ХОРОШИЛОВА
Конспект открытого урока по географии в 8 классе «Природно-хозяйственные зоны России»
▼ Скачать + Заказать документы
Хорошилова Юлия Сергеевна
Учитель географии
ГКУ ЗО «СОШ №13»
Г. Бердянск
Запорожская область
Урок №46 в теме : Природно-хозяйственные зоны России.
Тема урока : Природно-хозяйственные зоны России. Арктическая пустыня, тундра и лесотундра.
Предмет: География
8 класс
Цели урока : Изучить природно-хозяйственные зоны России : арктические пустыни, тундра и лесотундра.
Создать условия для применения новых знаний, и закрепления в командной работе.
Публикация «Конспект открытого урока по географии в 8 классе „Природно-хозяйственные зоны России“» размещена в разделах
- География. Уроки географии
- Моя Родина Россия
- Природные зоны Земли
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Средняя школа, 8 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2024
Задачи:
Обучающие:
Понятия:
а) природные зоны,вечная мерзлота, полярный круг;
б) рассмотреть взаимосвязь всех компонентов природы на примере зон : арктических пустынь, тундры и лесотундры. развивать ключевые компетентности:
-социальную и гражданскую – умение высказывать свою мысль, аргументировать и отстаивать свою позицию, сотрудничать в команде, брать на себя ответственность за общее дело;
-информационно-цифровую компетентность– умениеработать с информацией, выделятьглавное, оценивать, анализировать и презентоватьрезультатыработы;
- экологическуюграмотность и здоровый образ жизни - обогатить опыт учащихся знаниями по безопасности жизнедеятельности, использовать приобретенные знания и навыки для сохранения здоровья; оценивать положительный потенциал и риск использования достижений географии.
- общение на родном языке - умение воспринимать объяснение учителя; понимать информацию из учебников, пособий и других текстовых источников; устно и письменно объяснять географические понятия, факты, явления, законы, теории; представлять текстовую информацию в другом виде; описывать (устно или письменно, используя арсенал языковых средств (терминов, понятий и т. д.); составлять план выступления, готовить рефераты, сообщения, брать интервью;
- инициативность и предприимчивость – умение использовать знания по географии для генерирования идей и инициатив в проектной деятельности, оценивать возможности применения новых знаний по географии в будущей профессиональной деятельности, для эффективного решения повседневных проблем;
- умение учиться в течение всей жизни – умение ставить перед собой цели и достигать их; планировать, организовывать, анализировать и корректировать научно-познавательную деятельность; применять полученные знания для приобретения новых, для их систематизации и обобщения.
воспитательная:
- развивать личностные качества учащихся: целеустремлённость, настойчивость, аккуратность, внимательность, самостоятельность, наблюдательность, позитивную мотивацию к обучению;
- воспитывать интерес к предмету; бережное отношение к своему здоровью.
Содержательные линии: «Человек и экология», «Гражданская ответственность».
Ожидаемые результаты:
Ученики знают природные-хозяйственные зоны, связывают отдельные элементы строения географической оболочки Земли,климатические пояса,
Формы работы фронтальная. учащихся: групповая, индивидуальная,
Методы: объяснительно - иллюстративный,словесный (рассказ, беседа, дискуссия, наглядный (таблицы, схемы, видео, презентация, метод проектов.
Приемы: эпиграф, перевернутый класс, связь с жизнью, формулировка ожидаемых результатов, «Послушай - обсудим», публичное выступление.
Технологии:продуктивное обучение.
Ход урока
І. Ориентация, мотивациядеяльности (подготовка кактивнойучебнойдеятельности)
ІІ. Целеполагание.
1. Сообщениетемы, цели, задач урока.
Ребята, давайте вместе сформулируем цели урока
Развивающие:
а) умение выделить, описать и объяснить существенные признаки природно-хозяйственных зон;
б) оценить значение арктических пустынь, тундры, лесотундры в народном хозяйстве.
Воспитательные:
Развивать информационно –коммуникативную и социальную компетентность учащихся. Воспитать культуру и бережное отношение к природным ресурсам.
Тип урока : комбинированный
Ресурсы: Учебник, атлас, телефон, компьютер, интерактивная доска, ватманы, план работы, принтер,
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
Все учащиеся 8А класса входят в состав нашей команды «Движение Первых». Мы с вами прошли с хорошими показателями в федеральном проекте «Привет,Первичка»!
Прошу вас вспомнить как это было….
(детям показывают фото и видео со встреч по Движению первых)
В награждение нами была получена поездка в Москву.
(на экране интерактивной доске просмотр фото)
Но сегодня мы выполним новое задание нашего нового проекта «Вперед, Первичка».
Представьте, что вы все взрослые, самодостаточные люди. И вот прошло 15 лет…
(что б ребятам попасть в будущее они должны покрутится вокруг себя и громко хлопнуть в ладоши.)
Мы собрались на научную конференцию, посвящённую изучению и сохранению таких природных зон, как: арктические пустыни, тундра и лесотундра.
3. Проверка домашнего задания. (ребята вспоминают что такое природные зоны, полярный круг, вечная мерзлота)
4. Изучения нового материала.
Магия Арктики-необьяснима.
Сколько об этом уж сказано слов.
Бедна и скупа, вовсе же красива.
Уехав на юг, к ней тянешься вновь
Разбить участников на 3 команд:
А) Арктических пустынь;
Б) Тундры;
В) Лесотундры.
Команда выбирает одного лидера и он проводит описание доставшейся ему зоны. Остальная часть команды, имея ватманы и фотографии, подготавливают «Фотопортрет» определённой зоны.
По такому плану:
1. Географическое положение.
2. Температурный режим.
3. Почвы.
4. Растительный мир.
5. Животный мир.
