Получи документы

Урок литературного чтения в 3-м классе по технологии развития критического мышления «В. Ю. Драгунский «Дымка и Антон»

Усачёва Марина
Урок литературного чтения в 3-м классе по технологии развития критического мышления «В. Ю. Драгунский «Дымка и Антон»
▼ Скачать + Заказать документы

Усачёва Марина Владимировна,

учитель начальных классов

МБОУ СОШ №11 г. Новосибирск

В. Ю. Драгунский «Дымка и Антон»

Цель:

- Создать условия для изучения произведения В. Драгунского "Дымка и Антон".

- Способствовать развитию мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение работать с информацией, анализировать различные ситуации (учебные и жизненные, умение принимать взвешенные решения, способность к разумному рефлективному творческому мышлению).

Публикация «Урок литературного чтения в 3-м классе по технологии развития критического мышления „В, Ю, Драгунский „Дымка и Антон“» размещена в разделах

- Воспитывать культуру межличностного общения, любовь к животным.

Тип урока : урок ознакомления с новым материалом, построенный по технологии «Критическое мышление». Используются приемы технологии : прогнозирование по названию, чтение текста от "остановки до остановки";

Ход УРОКА

I. На стадии вызова обращаюсь к личному опыту, который поможет подготовить учащихся к личностному восприятию произведения:

- Поднимите руку у кого дома есть собака.

- По цепочке назовите клички своих питомцев.

- Шалила ли когда-нибудь ваша собачка? Как вы к этому относились?

Прогнозирование по названию.

- Фрагмент из произведения "Дымка и Антон". Как вы думаете, о чём отрывок?

Данный приём повышает не только интерес к чтению, но и акцентирует внимание на такой детали, как название.

Краткий рассказ об авторе.

Всемирно известный писатель Виктор Драгунский (1913 - 1972) занимает по праву достойное место в детской литературе. Его добрые, весёлые истории про девчонок и мальчишек читаются детьми с интересом и удовольствием. В замечательных рассказах Виктора Драгунского приоткрывается завеса над самой обыкновенной жизнью ребят. Как они общаются с друзьями и подружками, как ведут себя с родителями, в какие попадают интересные и забавные ситуации.

Самым известным изданием Виктора Юзефовича можно назвать серию «Денискины рассказы». Такие рассказы как, например, «Тайное становится явным» или «Он живой и светится». Их герой – озорной Дениска Кораблёв - часто попадает в поучительные и удивительные истории. Мастерство и талант писателя позволили ему рассказать читателям о самых бытовых и ежедневных ситуациях ярко и радостно. Виктор Юзефович замечал незаметные вещи, находил интересное и необыкновенное в самом обыденном.

Прототипом главного героя был сын автора, а отец в этих рассказах – сам писатель.

Сегодня мы будем читать рассказ В. Ю. Драгунского "Дымка и Антон", но читать не как обычно, а с остановками.

II. Работа с художественным текстом. В данной части урока реализуется схема "вызов - осмысление - размышление". Учащиеся получают следующий алгоритм работы:

• - чтение текста от "остановки до остановки";

• - вопрос - прогноз по поводу развития сюжетной линии в отрывке;

• - ответ - предположение, его обоснование.

Итак, читаем текст (работа ведется только индивидуально).

Прошлым летом я был на даче у дяди Володи. У него очень красивый дом, похожий на вокзал, но чуть-чуть поменьше.

Я там жил целую неделю, и ходил в лес, разводил костры и купался.

Но главное, я там подружился с собаками. И там их было очень много, и все называли их по имени и фамилии. Например, Жучка Бреднева, или Тузик Мурашовский, или Барбос Исаенко.

Так удобней разбираться, кого какая укусила.

А у нас жила собака Дымка. У нее хвост загнутый и лохматый, и на ногах шерстяные галифе.

Когда я смотрел на Дымку, я удивлялся, что у нее такие красивые глаза. Желтые-желтые и очень понятливые. Я давал Дымке сахара, и она всегда виляла мне хвостом. А через два дома жила собака Антон. Он был Ванькин. Ванькина фамилия была Дыхов, и вот и Антон назывался Антон Дыхов. У этого Антона было только три ноги, вернее у четвертой ноги не было лапы. Он где-то ее потерял. Но он все равно бегал очень быстро и всюду поспевал. Он был бродяга, пропадал по три дня, но всегда возвращался к Ваньке. Антон любил стянуть, что подвернется, но умнющий был на редкость. И вот что однажды было.

Моя мама вынесла Дымке большую кость. Дымка взяла ее, положила перед собой, зажала лапами, зажмурилась и хотела уже начать грызть, как вдруг увидела Мурзика, нашего кота. Он никого не трогал, спокойно шел домой, но Дымка вскочила и пустилась за ним! Мурзик — бежать, а Дымка долго за ним гонялась, пока не загнала за сарай.

Но все дело было в том, что Антон уже давно был у нас на дворе. И как только Дымка занялась Мурзиком, Антон довольно ловко цапнул ее кость и удрал! Куда он девал кость, не знаю, но только через секунду приковылял обратно и сидит себе, посматривает: «Я, ребята, ничего не знаю».

(Первая остановка)

- Чем можно объяснить такое поведение собаки?

