Елена Буянова
Конспект открытого занятия в старшей логопедической группе «Посуда»
Открытое занятие в старшей логопедической группе «Посуда»
Цели занятия :
- закрепить лексическую тему «Посуда»
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- закреплять представления о посуде, ее назначении, частях, из которых она сделана;
- совершенствовать грамматической строй речи;
Публикация «Конспект открытого занятия в старшей логопедической группе „Посуда“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Открытые занятия. Конспекты
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- закреплять навык составления рассказа – описания.
-закрепление представлений о посуде, ее многообразии и назначении; расширение словарного запаса; развитие памяти, внимания, логического мышления, восприятия;
Коррекционно-развивающие:
- развивать диалогическую речь, физиологическое дыхание, артикуляционную, тонкую и общую моторику, зрительное внимание.
Коррекционно-воспитательные:
- формировать навыки сотрудничества, положительной установки на участие в занятии, инициативности, самостоятельности; воспитание эмоциональной отзывчивости.
Материалы и оборудование:
- конверт с заданиями;
-детский набор чайной посуды;
- детский набор столовых приборов;
- детский набор кухонной посуды;
- поднос;
- два столика;
- дыхательные тренажеры (плоскостные изображения чашек);
Предварительная работа:
- рассматривание посуды во время приема пищи, дежурства;
- чтение сказок К. Чуковского «Муха-Цокотуха», «Федорино горе»;
- отгадывание загадок о посуде;
- разучивание стихотворения «Час обеденный пришел»;
- использование дидактических игр: «Найди по описанию», «Четвертый лишний», «Чего не стало?».
Организационный момент
Дети входят в группу садятся на свои места.
Логопед :
Сварила бы баба щи,
Да кастрюли, поди, поищи!
И чашки ушли, и стаканы,
Остались одни тараканы.
Ребята, из какой сказки отрывок?
Дети. Это отрывок из сказки «Федорино горе».
II. Основная часть.
Логопед. Ребята, у Федоры беда. От нее убежали кастрюли, чашки, ложки, сковородки, блюдца, даже самовар. Как назвать эти предметы, одним словом?
Дети. Это посуда.
А что такое посуда? (Дайте определение)
Посуда- это хозяйственные предметы, предназначенные для еды, питья, приготовления пищи и хранения продуктов.
Артикуляционная гимнастика
«Подготовим чашечки для чая, кофе, сока».
Чья “чашечка” глубже?
Язык “чашечкой” снаружи и внутри рта.
«Чашка и блюдце на столе».
Чередовать позиции: язык “чашечкой” и язык “на донышке”.
«Острый ножик и глубокий ковшик».
Чередовать артикуляционные позиции: “острый” язык и язык “чашечкой”.
«Ручка чайника». Спинку языка прижать к нёбу, а кончик упереть в нижнюю десну.
(Вбегает плачущая Федора с криками)
Федора:
- Ой, какое горе, какое горе!
Логопед
- Что случилось? Почему вы врываетесь к нам, кричите, мешаете проводить занятие?
Федора (плачет) :
- Ой, не мыла я посуду, не любила я ее, а она взяла да убежала в лес. Убежала, и возвращаться не хочет. Бегала я по лесу, искала посуду, да видно старая стала, не могу быстро бегать – устала.
Логопед :
- Как вы думаете, что за бабушка к нам пожаловала? Из какой сказки?
Дети:
- Это бабушка Федора из сказки К. И. Чуковского «Федорино горе».
Логопед :
- Как вы думаете, почему же она плачет, может она заболела?
Дети :
- От нее убежала посуда, потому что она ее не мыла.
Федора:
- Да еще в придачу почтальон письмо принес. Я и читать не могу, совсем ничего не вижу. А вдруг мне кто посылочку вздумал прислать. А я и не знаю от кого… Помогите, пожалуйста!
Логопед :
- Конечно, поможем. (Открывает конверт и читает)
Логопед :
- Федора, да ведь письмо-то от твоей сбежавшей посуды. Прочтем, что она пишет? «Вернемся к тебе, если выполнишь наши задания, а найдешь ты их в конверте»
(после этих слов Федора начинает плакать)
Федора:
- Как же я выполню задания? Я же старая, в детский сад не ходила, в школе не училась, не смогу задания выполнить, что же делать, как мне быть, как мне без посуды жить?
Логопед :
- Ребята, поможем Федоре?
Дети:
- Да, поможем.
