Никитенко Наталья
Открытый урок литературного чтения во 2-м классе на тему «Л. Н. Толстой. Котенок»
▼ Скачать + Заказать документы
ГУЛНР «ЛОУ СШ№54 имени А. Ерёменко
Открытый урок литературного чтения во 2-А классе на тему:
«Л. Н. Толстой. Котёнок»
УМК «Школа России»
Учитель 1 квалификационной категории:
Никитенко Наталья Васильевна
[/b] Луганск 2019 г.
Цели: - продолжить ознакомление учащихся с творчеством Льва Николаевича Толстого;
- создать условия для успешного изучения рассказа Л. Н. Толстого «Котёнок»; - отслеживание уровня усвоения изученного материала. Задачи:
Публикация «Открытый урок литературного чтения во 2-м классе на тему „Л, Н, Толстой, Котенок“» размещена в разделах
- Кот, котята. Все о кошках для детей
- Кот, кошка, котята. Конспекты занятий
- Кот. Литература о котах и кошках
- Литературное чтение
- Толстой Л.Н.
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
1. Образовательные: - организовать учебную деятельность учащихся, направленную на усвоение содержания поучительного рассказа и его основной мысли, и выработку умения анализировать текст.
2. Развивающие: - содействовать развитию речи учащихся на основе обогащения словарного запаса ; - развитию критического мышления на основе прогнозирования содержания текста; - развитию слухового и зрительного внимания на основе выборочного чтения и просмотра иллюстраций. 3. Воспитательные: - способствовать формированию положительных нравственных качеств, воспитанию эстетических чувств и бережного отношения к животным. Технологические уровни:
1. Познакомить с содержанием рассказа Л. Н. Толстого «Котёнок» и понятиями: «редактор», «добро», «страх».
2. Организовать понимание содержания рассказа и сути вышеназванных слов.
3. Организовать применение новых знаний при решении учебных задач: воспроизводить последовательность событий рассказа с опорой на иллюстрации; давать характеристику героям произведения; высказывать свои суждения; выражать эмоциональное отношение к прочитанному. 4. Контролировать результат практической деятельности учащихся при индивидуальной и групповой работе с таблицами и иллюстрациями. 5. Организовать рефлексивную оценку деятельности учащихся с использованием «Продолжи фразу.»
Тип урока по дидактической цели: - комбинированный (урок применения знаний и умений и урок ознакомления с новым материалом).
Тип урока по форме проведения: - нетрадиционный (интегрированный – межпредметный).
Вид урока: урок с элементами игры и сказочного сюжета.
Методы работы: - словесный, наглядный, фронтальный, проблемный, частично - поисковый.
Формы работы: - фронтальная, индивидуальная, групповая.
Используемые технологии: - личностно – ориентированные, информационные, здоровье сберегающие, осуществление меж предметной связи, технология оценки образовательных достижений, ИКТ – компетентности.
Учебно - методическое обеспечение: - компьютер, проектор, экран, мультимедийная презентация, выставка книг Л. Н. Толстого, портрет писателя, толковый словарь, учебник 2 класса Л. Ф. Климановой «Литературное чтение», иллюстрации к рассказу, карточки для индивидуальной и групповой работы,, звуковые файлы рассказа, звуковая,запись песни «Котёнок» Юрия Трофимова, выставка рисунков. Электронная тетрадь по литературному чтению для 2 класса.
Планируемые результаты.
Личностные: - формирование положительных качеств к учению, чтению и познавательной деятельности; - формирование умения осознавать и определять свои эмоции, эмоции других людей, сопереживать; - оценивание жизненных ситуаций и поступков героев с точки зрения общечеловеческих норм.
Метапредметные:
Регулятивные УУД: - формирование умения самостоятельно формулировать тему и цели урока, планировать пути решения поставленной проблемы; - формировать умение оценивать свою работу на уроке.
Познавательные УУД: - формирование критического мышления ; - формирование умения извлекать информацию, представленную в разных формах, строить рассуждения.
Коммуникативные УУД: - формировать умение высказывать свои мысли в устной форме, высказывать и обосновывать свою точку зрения; - овладение диалогической и монологической речью; - формирование умения задавать вопросы, в совместной деятельности договариваться, приходить к общему решению.