Тут пришла Дымка и увидела, что кости нет, а есть только Антон. Она посмотрела на него, как будто спросила: «Ты взял?» Но этот нахал только рассмеялся ей в ответ! А потом отвернулся со скучающим видом. Тогда Дымка обошла его и снова посмотрела ему прямо в глаза. Но Антон даже ухом не повел. Дымка долго на него смотрела, но потом поняла, что у него совести нет, и отошла.

(Вторая остановка)

- Что совершил пёс? Как это можно назвать? Проступок. Поможет ли кто-нибудь главному герою исправиться или он сам это сделает?

Антон хотел было с ней поиграть, но Дымка совсем перестала с ним разговаривать.

Я сказал:

Антон! На-на-на!

Он подошел, а я сказал ему:

— Я все видел. Если сейчас же не принесешь кость, я всем расскажу.

Он ужасно покраснел. То есть, конечно, он, может быть, и не покраснел, но вид у него был такой, что ему очень стыдно, и он прямо покраснел.

(Третья остановка)

-Как вы думаете простит ли Дымка товарища?

Вот какой умный! Поскакал на своих троих куда-то, и вот уже вернулся, и в зубах несет кость. И тихо так, вежливо, положил перед Дымкой. А Дымка есть не стала. Она посмотрела чуть-чуть искоса своими желтыми глазами и улыбнулась — простила, значит!

- Как Дениска понял, что Дымка простила товарища?

- Можно сказать, что Антон искупил свою вину.

III.Рефлексия

Групповая творческая работа:

1. составить лесенку, по которой прошёл наш герой. От поступка до искупления.

• искупление

• раскаяние

• стыд

• проступок

2. Выбор высказывания раскрывающего основную мысль рассказа:

«Грязь с лица можно смыть, грязь с души – нельзя».

«Наказывай не только за проступок, но и за намерение».

«Лишь временной бывает безнаказанность».

Мы составили с вами лесенку, по которой прошёл наш герой. От поступка до искупления. Конечно, лучше бы он не совершал ошибки, но если уж так случилось, то лучше её осознать и исправить - искупить. Ведь "Грязь с лица можно смыть, грязь с души - нельзя".

Д/ З : инсценировать вторую часть рассказа.

Публикации по теме:

Урок литературного чтения в 4 классе «Ф. И. Тютчев «Еще земли печален вид», «Как неожиданно и ярко» Предмет Литературное чтение Класс 4 «А» Дата 07.11.2018 Уровень Школьный. Тема Ф. И. Тютчев «Еще земли печален вид.», «Как неожиданно.

Интегрированный урок литературного чтения и изобразительного искусства в 3 классе «Произведения о детях. А. П. Чехов. «Ванька» Тема урока: «Произведения о детях».А. П. Чехов. «Ванька» Лепка объемно-пространственной композиции из одноцветного пластилина или глины.

Урок литературного чтения в 4 классе «Л. Кассиль «Дорогие мои мальчишки» Л. КАССИЛЬ. «ДОРОГИЕ МОИ МАЛЬЧИШКИ». ЭТИКЕТНЫЕ ЖАНРЫ И СЛОВА ВЕЖЛИВОСТИ Учащиеся должны знать: в чем заключается роль речи (диалога) в характеристике.

Урок литературного чтения в 4 классе по сказке «Аленький цветочек» Сергей Тимофеевич Аксаков продолжение) Цели: продолжить работу над сказкой С. Т. Аксакова «Аленький цветочек»; пробуждать в детях чувство.

Презентация «Творчество Л. Н. Толстого» для уроков литературного чтения в 1 классе Презентация о творчестве русского писателя Л. Н. Толстого. Автор презентации: Пестерева Л. Л. учитель начальных классов. Слай 1. Настройся.

Конспект урока литературного чтения в 3 классе «Л. Н. Толстой «Лев и собачка» Тема урока: Л. Н. Толстой «Лев и собачка». Цели урока: · ознакомления учащихся с произведением Л. Н. Толстого «Лев и собачка» · совершенствования.

Урок чтения и развития речи в 7 классе школы VIII вида на тему «В. Г. Короленко. «Дети подземелья». 4 глава» Тема. В. Г. Короленко. «Дети подземелья» 4 часть. Знакомство продолжается Цели: продолжить знакомство с произведением В. Г. Короленко «Дети.

Урок литературного чтения в 4 классе «Что любит Мишка?» Тема: Виктор Юзефович Драгунский «Что любит Мишка?» Цель: углубление знаний учащихся по теме Задачи урока: 1) Предметные: - развивать способность.

Урок литературного чтения в 4 классе по сказу П. П. Бажова «Серебряное копытце» (первый урок) Цели: познакомить учащихся с жизненным и творческим путями уральского сказочника Павла Петровича Бажова; показать своеобразие,.

Урок литературного чтения в 3 классе В. Пантелеев «Честное слово» Урок литературного чтения в 3 классе Тема: Л. Пантелеев «Честное слово» : «В детских книгах должны быть и юмор, и героика, и настоящие страсти,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Урок литературного чтения в 3-м классе по технологии развития критического мышления «В. Ю. Драгунский «Дымка и Антон»
Опубликовано: 24 августа 2019 в 19:56
+50Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Урок литературного чтения в 3-м классе по технологии развития критического мышления «В. Ю. Драгунский «Дымка и Антон»» (включая файлы) размещена пользователем Усачёва Марина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД