МААМ-картинки

Конспект открытого урока по географии в 8 классе «Природно-хозяйственные зоны России»

ХОРОШИЛОВА
Конспект открытого урока по географии в 8 классе «Природно-хозяйственные зоны России»

Хорошилова Юлия Сергеевна

Учитель географии

ГКУ ЗО «СОШ №13»

Г. Бердянск

Запорожская область

Урок №46 в теме : Природно-хозяйственные зоны России.

Тема урока : Природно-хозяйственные зоны России. Арктическая пустыня, тундра и лесотундра.

Предмет: География

8 класс

Цели урока : Изучить природно-хозяйственные зоны России : арктические пустыни, тундра и лесотундра.

Создать условия для применения новых знаний, и закрепления в командной работе.

Публикация «Конспект открытого урока по географии в 8 классе „Природно-хозяйственные зоны России“» размещена в разделах

Задачи:

Обучающие:

Понятия:

а) природные зоны,вечная мерзлота, полярный круг;

б) рассмотреть взаимосвязь всех компонентов природы на примере зон : арктических пустынь, тундры и лесотундры. развивать ключевые компетентности:

-социальную и гражданскую – умение высказывать свою мысль, аргументировать и отстаивать свою позицию, сотрудничать в команде, брать на себя ответственность за общее дело;

-информационно-цифровую компетентность– умениеработать с информацией, выделятьглавное, оценивать, анализировать и презентоватьрезультатыработы;

- экологическуюграмотность и здоровый образ жизни - обогатить опыт учащихся знаниями по безопасности жизнедеятельности, использовать приобретенные знания и навыки для сохранения здоровья; оценивать положительный потенциал и риск использования достижений географии.

- общение на родном языке - умение воспринимать объяснение учителя; понимать информацию из учебников, пособий и других текстовых источников; устно и письменно объяснять географические понятия, факты, явления, законы, теории; представлять текстовую информацию в другом виде; описывать (устно или письменно, используя арсенал языковых средств (терминов, понятий и т. д.); составлять план выступления, готовить рефераты, сообщения, брать интервью;

- инициативность и предприимчивость – умение использовать знания по географии для генерирования идей и инициатив в проектной деятельности, оценивать возможности применения новых знаний по географии в будущей профессиональной деятельности, для эффективного решения повседневных проблем;

- умение учиться в течение всей жизни – умение ставить перед собой цели и достигать их; планировать, организовывать, анализировать и корректировать научно-познавательную деятельность; применять полученные знания для приобретения новых, для их систематизации и обобщения.

воспитательная:

- развивать личностные качества учащихся: целеустремлённость, настойчивость, аккуратность, внимательность, самостоятельность, наблюдательность, позитивную мотивацию к обучению;

- воспитывать интерес к предмету; бережное отношение к своему здоровью.

Содержательные линии: «Человек и экология», «Гражданская ответственность».

Ожидаемые результаты:

Ученики знают природные-хозяйственные зоны, связывают отдельные элементы строения географической оболочки Земли,климатические пояса,

Формы работы фронтальная. учащихся: групповая, индивидуальная,

Методы: объяснительно - иллюстративный,словесный (рассказ, беседа, дискуссия, наглядный (таблицы, схемы, видео, презентация, метод проектов.

Приемы: эпиграф, перевернутый класс, связь с жизнью, формулировка ожидаемых результатов, «Послушай - обсудим», публичное выступление.

Технологии:продуктивное обучение.

Ход урока

І. Ориентация, мотивациядеяльности (подготовка кактивнойучебнойдеятельности)

ІІ. Целеполагание.

1. Сообщениетемы, цели, задач урока.

Ребята, давайте вместе сформулируем цели урока

Развивающие:

а) умение выделить, описать и объяснить существенные признаки природно-хозяйственных зон;

б) оценить значение арктических пустынь, тундры, лесотундры в народном хозяйстве.

Воспитательные:

Развивать информационно –коммуникативную и социальную компетентность учащихся. Воспитать культуру и бережное отношение к природным ресурсам.

Тип урока : комбинированный

Ресурсы: Учебник, атлас, телефон, компьютер, интерактивная доска, ватманы, план работы, принтер,

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

Все учащиеся 8А класса входят в состав нашей команды «Движение Первых». Мы с вами прошли с хорошими показателями в федеральном проекте «Привет,Первичка»!

Прошу вас вспомнить как это было….

(детям показывают фото и видео со встреч по Движению первых)

В награждение нами была получена поездка в Москву.

(на экране интерактивной доске просмотр фото)

Но сегодня мы выполним новое задание нашего нового проекта «Вперед, Первичка».

