Усачёва Марина
Урок литературного чтения в 3-м классе по технологии развития критического мышления «В. Ю. Драгунский «Дымка и Антон»
▼ Скачать + Заказать документы
Усачёва Марина Владимировна,
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №11 г. Новосибирск
В. Ю. Драгунский «Дымка и Антон»
Цель:
- Создать условия для изучения произведения В. Драгунского "Дымка и Антон".
- Способствовать развитию мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение работать с информацией, анализировать различные ситуации (учебные и жизненные, умение принимать взвешенные решения, способность к разумному рефлективному творческому мышлению).
Публикация «Урок литературного чтения в 3-м классе по технологии развития критического мышления „В, Ю, Драгунский „Дымка и Антон“» размещена в разделах
- Драгунский В.
- Дымковская игрушка. Знакомство с Дымкой
- Литературное чтение
- Урок ИЗО. Народные промыслы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Воспитывать культуру межличностного общения, любовь к животным.
Тип урока : урок ознакомления с новым материалом, построенный по технологии «Критическое мышление». Используются приемы технологии : прогнозирование по названию, чтение текста от "остановки до остановки";
Ход УРОКА
I. На стадии вызова обращаюсь к личному опыту, который поможет подготовить учащихся к личностному восприятию произведения:
- Поднимите руку у кого дома есть собака.
- По цепочке назовите клички своих питомцев.
- Шалила ли когда-нибудь ваша собачка? Как вы к этому относились?
Прогнозирование по названию.
- Фрагмент из произведения "Дымка и Антон". Как вы думаете, о чём отрывок?
Данный приём повышает не только интерес к чтению, но и акцентирует внимание на такой детали, как название.
Краткий рассказ об авторе.
Всемирно известный писатель Виктор Драгунский (1913 - 1972) занимает по праву достойное место в детской литературе. Его добрые, весёлые истории про девчонок и мальчишек читаются детьми с интересом и удовольствием. В замечательных рассказах Виктора Драгунского приоткрывается завеса над самой обыкновенной жизнью ребят. Как они общаются с друзьями и подружками, как ведут себя с родителями, в какие попадают интересные и забавные ситуации.
Самым известным изданием Виктора Юзефовича можно назвать серию «Денискины рассказы». Такие рассказы как, например, «Тайное становится явным» или «Он живой и светится». Их герой – озорной Дениска Кораблёв - часто попадает в поучительные и удивительные истории. Мастерство и талант писателя позволили ему рассказать читателям о самых бытовых и ежедневных ситуациях ярко и радостно. Виктор Юзефович замечал незаметные вещи, находил интересное и необыкновенное в самом обыденном.
Прототипом главного героя был сын автора, а отец в этих рассказах – сам писатель.
Сегодня мы будем читать рассказ В. Ю. Драгунского "Дымка и Антон", но читать не как обычно, а с остановками.
II. Работа с художественным текстом. В данной части урока реализуется схема "вызов - осмысление - размышление". Учащиеся получают следующий алгоритм работы:
• - чтение текста от "остановки до остановки";
• - вопрос - прогноз по поводу развития сюжетной линии в отрывке;
• - ответ - предположение, его обоснование.
Итак, читаем текст (работа ведется только индивидуально).
Прошлым летом я был на даче у дяди Володи. У него очень красивый дом, похожий на вокзал, но чуть-чуть поменьше.
Я там жил целую неделю, и ходил в лес, разводил костры и купался.
Но главное, я там подружился с собаками. И там их было очень много, и все называли их по имени и фамилии. Например, Жучка Бреднева, или Тузик Мурашовский, или Барбос Исаенко.
Так удобней разбираться, кого какая укусила.
А у нас жила собака Дымка. У нее хвост загнутый и лохматый, и на ногах шерстяные галифе.
Когда я смотрел на Дымку, я удивлялся, что у нее такие красивые глаза. Желтые-желтые и очень понятливые. Я давал Дымке сахара, и она всегда виляла мне хвостом. А через два дома жила собака Антон. Он был Ванькин. Ванькина фамилия была Дыхов, и вот и Антон назывался Антон Дыхов. У этого Антона было только три ноги, вернее у четвертой ноги не было лапы. Он где-то ее потерял. Но он все равно бегал очень быстро и всюду поспевал. Он был бродяга, пропадал по три дня, но всегда возвращался к Ваньке. Антон любил стянуть, что подвернется, но умнющий был на редкость. И вот что однажды было.
Моя мама вынесла Дымке большую кость. Дымка взяла ее, положила перед собой, зажала лапами, зажмурилась и хотела уже начать грызть, как вдруг увидела Мурзика, нашего кота. Он никого не трогал, спокойно шел домой, но Дымка вскочила и пустилась за ним! Мурзик — бежать, а Дымка долго за ним гонялась, пока не загнала за сарай.
Но все дело было в том, что Антон уже давно был у нас на дворе. И как только Дымка занялась Мурзиком, Антон довольно ловко цапнул ее кость и удрал! Куда он девал кость, не знаю, но только через секунду приковылял обратно и сидит себе, посматривает: «Я, ребята, ничего не знаю».
(Первая остановка)
- Чем можно объяснить такое поведение собаки?
Тут пришла Дымка и увидела, что кости нет, а есть только Антон. Она посмотрела на него, как будто спросила: «Ты взял?» Но этот нахал только рассмеялся ей в ответ! А потом отвернулся со скучающим видом. Тогда Дымка обошла его и снова посмотрела ему прямо в глаза. Но Антон даже ухом не повел. Дымка долго на него смотрела, но потом поняла, что у него совести нет, и отошла.
(Вторая остановка)
- Что совершил пёс? Как это можно назвать? Проступок. Поможет ли кто-нибудь главному герою исправиться или он сам это сделает?
Антон хотел было с ней поиграть, но Дымка совсем перестала с ним разговаривать.
Я сказал:
— Антон! На-на-на!
Он подошел, а я сказал ему:
— Я все видел. Если сейчас же не принесешь кость, я всем расскажу.
Он ужасно покраснел. То есть, конечно, он, может быть, и не покраснел, но вид у него был такой, что ему очень стыдно, и он прямо покраснел.
(Третья остановка)
-Как вы думаете простит ли Дымка товарища?
Вот какой умный! Поскакал на своих троих куда-то, и вот уже вернулся, и в зубах несет кость. И тихо так, вежливо, положил перед Дымкой. А Дымка есть не стала. Она посмотрела чуть-чуть искоса своими желтыми глазами и улыбнулась — простила, значит!
- Как Дениска понял, что Дымка простила товарища?
- Можно сказать, что Антон искупил свою вину.
III.Рефлексия
Групповая творческая работа:
1. составить лесенку, по которой прошёл наш герой. От поступка до искупления.
• искупление
• раскаяние
• стыд
• проступок
2. Выбор высказывания раскрывающего основную мысль рассказа:
«Грязь с лица можно смыть, грязь с души – нельзя».
«Наказывай не только за проступок, но и за намерение».
«Лишь временной бывает безнаказанность».
Мы составили с вами лесенку, по которой прошёл наш герой. От поступка до искупления. Конечно, лучше бы он не совершал ошибки, но если уж так случилось, то лучше её осознать и исправить - искупить. Ведь "Грязь с лица можно смыть, грязь с души - нельзя".
Д/ З : инсценировать вторую часть рассказа.