Омарова Эльмира Магомедрасуловна
Открытое занятие в старшей группе по ознакомлению с предметным и социальным окружением по теме «Песня колокольчика»
▼ Скачать +Заказ
Открытое занятие в старшей группе по ознакомлению с предметным и социальным окружением по теме «Песня колокольчика»
Цель:
- закреплять знания детей о стекле, металле, дереве, их свойствах;
- познакомить с историей колоколов и колокольчиков на Руси и в других странах, устройством колокола и особенностями звучания;
Задачи:
Публикация «Открытое занятие в старшей группе по ознакомлению с предметным и социальным окружением по теме „Песня колокольчика“» размещена в разделах
- Колокольчики и колокола
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мир предметов и вещей, рукотворный мир
- Открытые занятия. Конспекты
- Песни. Все материалы на тему песен
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2023
- формировать знания о колоколах и колокольных звонах на Руси;
- знакомить с народной культурой России;
- воспитывать чувство любви и патриотизма к своей Родине, уважение и бережное отношение к традициям своего народа.
Оборудование:
•мультимедийная установка
•ноутбук
•презентация
•колокольчик
•шаблоны колокольчиков из бумаги
•деревянные ложки.
Ход занятия:
1. Организационный момент:
Воспитатель: - Здравствуйте, ребята. Я рада видеть вас таких красивых, добрых, с хорошим настроением! Давайте поприветствуем гостей и поиграем в игру «Добрые ладошки»?
-Покажите свои ладошки, потрите их друг об друга.
- Что вы чувствуете? (тепло)
- Это тепло ваших добрых рук, подарите его своим друзьям.
-Здравствуй, солнце!
-Здравствуй, свет!
-Здравствуй, добрый мой сосед!
- Ребята, а я вам кое-что принесла! А что именно, вы узнаете, если отгадаете мою загадку:
Голова об шапку – бом!
И на всю округу – звон! (колокольчик)
- Правильно! Это колокольчик.
Достает колокольчик из шкатулки и читает стихотворение:
Колокольчик! Колокольчик!
На лугу со всех сторон
Лёгкий-лёгкий, тонкий-тонкий
Будто слышится мне звон.
Колокольчик! Колокольчик!
Неужели это ты
Так звенишь и так трепещешь
Там, где травы и цветы.
Может быть, звонишь ты тоже,
Но твой звон не слышен нам,
И понятен только пчелам,
Роще, травам и цветам.
2. Основная часть:
Воспитатель звенит колокольчиком сначала тихо, затем громче:
- Слышите, как он звенит? Подойдите к столу, возьмите каждый по колокольчику, присаживайтесь на стульчики. Рассмотрите внимательно их, давайте позвоним колокольчиками!
Дети рассматривают колокольчики, звонят в него.
Воспитатель: Ребята, из чего сделан этот колокольчик? Из какого материала?
( Ответы детей: из металла, железа)
Воспитатель: Правильно из металла
Воспитатель: А как вы думаете, можно ли сделать колокольчики из дерева и стекла?
( Ответы детей: да, можно) Слайд 1 и 2.
Воспитатель: Но их делают в виде сувенира, подарка, потому что колокольчик из дерева не был бы таким звонким, из дерева делают другие всевозможные музыкальные инструменты – деревянные ложки.
Показать детям ложки, постучать ими
Воспитатель: А стекло очень хрупкое, легко бьется, а вот звенит стеклянный колокольчик очень красиво.
(позвонить стеклянным колокольчиком)
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, когда впервые появились колокольчики?
Колокольчики появились очень давно. Еще во времена царя Соломона золотые колокольчики привязывали к крыше храма. Слайд 3.
У древних греков были колокольчики всех видов, они носили их на поясе, в кошельках и при ходьбе они красиво звенели.
Воспитатель: Но примером для изготовления колоколов стал необычайно красивый цветок колокольчик. Слайд 4.
Звучит запись колокольного звона.
Воспитатель: - Что это вы сейчас услышали? ( Ответ детей: звон колоколов)
Воспитатель: - А вы знаете, для чего нужны были колокола на Руси?
( Ответы детей: чтобы созывать народ)
Воспитатель: - Правильно, колокола созывали народ на церковные службы и праздники, они оповещали людей о пожарах и нападении врагов.
Воспитатель: - Слайд 5.
Русь издавна славилась искусством отливки колоколов. Колокольные мастера пользовались особым почётом и уважением.
(Описание на железном колоколе) -Колокол, как человек - имеет уши, за которые колокол подвешивают,
язык – металлическая палка с веревкой, за которую раскачивают язык, ударяя о пояс -самое широкое место колокола, его край и туловище – сам колокол.
А теперь я предлагаю вам немножко отдохнуть и провести физкультминутку:
-Колокольчик в руке (поднимают руки вверх)
Колокольчик на дуге (смыкают руки над головой)
Колокольчик в море (делают плавательное движение рукой)
Колокольчик в школе (руки «полочкой»)
А рыбак на удочку (будто закидывают удочку)
Нацепил не дудочку (игра на дудочке)
Колокольчик – бубенец
Наступил игре конец (хлопают в ладоши)
Воспитатель: Слайд 6.
- Колокола вешали на высокие колокольни или звонницы, потому что они были самыми высокими строениями, что позволяло слышать колокольный звон на большое расстояние.
Воспитатель: Но не каждый человек мог заставит петь колокол. Кто знает, как называют человека, который звонит в колокола? (Звонарь) Слайд 7.
Воспитатель: На звонаря надо учиться и мастерство приходит с годами. Колокольный звон - это целая наука. Он бывает разный и имеет свое название:
(Звучит запись колокольных перезвонов)
Благовест – (звучит запись) - он призывает к началу службы.
Трезвон – (звучит запись) - звучит после благовеста.
Перезвон – (звучит запись) - во все голоса, но по очереди.
Красный звон – (звучит запись) - целый день на большие христианские праздники.
Воспитатель: - Ребята, а вы знаете, как называется самый большой колокол?
( Ответы детей: Царь- колокол)
Воспитатель: - Он находится в Москве, столице нашей родины. Царь-колокол никогда не звонил, он является уникальным памятником России. Слайд 8
Воспитатель: - Колокольчики полюбились в народе и стали составной частью национальной культуры, их вешали под дугу лошадям. Слайд 9.
Воспитатель: Бродячие артисты - скоморохи пришивали колокольчики – бубенчики на свои колпаки и своим звоном веселили народ. Слайд 10.
А как вы думаете, где ещё использовали колокольчики? (Ответы детей)
Воспитатель: - В колокольчик звонили во входную дверь
вешали животным на шею, чтобы они не потерялись
колокольчиками украшают ёлки
в школе приглашает на уроки
используют в оркестрах
Воспитатель: Ребята, я вам дам сейчас шаблоны колокольчиков, а вы можете придумать свой узор или расписать по мотивам хохломской, дымковской, городецкой или гжельской росписи. Но это вы сделаете дома.
3. Заключительная часть:
- Ребята я надеюсь, что сегодня вы узнали много нового и интересного. Расскажи…., о чем ты узнал, а …., расскажет нам, что ей запомнилось больше всего.