Представьте, что вы все взрослые, самодостаточные люди. И вот прошло 15 лет…

(что б ребятам попасть в будущее они должны покрутится вокруг себя и громко хлопнуть в ладоши.)

Мы собрались на научную конференцию, посвящённую изучению и сохранению таких природных зон, как: арктические пустыни, тундра и лесотундра.

3. Проверка домашнего задания. (ребята вспоминают что такое природные зоны, полярный круг, вечная мерзлота)

4. Изучения нового материала.

Магия Арктики-необьяснима.

Сколько об этом уж сказано слов.

Бедна и скупа, вовсе же красива.

Уехав на юг, к ней тянешься вновь

Разбить участников на 3 команд:

А) Арктических пустынь;

Б) Тундры;

В) Лесотундры.

Команда выбирает одного лидера и он проводит описание доставшейся ему зоны. Остальная часть команды, имея ватманы и фотографии, подготавливают «Фотопортрет» определённой зоны.

По такому плану:

1. Географическое положение.

2. Температурный режим.

3. Почвы.

4. Растительный мир.

5. Животный мир.

(с каждой команды по два человека работают на ноутбуках и принтерах, по окончанию урока каждая команда презентует свой буклет).

Выспупает первый ученик из команды который подготовил доклад про природную зону Арктическая пустыня.

Во время рассказа на экране идет слайд-шоу о подготовленном матереале)

«Наше главное намерение здесь простирается…»

М. В. Ломоносов

Дополнительный материал

Природа в целом и каждый из ее компонентов меняется от места к месту. Неодинаковый наклон солнечных лучей на разных широтах ведет к разному притоку солнечной энергии на земную поверхность.

(СЛАЙД)

В самой северной части России, в высоких широтах, располагается зона арктических пустынь. Она занимает острова Земля Франса-Йосифа, Новая Земля, Северная Земля, Новосибирские острова, остров Врангеля, береговую полосу полуострова Таймыр

.(СЛАЙД)

Арктика-это не только царство снега и льда, это и Северный морской путь, и птичьи базары, и недавно открытые месторождения нефти и газана островах и на шельфе северных морей. В Арктике ночь длится 150 суток и более и столько же полярный день.

(СЛАЙД)

. Но хотя день и длинный, он отнюдь не тё плый: температуры выше 0 °С держатся не более 50 суток (а чаще всего — 10—20 суток). В самый тёплый месяц средняя температура не выше +5 °С. Грунт успевает оттаять только на полметра.

(СЛАЙД №)

Сплошного растительного покрова здесь нет. Лишь на узких полосках суши, летом освобождающихся от снега, встречаются растения — в основном ли-шайники, покрывающие скалы ярко-желтыми, оранжевыми или зелеными пятнами. Порой видны даже цветковые растения — кустики камнеломок, маков, подушки куропаточьей травы. Недостаток тепла и растительных остатков препят-ствует образованию почв.

(СЛАЙД №)

В Арктике водятся белые медведи, песцы, лемминги. Летом прилетают птицы, становится судоходен Северный морской путь. Эти места слабо освоены челове-ком. Морской промысел — основной вид хозяйственной деятельности.

(СЛАЙД №)

В отличие от Арктики, где круглый год господствуют холодные арктические воздушные массы, зона тундры находится в Субарктике, где зимой господствует арктический воздух, а летом — более тёплый воздух умеренных широт. Зона тундры протянулась вдоль наших побережий от Мурманска до Чукотки

(СЛАЙД №)

Тундра зимой — безжизненная снежная пустыня. Это царство ветра и холода. Очень часто здесь свирепствует пурга. Зимой, долгой полярной ночью (на широте 70° она продолжается около 70 дней, морозы достигают -40---50 °С, но жизнь в северных городах и посё лках не замирает: работают шахты, рудники, буровые скважины, идут по зимникам грузовые машины, дети ходят в школу.

Лето короткое, температуры самого тёплого месяца не превышают +10 °С. Но бывает период (не более 2—3 недель, когда стоит настоящая летняя погода. И тогда воздух прогревается до +20. +22 °С. Летом значительная часть тундры — это сплошное болото, передвигаться по которому можно лишь на санях, запря-жённых оленями, или в болотных сапогах (но в таком болоте не утонешь — под ним на глубине не более метра не оттаявшая летом мерзлота).