(с каждой команды по два человека работают на ноутбуках и принтерах, по окончанию урока каждая команда презентует свой буклет).
Выспупает первый ученик из команды который подготовил доклад про природную зону Арктическая пустыня.
Во время рассказа на экране идет слайд-шоу о подготовленном матереале)
«Наше главное намерение здесь простирается…»
М. В. Ломоносов
Дополнительный материал
Природа в целом и каждый из ее компонентов меняется от места к месту. Неодинаковый наклон солнечных лучей на разных широтах ведет к разному притоку солнечной энергии на земную поверхность.
(СЛАЙД)
В самой северной части России, в высоких широтах, располагается зона арктических пустынь. Она занимает острова Земля Франса-Йосифа, Новая Земля, Северная Земля, Новосибирские острова, остров Врангеля, береговую полосу полуострова Таймыр
.(СЛАЙД)
Арктика-это не только царство снега и льда, это и Северный морской путь, и птичьи базары, и недавно открытые месторождения нефти и газана островах и на шельфе северных морей. В Арктике ночь длится 150 суток и более и столько же полярный день.
(СЛАЙД)
. Но хотя день и длинный, он отнюдь не тё плый: температуры выше 0 °С держатся не более 50 суток (а чаще всего — 10—20 суток). В самый тёплый месяц средняя температура не выше +5 °С. Грунт успевает оттаять только на полметра.
(СЛАЙД №)
Сплошного растительного покрова здесь нет. Лишь на узких полосках суши, летом освобождающихся от снега, встречаются растения — в основном ли-шайники, покрывающие скалы ярко-желтыми, оранжевыми или зелеными пятнами. Порой видны даже цветковые растения — кустики камнеломок, маков, подушки куропаточьей травы. Недостаток тепла и растительных остатков препят-ствует образованию почв.
(СЛАЙД №)
В Арктике водятся белые медведи, песцы, лемминги. Летом прилетают птицы, становится судоходен Северный морской путь. Эти места слабо освоены челове-ком. Морской промысел — основной вид хозяйственной деятельности.
(СЛАЙД №)
В отличие от Арктики, где круглый год господствуют холодные арктические воздушные массы, зона тундры находится в Субарктике, где зимой господствует арктический воздух, а летом — более тёплый воздух умеренных широт. Зона тундры протянулась вдоль наших побережий от Мурманска до Чукотки
(СЛАЙД №)
Тундра зимой — безжизненная снежная пустыня. Это царство ветра и холода. Очень часто здесь свирепствует пурга. Зимой, долгой полярной ночью (на широте 70° она продолжается около 70 дней, морозы достигают -40---50 °С, но жизнь в северных городах и посё лках не замирает: работают шахты, рудники, буровые скважины, идут по зимникам грузовые машины, дети ходят в школу.
Лето короткое, температуры самого тёплого месяца не превышают +10 °С. Но бывает период (не более 2—3 недель, когда стоит настоящая летняя погода. И тогда воздух прогревается до +20. +22 °С. Летом значительная часть тундры — это сплошное болото, передвигаться по которому можно лишь на санях, запря-жённых оленями, или в болотных сапогах (но в таком болоте не утонешь — под ним на глубине не более метра не оттаявшая летом мерзлота).
(СЛАЙД)
(выступает ученик следующей команды, презентует свой доклад, на интерактивной доске остальные ребята просматривают слайды о новой природной зоне)
Короткое прохладное лето, длительная холодная зима, высокая влажность, сильные ветры и многолетняя мерзлота — всё это сформировало специфическую растительность тундры. Зона тундры — это безлесье, низкорослые травы, кустарники и кустарнички, корни и основания ветвей которых скрыты в мохово-лишайниковой дернине
(СЛАЙД)
В тундре множество грибов, которыми любят лакомиться северные олени. Здесь нередко встречаются грибы выше деревьев! Другое дело, что деревья в тундре порой по 5—7 см высотой, и это не молодая поросль, а взрослые, многолетние растения — столь нелегка их жизнь в этих суровых условиях. Растительный покров в тундре очень уязвим (ведь растения живут здесь на пределе возможностей произрастания, поэтому летом ездить на вездеходах нельзя — вся растительность погибает.
Животных в тундре немало, но их видовой состав небогат. Самый ценный пушной зверь — песец, а его главная пища — полярные зверьки лемминги. Встречается волк, заяц-беляк, из птиц — белая куропатка, полярная сова. У растений и животных тундры сформировался целый комплекс приспособлений, позволяющий переносить суровый климат.
(СЛАЙД №11-15)
Главное занятие коренных жителей тундр –пастбищное оленеводство. Круглый год он находится на подножном корме: зимой может добывать из-под снега ягель, а летом к этому добавляются ветки кустарников, грибы. После прохода оленьего стада ягель восстанавливается через 10-15 лет, по этому оленеводы вынуждены менять пастбища, стада должны быть постоянно в движении.
Жителям тундры олень дает пищу,из его шкур шьют одежду и обувь, ими покрывают ярангу (или чум)- жилище оленеводов.
5. Рефлексия. Просмотр видео «Арктика России».
5Закрепление пройденной темы. Опрос.
(опрос разработан на сайте гугл-форум)
(работа с помощью телефнов, ученикам пришел опрос на сферум и на телеграмм, ребята выберают нужный ответ на экране высветится количество набранных баллов)
Сколько в Арктике длится полярная ночь?*
1 балл
150 суток
30 суток
60 суток
Как дословно переводится с греческого "Арктика"?*
1 балл
Северный олень
медвежий, медведица
Тюлень
В каком климатическом поясе находится Тундра?*
1 балл
Экваториальном
Умеренном
Субарктическом
Какое животное питается Ягелем?
1 балл
Полярный медведь
Полярный волк
Северный олень