Нина Журавлева
Конспект открытого урока грамоты в 1 классе «Знакомство с буквой «М, м»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей»
Ельниковского муниципального района Республики Мордовия
«Буквы М, м.
Звуки [м], [м,]».
Предмет: урок обучения грамоте
Класс : 1 класс
Технология урока : технология проблемного диалога
ОС «Школа России»
Учитель: Журавлева Нина Ивановна
Тема: «Знакомство с буквой «М, м».
Публикация «Конспект открытого урока грамоты в 1 классе „Знакомство с буквой „М, м“» размещена в разделах
- Буквы М, Л и звуки [М], [Л]. Конспекты уроков
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Начальная школа. 1 класс
- Начальная школа. 1-4 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2023
Цели: Познакомить детей с буквой М, м и звуками, которые она обозначает. Учить составлять, анализировать и читать слоги и слова с буквой М. Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слова. Закрепить знание детьми букв гласных, обозначающих твердость или мягкость согласных звуков, учить наблюдать за позиционной сменой гласных и согласных звуков (твердые – мягкие). Развивать фонематический слух, память, внимание, наглядно-образное мышление посредством использования моделей. Воспитывать чувство взаимопомощи, товарищества, дружбы.
Планируемые результаты:
Личностные УУД: оценивать новое содержание, обеспечивающее личностный моральный выбор, формировать положительное отношение к урокам литературного чтения; внимательное отношение к красоте окружающего мира, к нравственному содержанию поступков; формирование самооценки на основе критериев успешности учебной деятельности.
Регулятивные УУД: формировать умение самостоятельно выделять и формулировать цель всего урока и отдельного задания; умение сравнивать, анализировать, группировать, классифицировать, обобщать.
Коммуникативные УУД: формировать умение работать индивидуально, коллективно, в парах, группах; осуществлять взаимный контроль.
Познавательные УУД: формировать умение различать звуки и буквы, гласные и согласные звуки; умение составлять схемы слов, делить слова на слоги, выделять ударный слог; умение пересказывать прочитанное; обогащать словарный запас учащихся; развивать у детей фонематический слух, внимание, мышление, познавательные интересы.
Предметные УУД: использовать технологию перекодирования звуковой формы слова в буквенные на основе двухуровневые модели слов; знать условное обозначение звонких твёрдого и мягкого звуков [м] [м’] с помощью строчной печатной буквы; читать предложения как относительно законченные по смыслу структурные единицы.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран, презентация, схемы для звукового анализа, учебник.
Ход урока
1. Организационный момент
Введение в тему урока.
-Проверьте, как организовано ваше "рабочее место", как расположены на парте "Азбука", пенал.
На нашем уроке присутствуют гости. Они пришли посмотреть на вас: какими успешными, активными и любознательными вы стали. Чему научились.
Я рада всех видеть и хочу, чтобы у всех было хорошее настроение.
-Подождите, не у всех ребят хорошее настроение. Хмурые, обижены друг на друга?
-Что случилось? (Чтение стихотворения В. Орлова «Кто кого?» двумя детьми совместно с учителем.)
- Кто кого обидел первый?
- Он меня!
- Нет, он меня!
- Кто кого ударил первый?
- Он меня!
- Нет, он меня!
- Вы же раньше так дружили!
- Я дружил.
- И я дружил.
- Что же вы не поделили?
- Я забыл.
- И я забыл.
- Кто, по вашему мнению, помог ребятам помириться?
– Какие слова надо сказать своему другу, когда вы хотите помириться?
- У кого в классе есть друзья?
- Какие чувства испытываете, когда встречаетесь с другом? Мы – команда… Мы – одна семья!
-Сегодня к нам на урок пришли всеми любимые герои Маша и Миша.
- Посмотрите, ребята, вот и Маша с Мишей поссорились. Из-за чего?
Миша говорит, что их имена начинаются с одной буквы, а Маша считает, что с разных.
-Поможем им?
Давайте же разберемся, узнаем: кто из них прав и постараемся помирить их?
2. Формулирование темы урока.
- Проанализируем слова «Маша» и «Миша». Какая буква стоит вначале этих слов?
На что похожа буква М?
Взявшись за руки мы встали
И на М похожи стали!
Вот качели буква м,
Здесь качаться можно всем!
Выполним их звуковой анализ.
3. Звукобуквенный анализ слов «Маша» и «Миша» с помощью схем.
– Выделите интонационно 1-й звук в слове «Маша».
– Он гласный или согласный?
– Какой это согласный: твердый или мягкий?
– парный или непарный?
-Звонкий или глухой? парный или непарный?
Аналогично проводится работа с другими звуками.
– Выделите интонационно 1-й звук в слове «Миша».
– Он гласный или согласный?
– Какой это согласный: твердый или мягкий?
– парный или непарный?
-Звонкий или глухой? парный или непарный?
Аналогично проводится работа с другими звуками.
– А какой буквой обозначаются звуки [м], [м’]? (Буквой М.) (во время анализа составляется схема.
Почему Маша, считала, что их имена начинаются с разных букв.
(Буква в этих именах читается по-разному)
- Почему буква читается по-разному? Отчего это зависит?