Предметные: - развитие уровня читательской компетенции, общего речевого развития (чтения вслух и про себя, элементарные приёмы анализа текста); - использование разных видов чтения; - умение осознанно воспринимать и оценивать содержание текста; - участвовать в обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент. Эмоциональный настрой.
Прозвенел звонок для нас, Все зашли спокойно в класс. Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво. Тихо сели, спинки прямо. Вижу, класс наш хоть куда. Мы начнём урок, друзья. Будем отвечать активно, Хорошо себя вести, Чтобы гости дорогие, Захотели вновь прийти.
Девиз урока: «Орешек знаний твёрд, но все же
Мы не привыкли отступать
И расколоть его мы сможем
Ведь мы хотим как можно больше знать»
Речевая разминка
1. Говори – не торопись и смотри не ошибись
Жалобно щенок пищит, Да у щётки половой
Тащит он тяжёлый щит, Палка есть над головой.
Два щенка щека к щеке Палка – щёлк щенков с плеча!
Щиплют щётку в уголке. Два щенка ушли ворча.
С. Михалков
2. Учись отчётливо произносить звуки!
Ол– ил – ул – ал
Белый кот клубок катал
Ил – ул – ал – ол
Он загнал его под стол
Ал- ол – ил -ул
А затем загнал под стул
Ел – ил – ел – ял
Долго кот клубок катал
Ил – ел – юл – ул
Потянулся и уснул
2. Актуализация знаний.
А) Игра «Вспомни и ответь»
Когда ты идёшь по тропинке лесной, Вопросы тебя обгоняют гурьбой. Одно «почему?» меж деревьями мчится, Летит по пятам за неведомой птицей. Другое пчелой забралось на цветок, А третье – лягушкою скок в ручеёк. «Что?» мышкой ныряет под листьями в норку, «Кто?» ищет в кустах притаившийся шорох, Сидит «отчего?» на зелёном листке, «Куда?» полетело верхом на жуке, «Зачем?» вслед за ящеркой влезло на пень. Вопрос за вопросом и так целый день. Пойдём – ка, дружок, по тропинке втроём Ответы искать под зелёным шатром.
- Ребята, у меня есть волшебная шкатулка, в ней то и находятся вопросы для нашей игры. Предложения – вопросы начинаются с выделенных слов стихотворения и составлены они к изученным рассказам Л. Н. Толстого.
(Играют 3 команды, каждая команда выбирает 2 вопроса)
1. Почему Филипок взял старую отцовскую шапку, чтобы идти в школу? (Своей не нашёл)
2. Что нечаянно разбил мальчик играя? (Дорогую чашку)
3. Кто отогнал собак, которые бежали за Филипком? (Мужик)
4. Отчего заплакали муж с женою, поглядев друг на друга? (От стыда, что обидели старика)
5. Куда посадил учитель Филипка, вошедшего в класс? (На лавку возле брата)
6. Зачем Миша мастерил лоханку для батюшки с матушкой? (Чтобы в старости их из неё кормить)
- Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием. Скажите а какие произведения мы вспомнили? («Филипок», «Старый дед и внучек», «Правда всего дороже»)
Б) Обобщение, работа с таблицей.
- Почти во всех произведениях писателя есть моменты, которые заставляют нас задуматься над собственным поведением и поступками. Л. Н. Толстой всегда стремился своим творчеством сделать людей лучше, благороднее, честнее. Поэтому его рассказы являются поучительными. Давайте вспомним, чему же нас научили рассказы Л. Н. Толстого.
- А вот и следующее задание для вас из шкатулки. На карточках находиться таблица, в левом столбике – заголовки рассказов, в правом – главная мысль. Найдите соответствие между данными, укажите их с помощью стрелок.
Заголовок Главная мысль
«Филипок» Не лгать
«Старый дед и внучек» Стремление учиться
«Правда всего дороже» Уважать старших
- Ребята, посмотрите на экран, проверьте свою работу, если есть ошибки исправьте. А теперь оцените свою работу. Если вы правильно выполнили задание - поднимите зелёную карточку, если допустили ошибку – красную,
3. Решение проблемы, определение темы и целей.
