Юлия Ильющенко
Открытый урок на тему «Космос» для подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формировать познавательный интерес детей к истории освоения космоса, дать представление о солнечной системе и космонавтах, продолжать учить отвечать на вопросы, строить диалоги и монологи. Воспитывать уважение к героям космоса и гордость достижениями своей Родины.
Задачи:
1. Приобщать детей к мероприятиям, имеющим государственное значение;
2. Прививать детям чувство уважения человеку за его труд через ознакомление с историей покорения космоса;
3. Развивать эмоциональный отклик и желание выражать свое отношение к миру вокруг нас.
Темочки:
Материалы и оборудование: проектор, экран, картонная коробка с мукой, небольшой мяч, мягкие игрушки, глобус, лазерная указка, лист цветной бумаги ф. А2, воздушный пластилин.
Предварительная работа: подготовка презентации, беседы о космосе, планетах и космонавтах, подборка иллюстративного материала, изготовление фона под поделки.
– Доброе утро, ребята! Какое у вас настроение?
– Хорошее, радостное, веселое.
– Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу лучики хорошего настроения.
Все в кружок мы соберемся.
Крепче за руки возьмемся.
С друзьями вы переглянитесь
И друг другу улыбнитесь!
12 апреля вся страна ежегодно отмечает день космонавтики. (слайд) В этот день в 1961 году первый в мире человек полетел в космос – Юрий Гагарин.
Люди всегда мечтали путешествовать к звездам. Константин Эдуардович Циолковский (слайд) сделал чертежи и придумал летальный аппарат для полетов в космос. Через много лет Сергей Павлович Королёв (слайд) впервые смог изготовить спутник Земли. В 1957 был году он был запущен (cлайд). Такие спутники называются искусственными - они созданы человеком и выведены на орбиту вокруг Земли.
Ребята, как вы думаете, как наши телефоны соединяются друг с другом? А какая связь в наших телевизорах? Откуда мы узнаем, что завтра пойдет дождь или будет светить солнце? (Ответы детей).
Да, правильно. Спутники-связисты помогают смотреть телепередачи, вести телефонные разговоры, любой человек может определить свое местонахождение и прокладывать маршруты, а метеоспутники предсказывают погоду.
И вот в космос отправились четвероногие разведчики. 20 августа 1960 году запустили первый космический корабль, на борту которого отправились собаки.
«Те собаки не забыты,
Возвратили их с орбиты.
И теперь понятно будет-
Псам тогда-еды тарелка.
Их назвали … ….(Белка, Стрелка)» (слайд)
Автор: С. Неверской
Белка и Стрелка вернулись целыми и невредимыми. Посмотрите на видео, как запускали в космос Белку и Стрелку.
В космосе побывали не только Белка и Стрелка - посмотрите, ребята, сколько здесь разных зверей! (На столике разложены мягкие игрушки) Подойдите сюда и выберите тех, кто побывал в космосе : черепаха, кошка, обезьяна, кролик, морская свинка, мыши, лягушки, улитки и даже тараканы! Молодцы! Никого не забыли!
Но человек сам хотел побывать в космосе. Наш соотечественник Юрий Гагарин первым полетел в космос 12 апреля 1961 года. Он облетел на ракете вокруг Земли за 108 минут и вернулся обратно.
«Он сказал: поехали…» слова из песни, посвященной Ю. А. Гагарину.
(Видео с песней «Знаете, каким он парнем был)
После посадки на Землю Юрий Алексеевич Гагарин сказал: «Облетев Землю в корабле-спутнике, я увидел как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить и приумножать эту красоту, а не разрушать её».
А впервые в открытый космос вышел из космического корабля Алексей Леонов. (слайд) Он хорошо рисовал. Вот так Леонов изобразил космос. (слайд)
Давайте ненадолго станем космонавтами и отправимся в путешествие по Солнечной системе.
- Каким вы представляете себе космонавта? ( Ответы: здоровым, сильным, знающим, трудолюбивым, мужественным, выносливым и т. д.).
- Какой будет наш транспорт? (Ракета или космический корабль)
- Что наденем? (скафандр (слайд)
- Какую еду возьмем с собой (еду в тюбиках (слайд и тюбики из-под зубной пасты с наклейками)
- На чем мы полетим в путешествие (На ракете)
Ну что ж, команда космонавтов, располагаемся в нашем космическом корабле.
Сделаем отсчё т от 10 до 1 и скажем: «Поехали!».
(музыка)
Физкультминутка.
Надеть скафандры. (имитация).
Занять свои места. (дети кружатся на месте).
Приготовиться к отрыву от Земли. (все дети топают ногами).
Поехали! (подпрыгивают, руки вытягивают вверх).
При запуске ракеты слова распались на две части. Нужно соединить их вместе, чтобы получилось слово. (Задание «Составь слово» : -на магнитной доске вызываемые дети составляют из слогов слова- спут - ник, телес - коп, зем - ля, лу - на, солн - це, кос-мос, звез – да).
Мы летим к Солнцу – это огромная раскалённая звезда. От Солнца мы получаем свет и тепло, необходимые для жизни. От него зависит, какое время года на Земле.
Отгадайте загадки.
- Солнце пригревает, фрукты поспевают, мы на речку все идем, и купаться всех зовем. Какое это время года? (Ответы детей).
- Снег идет, холод настает, варежки наденем, с горки мы поедем. Когда это бывает? (Ответы детей).
Попробуйте придумать свою загадку про любимое время года! (Ответы детей)
Наш путь проходит мимо Луны – спутника Земли.
Смотрим в небо мы ночное,
Темнота и тишина.
Звезды светят лишь немного,
Дарит свет весь нам (луна (слайд)
Луна влияет на многое на Земле - приливы и отливы в морях и океанах; на то, что происходит с растениями, животными, и даже человеком. Например, есть лунный календарь, по которым садовники и огородники сажают растения.
На поверхности Луны можно подробно рассмотреть кратеры и горы, для этого есть специальное устройство - телескоп. (слайд)
Хотите узнать, как образуются кратеры? Давайте проведем опыт и выясним, как образуются метеоритные кратеры.
Представьте, что мука – это поверхность планеты, а мяч – это метеорит. Метеорит пролетел в космосе с огромной скоростью и столкнулся с планетой. Посмотрите, что образовалось на поверхности планеты – углубления или кратеры. Догадайтесь, почему? (поверхность планеты покрыта толстым слоем пыли, поэтому образуется кратер).
Вокруг солнца вращаются девять планет, много астероидов и комет.
Давайте рассмотрим макет солнечной системы (слайд)
А какие вы планеты знаете? (Ответы детей)
Физкультминутка:
- Ребята, давайте повторим и закрепим названия планет считалочкой.
(Дети встают в круг. Воспитатель передает мяч любому ребёнку - ведёт счет, дети называют по порядку все планеты.)
Считаем планеты мы с корабля:
Первый — Меркурий,
Вторая — Венера,
Третья по счету — наша Земля,
Марс – он четвертый,
Пятый — Юпитер,
Следом — Сатурн,
И дальше — Уран,
Был он седьмой по счету планетой,
Восемь и девять – Нептун и Плутон -
Самый последний и маленький он.
(дети садятся)
А есть ли в космосе ещё что-нибудь, кроме этих девяти планет? (Кометы, астероиды, звёзды, спутники, метеориты, ракеты).(слайд)
На этом наше космическое путешествие не заканчивается – нам еще нужно вернуться домой. Для того, чтобы мягко приземлиться, нам надо убрать лишние слова, чтобы они нам не помешали.
(задание 4 лишний)
«Марс, Антарктида, Венера, Земля.
Ракета, спутник, катер, космический корабль.
Астероид, звезда, глобус, метеорит.
Венера, Нептун, Сатурн, Большая Медведица. (Ответы)»
Молодцы! Теперь мы точно знаем, что обязательно сможем вернуться на нашу планету Земля.
Ура! Приземляемся! В страну (какую)-Россию (слайд)
Мы возвращаемся в город (какой)- Воронеж
Давайте найдем нашу страну на глобусе! (с помощью лазерной указки)
В космосе хорошо, но на Земле лучше! (возвращаемся из космоса под музыку)
А сейчас мы слепим из воздушного пластилина ракеты и поместим их на лист с изображением Земли, Солнца и звезд. (Дети выбирают цвета воздушного пластилина и лепит каждый свою ракету)
Вот и подошло наше занятие к концу! Все отлично поработали!
Что вам больше всего запомнилось?
Ребята, молодцы!