- Какие буквы гласных указывают на твердость предшествующих согласных звуков, а какие на мягкость?
- Сделайте вывод, когда буква М читается твердо, а когда мягко.
- Так кто же был прав? (Миша). С какой буквы начинаются их имена? (ЭМ)
Спор мы помогли разрешить. Наши герои помирились.
Работа по теме урока.
1. Просмотр мультфильма. Называем слова с новыми звуками.
2. На что похожа буква М?
3. Работа в парах. Чтение слогов. Составление слова.
-Как вы понимаете слово мир (Мир – вся земля.
Мир – дружеские, хорошие отношения между кем-нибудь, отсутствие вражды или ссоры, отсутствие войны.)
4. – Вставьте буквы и прочитайте слова.
- Буква «М» вообще очень важная буква, она встречается в очень важных и дорогих нам словах: Мир, Москва… Но самое главное слово в жизни каждого человека – это, конечно же слово «МАМА» Почему?
ваши мамы заботятся о вас, любят вас, переживают за вас.
- Скажите, что нужно делать, чтобы не огорчать свою маму? (быть послушным, хорошо учиться, быть заботливым, добрым, внимательным)
- Совсем скоро в нашей стране будет отмечаться замечательный праздник «ДЕНЬ МАТЕРИ». Мы будем поздравлять наших мам, сделаем для них подарки, пригласим на концерт, чтобы наши мамочки стали ещё капельку счастливее от нашего внимания.
5. Чтение детьми отрывков из рассказа Ю. Яковлева «Мама»
Закрой глаза, прислушайся. И ты услышишь мамин голос. Он живёт в самом тебе такой знакомый, родной. Его не спутаешь ни с одним другим голосом. Даже когда станешь взрослым, всегда будешь помнить мамин голос, мамины глаза, мамины руки.
Мама. Ты ещё не умел говорить, а мама понимала тебя без слов. Угадывала, что ты хочешь, что у тебя болит. Когда ты ещё не умел ходить, мама носила тебя на руках. А потом мама научила тебя говорить, ходить.
Мама прочла первую книжку. Мама учила тебя видеть и открывать мир. От мамы ты узнал название птиц – воробей, ласточка, синица. Узнал, что у каждого цветка есть тоже своё имя – ромашка, василёк, иван-да-марья.
Мама всегда рядом с тобой. И всё, что ты видел, всё, что окружало тебя, как бы начиналось с мамы. Каждый день твоего и моего детства связан с мамой. Озабоченная и радостная, спокойная и печальная, она всегда рядом.
-Спасибо, ребята. Провожая, утром в школу, мама всегда желает вам добра, успехов и хороших друзей.
Физкультминутка
6. Чтение слогов и слов по учебнику
* Чтение по строкам
* Чтение столбиками
* Чтение слогов с мягким звуком, с твердым.
* Чтение в парах
– Прочитайте слова. (умы, ум, ем, моет, Мила, панама)
-Прочитайте слова в которых один гласный звук (ум, ем)
– Назовите только те слова, в которых два гласных звука.
– Назовите слово, в котором буква м обозначает мягкий согласный звук. (мимо)
7. Соотнесение слов и картинок.
Посмотрите на фотографии. Что вы на них видите? ( фотографии с изображением достопримечательностей нашего города: Мемориал, храм, музей Бибика, музыкальное училище и т. п. -
Подберите к группе предметов соответствующее слово (мой, моя, мои, моё)
7. Разно уровневые задания.
- Ребята, у меня в руках карточки трёх цветов. В них задания разной сложности.
- Если на уроке вы работали активно и всё поняли про новую букву, то вы можете выбрать карточку красного цвета с более сложным заданием. В этой карточке вам нужно составить текст из предложений.
Вдруг налетел сильный ветер.
Саша и Юра пустили по нему лодочку.
По двору бежал бурный ручеёк.
И лодочка перевернулась.
- Если, в течение урока у вас возникали трудности и не всегда всё получалось, то вы можете выбрать карточку попроще. В жёлтой карточке вам необходимо составить предложение из слов.
написал, мир, слово, Рома
- Если же, вам было очень трудно на уроке, то возьмите карточку зелёного цвета переставить буквы так, чтобы получилось слово.
к о л о м о
1 уровень
Переставить буквы так, чтобы получилось слово. и
Составить предложение из слов.
Каждый ученик выбирает тот уровень задания, который, по его мнению, соответствует степени освоения им учебного материала уроке знаний, и выполняет его.
После выполнения задания – самопроверка. Сверяет написанное с образцом.
8. Рефлексия учебной деятельности
- С какой буквой познакомились?
– Какие звуки обозначает буква М?
– Перед какими гласными буква М обозначает твердый согласный звук (мягкий согласный?
- Удалось ли нам помирить Машу и Мишу?
- Почему споры нужно решать мирно?
- Нужно ли дорожить друзьями и почему?
Я повторил…
Было интересно…
Было трудно…
У меня получилось…
Оцените себя, как вы потрудились (тучки и солнышко)
Мне очень приятно было с вами работать. Спасибо за урок.