(СЛАЙД)

(выступает ученик следующей команды, презентует свой доклад, на интерактивной доске остальные ребята просматривают слайды о новой природной зоне)

Короткое прохладное лето, длительная холодная зима, высокая влажность, сильные ветры и многолетняя мерзлота — всё это сформировало специфическую растительность тундры. Зона тундры — это безлесье, низкорослые травы, кустарники и кустарнички, корни и основания ветвей которых скрыты в мохово-лишайниковой дернине

(СЛАЙД)

В тундре множество грибов, которыми любят лакомиться северные олени. Здесь нередко встречаются грибы выше деревьев! Другое дело, что деревья в тундре порой по 5—7 см высотой, и это не молодая поросль, а взрослые, многолетние растения — столь нелегка их жизнь в этих суровых условиях. Растительный покров в тундре очень уязвим (ведь растения живут здесь на пределе возможностей произрастания, поэтому летом ездить на вездеходах нельзя — вся растительность погибает.

Животных в тундре немало, но их видовой состав небогат. Самый ценный пушной зверь — песец, а его главная пища — полярные зверьки лемминги. Встречается волк, заяц-беляк, из птиц — белая куропатка, полярная сова. У растений и животных тундры сформировался целый комплекс приспособлений, позволяющий переносить суровый климат.

(СЛАЙД №11-15)

Главное занятие коренных жителей тундр –пастбищное оленеводство. Круглый год он находится на подножном корме: зимой может добывать из-под снега ягель, а летом к этому добавляются ветки кустарников, грибы. После прохода оленьего стада ягель восстанавливается через 10-15 лет, по этому оленеводы вынуждены менять пастбища, стада должны быть постоянно в движении.

Жителям тундры олень дает пищу,из его шкур шьют одежду и обувь, ими покрывают ярангу (или чум)- жилище оленеводов.

5. Рефлексия. Просмотр видео «Арктика России».

5Закрепление пройденной темы. Опрос.

(опрос разработан на сайте гугл-форум)

(работа с помощью телефнов, ученикам пришел опрос на сферум и на телеграмм, ребята выберают нужный ответ на экране высветится количество набранных баллов)

Сколько в Арктике длится полярная ночь?*

1 балл

150 суток

30 суток

60 суток

Как дословно переводится с греческого "Арктика"?*

1 балл

Северный олень

медвежий, медведица

Тюлень

В каком климатическом поясе находится Тундра?*

1 балл

Экваториальном

Умеренном

Субарктическом

Какое животное питается Ягелем?

1 балл

Полярный медведь

Полярный волк

Северный олень

Публикации по теме:

Конспект открытого урока музыки в 3 классе «Симфоническая сюита «Пер Гюнт» Конспект открытого урока в 3 классе по теме: «Симфоническая сюита «Пер Гюнт». Цель: познакомить учащихся с жанром сюита на примере симфонической.

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе «Устойчивые сочетания слов» ]Тема «Устойчивые сочетания слов» Цель: создать условия для открытия детьми новых знаний по теме урока Тип урока: урок открытия новых знаний.

Конспект открытого урока русского языка в 3 классе по теме «Изменение имён прилагательных по падежам» Урок русского языка в 3 классе «Изменение имен прилагательных по падежам». Цель: формировать умения определять падеж имени прилагательного;.

Конспект урока по музыке в 1 классе на тему «Баба-яга» по УМК «Школа России» КОНСПЕКТА УРОКА Тема: «Баба-яга». Класс: 1В УМК: «Школа России» Дата: 29.03.19 Цель: создание условий для ознакомления учащихся с отрицательными.

Конспект урока по математике во 2 классе «Знакомство с уравнением» по УМК «Школа России» Тема урока: «Знакомство с уравнениями» Цель: познакомить обучающихся с понятием «уравнение», его отличительными особенностями. Задачи: дать.

Конспект урока «Природные зоны России. Зона арктических пустынь» в 4 классе Тема: Природные зоны России. Зона арктических пустынь. Цель: создания условия для формирования представлений детей о зоне арктических пустынь,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект открытого урока по географии в 8 классе «Природно-хозяйственные зоны России»
Опубликовано: 8 июля 2024 в 15:19
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект открытого урока по географии в 8 классе «Природно-хозяйственные зоны России»» (включая файлы) размещена пользователем ХОРОШИЛОВА в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 октября. Всероссийский день ходьбы

В первые выходные октября проводится Всероссийский день ходьбы. Цель праздника — повысить популярность ходьбы как самого доступного и полезного вида физической активности, а также собрать всех любителей...

5 октября. С днем учителя!

5 октября отмечается День учителя — профессиональный праздник работников сферы школьного образования. Дата празднования установлена в честь принятия в этот день в 1966 году ЮНЕСКО рекомендаций о статусе...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД