алена гребенщикова
Открытое занятие в старшей группе по бережливости «Где живет электричество»
▼ Скачать
Тема: «Где живет электричество?»
Цель: формирование основной целостности мировидения у ребёнка старшего дошкольного возраста через опытно-экспериментальную деятельность.
Задачи:
Обучающие:
1. Учить устанавливать причинно – следственную зависимость.
1. Учить делать выводы.
3. Закрепить правила безопасного поведения в обращении с электроприборами в быту.
Развивающие:
1. Развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать.
2. Развивать познавательный интерес у детей в процессе экспериментирования.
Публикация «Открытое занятие в старшей группе по бережливости „Где живет электричество“» размещена в разделах
- Бережливость. Бережливые технологии
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Старшая группа
- Электричество, бытовые приборы. Конспекты занятий
- Электричество. Электроприборы, бытовая техника
- Энергосбережение. Бережем электроэнергию
- Темочки
3. Развивать внимание, мелкую и общую моторику, координацию движения рук.
4. Уточнить нахождение электричества в окружающем мире.
Воспитательные:
1. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
2. Вызывать радость открытий, полученных из опытов.
3. Воспитывать умение работать в коллективе.
Оборудование: коробка, часы без батарейки, батарейка, тарелки для каждого ребенка, бумажные бабочки, воздушные шарики на каждого ребенка, расчески пластмассовые, линейки пластмассовые, кубики деревянные, таз с водой, бумажный кораблик, шерстяные тряпочки, мяч.
Ход занятия:
Встанем мы в кружочек дружно,
Поздороваться нам нужно
Говорю тебе «Привет!»,
Улыбнись скорей в ответ.
Здравствуй, правая рука,
Здравствуй, левая рука,
Здравствуй, друг, здравствуй, друг!
Здравствуй, весь наш дружный круг!
Воспитатель: Ребята, сегодня я принесла вам волшебную коробочку.
Хотите узнать, что здесь находится? (Да). Тогда отгадайте загадку:
День и ночь они идут.
Никогда не устают.
Монотонно шепчут в такт:
Тик, так, тик и так.
Стрелки, будто как усы.
Называются… (Часы)
Сейчас мы проверим, правильно вы отгадали или нет. (Воспитатель открывает коробку и вынимает часы).
Воспитатель: Ребята, что это? (Часы).
Вы молодцы, все отгадали верно! Но что-то они не работают. И стрелки стоят на месте. Как вы думаете, почему? (сломались, села батарейка, нет батарейки)
Воспитатель: А давайте проверим, правы ли вы были? (Открывают часы, убеждаются, что нет батарейки.)
Действительно, в нем нет батарейки. Сейчас попробуем поставить батарейку. Может кто-нибудь подскажет, как правильно это сделать? (возможны подсказки детей из личного опыта).
Здесь нужно не ошибиться, поставить «плюс» к плюсу, «минус» к «минусу». Почему (если вставить наоборот, то часы не будут работать)
(вставляют, стрелки начинают двигаться)
Воспитатель: Что произошло с часами? (они заработали, стрелки двигаются)
Действительно, он заработал, стрелки стали двигаться. (Предложить детям послушать ход часов)
Воспитатель: Как вы считаете, что привело в движение часы? (Стрелки часов привело в движение батарейка)
Я с вами согласна. Но что за сила такая скрывается в батарейках? А ответить на вопрос поможет нам загадка:
Вдаль, к деревням, городам
Он идёт по проводам,
Светлое величество!
Это … (Электричество)
Воспитатель: В батарейке находится особая сила, которая называется электричеством. Когда мы вставили в часы батарейку, через часы пошел электрический ток, который заставил работать часы.
Повторите, как называется эта сила, спрятанная в батарейке (Электричество).
Какие еще предметы работают на батарейках? (часы, будильник, игрушки,
пульт, фонарик)
Воспитатель: Ребята, а в природе можно встретить электричество? (Дети высказывают свои предположения)
Отгадайте загадку:
Вот тучи брызнули дождем.
Светло вдруг стало, словно днем.
Что ослепительно сверкает,
В лесу деревья поджигает? (Когда дождь, на небе сверкает…Молния)
Молния – это тоже электричество. Оно очень опасное.
А сегодня я вам хочу показать электричество неопасное, тихое, незаметное, оно живет повсюду, само по себе. Оно может обычные предметы, превратить в волшебные.
Хотите с ним познакомиться? Тогда давайте пройдем к столам.
1. Опыт «Шарик и бумажные бабочки»
Воспитатель: Возьмите шарик и поднесите его к бумажным бабочкам. Что-нибудь произошло? (Нет)
А теперь поступим по-другому. Потрите шарик о волосы и поднесите этой стороной вновь к бабочке.
Что теперь произошло? (К шарику прилипли бабочки)
После чего шарик стал притягивать бабочек? (Шарик стал притягивать бабочек, после того, когда мы его потерли о волосы)
Вывод: Если натереть предметы о волосы, то они получают энергию, которая называется электричеством, которая притягивает более легкие предметы.