Логопед :
- Постараемся мы выполнить все задания, чтобы посуда к тебе вернулась, но ты обещай, что будешь содержать ее в чистоте.
Федора:
- А как содержать ее в чистоте, подскажите?
Логопед :
- Дети, давайте подскажем Федоре, как нужно заботится о посуде.
Дети:
- Мыть, чистить, вытирать, убирать на место, бережно и очень аккуратно обращаться, чтобы не разбилась.
Логопед :
- Ну, что, Федора даешь обещание?
Федора:
- Уж не буду, уж не буду я посуду обижать!
Буду, буду я посуду, и любить, и уважать!
Логопед :
- Ну что ж, не будем терять времени, ведь на дворе уже зима, нужно поторопиться, а иначе всю посуду в лесу снегом занесет. Ты, Федора, будешь вместе с нами выполнять задания.
3. Дидактическая игра «Угадай, какая посуда спряталась»?
(Логопед приглашает детей сесть за парты и посмотреть на экран, на котором контурное изображение посуды расположено в разных направлениях)
- Итак, первое задание. Внимательно рассмотрите рисунок и угадайте, какие предметы посуды здесь спрятались?
(Дети называют предметы посуды, объясняют ее назначение.
Например: это чашка – чайная посуда, из чашки пьют чай и т. д.)
Логопед :
- Молодцы! Какие вы внимательные! С первым заданием справились. Нашли и назвали все предметы посуды.
4. Физминутка «Посуда»
- Следующее задание.
«Отдохнуть с пользой для дела. Рассказать стихотворение о посуде и показать его в движении».
Вот большой стеклянный чайник,
(Дети надувают живот, одна рука на поясе, другая изогнута, как носик.)
Очень важный, как начальник.
Вот фарфоровые чашки,
(Приседают, одна рука на поясе)
Очень хрупкие, бедняжки.
Вот фарфоровые блюдца,
(Кружатся, рисуя руками круг)
Только стукни – разобьются.
Вот серебряные ложки,
Голова на тонкой ножке.
(Потягиваются, руки вверх, сомкнуть над головой)
Вот пластмассовый поднос.
Он посуду нам принес.
(Делают большой круг руками перед собой)
5. Командная игра «Накрой на стол»
- А вот и третье задание. «Найдите предметы чайной и кухонной посуды»
(Федора вносит поднос с посудой)
Федора:
- Вся посуда перепуталась на этом подносе. Помогите ее расставить по своим местам. Для этого нужно разделиться на 2 команды.
1 команда – накрывает стол к чаю, т. е. выбирает предметы чайной посуды.
2 команда –выбирает предметы кухонной посуды.
(После этого проверяется правильность выполнения задания. Дети по очереди перечисляют предметы посуды. При рассматривании кухонной посуды обратить внимание на вилку, ложку, нож.)
- Как можно назвать эти предметы обобщающими словами?
(Столовые приборы)
Логопед :
- Ребята, а вы знаете, как можно назвать эту посуду по-другому?
(показывает на чайный сервиз)
Дети : Сервиз, чайный сервиз.
Логопед :
- Кто знает, что это за слово «сервиз» и что оно обозначает?
Дети:
- Набор посуды
Логопед :
- А что вы делали, когда расставляли сервиз на столе?
Дети:
- Накрывали.
Логопед :
- Да, можно сказать «накрывать», а можно сказать по-другому – «сервировать», т. е. накрывать красиво, чтобы за столом было приятно сидеть. Давайте еще раз повторим для Федоры новое слово, чтобы она хорошо его запомнила.
Дети:
- Сервировать – красиво накрывать на стол (3-4 ответа).
6. Дыхательная гимнастика «Остудим чай»
Федора:
- Приготовила вам чай, да оказался он очень горячий. Давайте подуем и остудим его.
(Раздается плоскостное изображение чашки каждому ребенку. логопед проводит дыхательную гимнастику)
Логопед :
- Ну, что, Федора! Давай посмотрим в конверт и прочтем следующее задание.
(Заглядывает в конверт)
- Да тут ни одного задания не осталось! Все выполнили!
Федора:
- Молодцы! Выручили меня! Пойду домой, проверю, вернулась ли моя посуда. Заодно помою и почищу ее. Спасибо, дети, за помощь!
(Федора уходит)
7. Итог:
- Из какой сказки к нам приходила бабушка? Кто ее автор?
- Что вам запомнилось?
- Что нового узнали?