- Куда мы дальше попадём узнаете вы скоро. В известной песне найдём помощника весёлого. (Слушаем песню «Котенок»)
- О чём эта песня? Назовите её главного героя? (О маленьком котёнке.)
- Подумайте, почему я предложила вам послушать именно эту песню? (Она связана с темой нашего урока)
- Да. Попробуйте определить тему нашего урока.
Загадка
Он первым входит в дом и живёт подолгу в нём. То мяучет, то играет, то исчезает далеко, А когда придёт обратно, то из блюдца аккуратно, Пьёт парное молоко. (Будем читать рассказ о котёнке)
Попробуем сформулировать задачу урока по алгоритму, написанному на доске.
1)Узнаем: …
2)Научимся: ….
3) Будем учиться: ….
- Всё правильно. Мы будем знакомиться с новым рассказом Л. Н. Толстого «Котёнок».
Какова цель нашего урока? (Узнать о чём это произведение, определить является ли оно поучительным).
4. Физминутка
Я предлагаю немного отдохнуть.
И дальше продолжить наш путь.
5. Ознакомление с новым материалом.
А. Первичное восприятие. Просмотр звуковой презентации «Котенок».
Б. Словарная работа.
Амбар - это строение в виде сарая, в котором хранили зерно, муку.
Подле-около
Пустился что было духу - очень быстро
В. Чтение рассказа «цепочкой»
Г. Анализ содержания рассказа с элементами выборочного чтения
-Когда пропала кошка?
-Где Вася нашёл котят?
-Сколько их было?
-Кого позвал Вася?
- Сколько котят мать оставила дома?
-Куда дела остальных
- Куда пошли дети?
-Как котёнок оказался один на дороге?
-Какая опасность угрожала котёнку?
-Кто спас котёнка? Как?
-Какой эпизод рассказа вы читали с особым волнением?
-Что вы можете сказать о Васе? Какой он?
Какие черты характера проявились в поступке мальчика: решительность, смелость, находчивость, отчаяние, желание защищать беспомощного, ответственность?
6. Офтальмологическая минутка
7. Работа по теме урока.
А) Игра «Редактор» (работа с иллюстрациями, с планом рассказа).
- Ребята в моей волшебной шкатулке есть ещё игра для вас. А называется она «Редактор». - Слышали ли вы это слово? Что оно означает? - Где можно найти его значение? - Посмотрите на экран
«Редактор» - это специалист, который занимается проверкой, исправлением и составлением содержания для печати. Редакторы бывают художественные, текстовые, музыкальные и т. д.
- Я предлагаю вам сначала попробовать себя в роли художественных редакторов. Всем вместе подумать и распределить иллюстрации на экране к рассказу в правильном порядке, а затем проверить свою работу.
(работа в парах)
- Молодцы, у вас всё получилось, вы работаете как дружная команда.
Проверьте свою работу. (на экране правильные ответы)
-Ребята, вы очень хорошо работали на уроке и сейчас для вас Книгочей приготовил сюрприз (Работа на страницах электронной тетради
Задание № 57, 58, 59, 60.)
8. Рефлексия.
-Что вы узнали на уроке?
-За что похвалили бы себя?
- Что вам захотелось сделать после этого урока?
9. Подведение итогов.
- Ребята, жизнь нам преподносит уроки, которые учат нас правильно вести себя в обществе, принимать решения, но и, читая произведения, вы тоже получаете уроки, которые пригодятся вам в вашей жизни
- Зачем же Л. Н. Толстой поведал нам эту историю? (Чтобы предотвратить беду, заботиться о своих питомцах) - Так можно ли отнести рассказ «Котёнок» к группе поучительных рассказов?
Оцените свою работу и опустите орешек в то ведёрко, которое соответствует вашему настроению. (зеленое, жёлтое, красное)
- Ребята, я хочу поблагодарить Вас за работу на уроке, за творчество и пожелать вырасти добрыми и надёжными людьми.
10. Домашнее задание.
Подготовиться к пересказу рассказа от лица Васи
.
[/i]