2. Опыт «Расческа, кубик, палочка»
Воспитатель: На столах у вас есть еще предметы: кубик, расческа, линейка. Вы можете их использовать и попробовать сделать такой же опыт? (Дети пробуют)
Какие предметы при натирании получают электричество? (расческа, линейка) Из чего они сделаны? (из пластмассы)
А с другими предметами получается такой опыт? (с кубиком нет)
Со всеми ли предметами можно обнаружить электричество (нет)
Вывод: не все предметы могут обнаружить электричество.
3. Опыт «Шарик на стене» (дети натирают, воспитатель помогает вешать)
На стене висит шарик и на столах у детей разноцветные шарики. Воспитатель предлагает повесить их на стену. (Дети пытаются повесить их на стену, у них не получается)
Воспитатель: Почему этот шарик висит, а ваши падают? (предположения детей)
Давайте и наши шарики превратим в «волшебные», я вам покажу, как это надо сделать. Надо шарик потереть о волосы и приложить к стене той стороной, которой натирали. Вот и ваши шарики висят, стали волшебными. Это произошло из-за того, что в наших волосах живет электричество, и мы его поймали, когда стали шарик тереть о волосы. Он стал электрическим, поэтому притянулся к стенке.
Вывод: в волосах тоже живет электричество.
Кто слышал, как потрескивает одежда, когда ее снимаешь? Иногда, когда мы снимаем одежду, видны искры. Это тоже электричество.
Воспитатель: Теперь попробуем сделать те же опыты, но с шерстяной тканью.
4. Опыты с тканью.
5. Опыт «Кораблик»
Воспитатель: А сейчас я вам покажу ещё одно волшебство. У меня стоит таз с водой, есть бумажный кораблик. Сейчас я опускаю кораблик в воду, что же происходит? Кораблик плывёт вперед или стоит на месте? (стоит на месте).
Я сейчас возьму шарик, надо потереть о шерстяную ткань и поднести его к кораблику. Что происходит? (кораблик будет послушно следовать за линейкой)
Почему? (потому что, когда мы стали тереть шарик о ткань, то зарядили её электричеством. Поэтому кораблик стал притягиваться к линейке и следовать за ней)
Вывод: в шерстяной ткани тоже живет электричество.
Воспитатель: Сейчас мы говорили о слабом электричестве. Его называют «статическим электричеством», оно возникает, когда предметы трут друг об друга.
Как вы думаете, это статическое электричество опасно? (оно безопасно)
Воспитатель: Но есть более сильное электричество. И оно тоже есть в садике, в нашей группе и даже здесь, в музыкальном зале.
Где у нас здесь есть электричество, где оно прячется? (розетки, выключатели, лампочки). Показ рукой на эти предметы.
Воспитатель: А теперь представьте себе, что ваши пальчики, маленькие частицы тока, которые бегут по проводам. Давайте с ними поиграем.
Пальчиковая гимнастика «Ток бежит по проводам»
Ток бежит по проводам
Свет несет в квартиру нам,
Чтоб работали приборы:
Холодильник, мониторы,
Кофемолки, пылесос
Ток энергию принёс
Воспитатель: Электричество есть сейчас в каждом доме.
Как вы думаете, можно ли электричество назвать нашим помощником? (Можно)
А почему вы так считаете? (С помощью электричества работают все электроприборы)
А какие электроприборы вы знаете (ответы).
Воспитатель: Я предлагаю поиграть в игру с мячом «Для чего это нужно?»
Я буду каждому бросать мяч и называть предмет, а вы называете какие действия совершают этим электроприбором.
Утюгом – гладят белье,
Феном – сушат волосы,
Пылесосом – пылесосят ковры,
Вентилятором – охлаждают воздух,
В холодильнике – хранят продукты,
В микроволновое – разогревают еду,
В чайнике – кипятят воду,
На электроплите - готовят еду.
Как же нам электричество помогает? (помогает погладить белье, сварить кушать, постирать вещи)
Воспитатель: Электричество вырабатывают на электростанциях, от куда электричество идет по проводам к нашим домам. (показ картинки)
Электричество надо беречь.
А как мы с вами можем сберечь электричество?
1. Уходя, выключать свет.
2. Не ставить в холодильник горячую пищу.
3. Использовать энергосберегающие лампочки.
4. Не включать несколько электроприборов одновременно.
5. Не включать свет в солнечную погоду.
6. Не оставлять включенными электроприборы, если вы ими не пользуетесь.
Итог: С чем мы сегодня познакомились на занятии? (с электричеством)
Что нового узнали с помощью опытов? (что электричество живет в волосах и вещах (ткань, оно безопасно и называется статическим электричеством)
Эти опыты вы можете попробовать дома, взять другие предметы (ложка, игрушки, книги, натереть их о волосы, ткань и посмотреть, зарядятся ли они электричеством, будут ли притягивать к себе легкие предметы.