусочки дерева, кусочки поролона, лоскутки ткани, палочки и другие материалы.
Список литературы:
И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду: средняя группа», М. - 2016.
И. А. Лыкова «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки», М. - 2016.