Юлия Верзина
Конспект открытого занятия в средней группе «Звуковая культура речи: звуки [р]-[р’]»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: упражнять детей в четком и правильном произнесении звука Р изолированно, в чистоговорках, в словах и предложениях.
Задачи:
- подготовить артикуляционный аппарат детей к работе через артикуляционную гимнастику;
- добиться правильного звучания изолированного звука в речи ребенка через игровые приемы и демонстрацию правильной артикуляции со стороны воспитателя (прием подражания);
-развивать фонематический слух;
-учить определять наличие и отсутствие звука в слове.
Публикация «Конспект открытого занятия в средней группе „Звуковая культура речи: звуки [р]-[р’]“» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
Оборудование: конверт, карта, мягкая игрушка Чебурашка, красивая коробка, набор карточек с предметными картинками, фасоль, шаблоны буквы «Р», цветные карандаши двух цветов (синий и зеленый, мультимедия.
1. Организационный момент (стихотворение напоминалочка).
Воспитатель: Говорим всегда красиво:
Тихо и неторопливо.
Ясно, четко говорим,
Потому что не шумим!
Наши ушки слушают,
Наши глазки смотрят,
Ручки нам помогают,
Ножки нам не мешают.
Воспитатель: Ребята, сегодня почтальон доставил в детский сад конверт. Нас приглашает на
День рождение всем хорошо известный сказочный герой. Отгадайте кто это?
Это маленький зверек,
Не волчонок, не хорек,
В телефонной будке жил,
И со всеми он дружил.
У него большие уши,
И у Гены друг он лучший,
И смешной как неваляшка,
Кто же это?
Дети: Чебурашка.
Воспитатель: Молодцы! Верно. Это Чебурашка. Чтобы мы не заблудились в пути, Чебурашка
Прислал нам дорожную карту, по которой мы будем двигаться.
(показать детям карту)
2. Артикуляционная гимнастика (Сказка о веселом язычке).
Воспитатель: Ребята, первым на пути нам встретился домик, где живет веселый язычок.
И он нам предлагает поиграть!
Рот- домик, губы- двери
А кто живет в этом домике?
В этом домике дружок, живет веселый язычок.
Ох и шустрый он мальчишка
И немножко шалунишка!
Воспитатель: Ребята, давайте с вами вспомним, как наш язычок научился петь песенку:
- Песенку ветра: ш-ш-ш-ш
- Песенку жука: ж-ж-ж-ж
- Песенку насоса: с-с-с-с
- Песенку комара: з-з-з-з
3. Знакомство со звуком.
Воспитатель: Все молодцы! Пора в дорогу! Так как дорога будет дальняя, то отправимся
Мы в путь не пешком, а на автомобиле. Давайте научимся петь песенку
мотора (р-р-р-р)
-Когда мы произносим звук «Р», губы растянуты в улыбку.
-Язык находится за передними верхними зубами;
-При произнесении звука «Р» кончик языка «дрожит»
Воспитатель: Давайте попробуем!
Ребята, а еще звук «Р», так же как и другие звуки, может быть твердым и мягким!
Если он твердый, то мы его обозначаем синим цветом. (Привести примеры).
А если он мягкий, то мы его обозначаем зеленым цветом. (Привести примеры).
4. Развитие фонематического слуха.
Воспитатель: Слов со звуком «Р» много.
Ой, ребята, посмотрите, на пути встал светофор. А для чего он нужен?
(ответы детей)
Воспитатель: Скажите, а в слове светофор есть звук «Р»?
Ребята, светофор не включит зеленый свет, пока мы не выполним следующие
задания:
а) Чистоговорки:
РА РА РА- вот высокая гора;
РЫ РЫ РЫ- сидит ежик у норы;
РО РО РО- есть у мальчика ведро;
РУ РУ РУ- много ягод наберу;
РА РА РА- дальше нам идти пора.
Воспитатель: Молодцы! Мы с вами сегодня познакомились со звуком «Р». Звук
это то, что мы можем произнести, услышать. Но помимо звуков, у
нас есть еще и буквы! У каждой из которых, есть свои имена. Буква
это то, что мы можем увидеть, прочитать, написать. И сегодня мы с
вами познакомимся с буквой «Р». У вас на столах есть листочки, по
которым мы с вами сначала пальчиком нарисуем нашу букву, а потом
выложим ее фасолью:
б) Дети выкладывают букву «Р» фасолью по трафарету.
Воспитатель: Какие вы все молодцы! А теперь следующее задание. Я буду читать
слова, а вы, когда услышите слово со звуком «Р» хлопайте в ладоши:
в) Воспитатель произносит слова, а дети услышав в них звук «Р»,
хлопают в ладоши.
Слова: рыба, лес, ландыш, рысь, арбуз, шкаф, ручка, забор, снег,
мотор.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, включился зеленый свет! Значит можно двигаться
дальше.
Знак «Подарок»
Воспитатель: Ребята, вы не знаете, что это может обозначать?
Дети: Подарок.
Воспитатель: Да, правильно. На День рождения без подарка идти не хорошо. Я предлагаю
вам самим выбрать подарки для Чебурашки.
(Из лежащих на столе предметных картинок, дети выбирают те, на которых
изображены предметы, в названиях которых есть звук «Р». И складывают их
в коробку).
5. Физкультминутка «Бабочка»
Воспитатель: Мы долго с вами путешествовали и вышли на полянку. Давайте превратимся
в бабочек!
Утром бабочка проснулась,
Улыбнулась, потянулась.
Раз- росой она умылась
Два- изящно покружилась.
Три- нагнулась и присела
На четыре- полетела.
6. Авторизация звука «Р» в слогах и словах.
Воспитатель: Продолжаем движение к домику Чебурашки. Ой! Ребята кто это?
Вы знаете эту вредную старушку?
Дети: Это Шапокляк.
Воспитатель: Она хочет нас запутать, но мы обязательно разберемся с этой путаницей
и доберемся до домика Чебурашки. Вот задание. Слушайте внимательно
и исправляйте ошибки в предложениях:
- Расцвели на клумбе козы.
В огород забрались розы.
(Расцвели на клумбе розы.
В огород забрались козы.)
- У слона огромный робот.
На заводе сделан хобот.
(У слона огромный хобот.
На заводе сделан робот.)
- Ползает у речки мак.
Расцветает в поле рак.
(Ползает у речки рак.
Расцветает в поле мак.)
7. Итог занятия.
Воспитатель: Какие вы все, ребята, молодцы! Все задания выполнили. И все таки добрались
до домика Чебурашки и принесли ему подарок! Скажите, ребята, а кого мы с вами
сегодня встретили на пути?
Дети: Светофор и Шапокляк.
Воспитатель: А с каким звуком мы с вами познакомились?
Дети: Со звуком «Р»
Воспитатель: А вспомните, мы с вами говорили, что согласные звуки могут быть твердыми
и мягкими. Так каким может быть согласный звук «Р»?
Дети: Твердым и мягким.
Воспитатель: Если согласный звук твердый, то каким цветом мы его обозначаем?
Дети: Синим.
Воспитатель: А если согласный звук мягкий, то каким цветом его обозначаем?
Дети: Зеленым.
Воспитатель: Молодцы! А сейчас я предлагаю вам сесть за столы и побыть
немножко художниками! У вас на столах лежат цветные карандаши
(синий и зеленый). Ваша задача раскрасить букву «Р» так, чтобы она
давала два звука, твердый и мягкий. Половину буквы мы с вами
раскрасим синим цветом, а половину зеленым!