Надежда Зырина
Открытое занятие в подготовительной группе «Народное творчество России. Вологодское кружево»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Вологодского муниципального района «Дубровский детский сад»
«Народное творчество России. Вологодские кружева».
Конспект открытого занятия в подготовительной группе.
Воспитатель: Зырина Надежда Анатольевна
2019г.
Народное творчество России. Вологодское кружево.
Публикация «Открытое занятие в подготовительной группе „Народное творчество России, Вологодское кружево“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Моя Родина Россия
- Народная культура, фольклор
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Открытые занятия. Конспекты
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Темочки
Цель: Формировать у детей представление о народном декоративно – прикладном искусстве России – кружевоплетении. Вологодское кружево.
Задачи:
-Знакомить детей с народным промыслом – вологодским кружевом.
- Активизировать и обогащать словарь детей новыми словами /названия орудий труда кружевницы; элементы кружева и др. /
-Выразительно исполнять стихи, танец, частушки.
-Поддерживать у детей интерес к традициям России, уважение к людям, прославившим родной край своим мастерством.
Предварительная работа: Создание презентации о Вологодском кружеве. Чтение сказок. Разучивание стихов, частушек, танца, о кружеве; посещение музея кружева; встреча с кружевницей из «Губернаторского колледжа народных промыслов»; рассматривание и рисование кружевных узоров.
Зал украшен кружевными изделиями. Под спокойную музыку дети заходят в зал, воспитатель читает стихотворение.
Что я вижу! Что за диво?
Сколько кружева вокруг!
Правда дети здесь красиво,
Аж захватывает дух?
Посмотрите, эти вещи
Нынче в гости к нам пришли,
Чтоб поведать нам секреты
Древней русской красоты.
Чтоб ввести нас в мир России,
В мир преданий и добра,
Чтоб сказать: есть в стране
Чудо – люди мастера.
Воспитатель обращает внимание детей на гостей, предлагает поздороваться
и присесть на места.
Восп. : Ребята вы наверно уже догадались, что наше занятие сегодня будет посвящено вологодскому кружеву.
Какое красивое и необычное кружево! Плетут его в городе Вологда. Вологда издавна была одним из крупнейших центров кружевоплетения. Слава о нем идет по всей России и за ее пределами.
Дети читают стихи. (слайд 2)
Стучат хлопотуньи-коклюшки
Весёлый ведут разговор,
Плетут кружевницы-подружки
Невиданный в мире узор. (Захар)
И кружево просто на диво
Искусные руки плетут
Воздушно оно и красиво,
Его Вологодским зовут. (Паша С.)
Восп. : Дети, что обозначает слово «кружево»? (предположительные ответы детей)
Дети: Слово «кружево» обозначает окружать, оплетать.
Восп. : Кружевоплетение, как один из видов рукоделия было известно на Руси давно. Им занимались почти все женщины – богатые и бедные. А какое оборудование нужно для плетения кружев? (слайд 3,4,5)
Дети: Для плетения кружева используют подушку, которая туго набита сеном, соломой или шерстью; подставка на которую кладут подушку; коклюшки – деревянные палочки на которые намотаны нитки; сколок – рисунок кружева на бумаге; булавки для закрепления кружева на подушке; нитки, используют белые льняные; вязальный крючок, предназначенный для соединения деталей кружев.
Воспит. : Молодцы, вы назвали основное оборудование, которое необходимо кружевнице.
Ловко перебирая пальцами коклюшки, кружевница перевивает, переплетает нити и в нужном месте узора закрепляет их булавкой. Коклюшки, ударяясь друг о друга, легко позванивают, как музыкальный деревянный инструмент.
А сейчас наши девочки попробуют сплести свой кружевной узор плавными, красивыми движениями. (танец девочек под сопровождением муз. руководителя Будановой А. Б.)
Воспит. : Какой красивый танец у вас получился.
По технологии создания кружево бывает двух видов. Каких?
Дети: Парное и мерное кружево.
Воспит. : А как по другому можно назвать парное кружево?
Дети: Мерное, потому что его можно измерить, разрезать.
Воспит. : А где используют мерное кружево?
Дети: Его используют при отделке краёв одежды, полотенец. (слайд 6)
Воспит. : А расскажите мне, как выплетают сцепное кружево?
Дети: Его плетут по частям, а потом с помощью крючка соединяют в целое.
Воспит. : Какие изделия можно отнести к сцепному кружеву?
Дети: Воротники, скатерти, предметы одежды. (слайд 7)
Воспит. : А сейчас на экране будут появляться элементы кружева, а вы должны будете мне их назвать. (слайд 8,9,10,11).
Дети: насновка, плетешок, полотнянка, сетка.
Восп. : Насновка бывает разной формы овальной, квадратной, треугольной, круглой. В вологодском сцепном кружеве чаще всего используют овальную форму.
Какой главный элемент кружева?
Дети: Полотнянка
Физкультминутка.
Вологда завьюжила белыми снегами (круговые движения туловищем,
Вьюга стелет кружево прямо перед нами (рисуют восьмёрку перед собой).
Рассыпает искорки северные краски (крутят ладошками с растопыренными пальчиками,
Снежные присказки кружевные сказки (обхватить ладонями щечки, покачать головой).
Кружевницы ниткой кружева плетут (Крутят руками)
Там цветы и птицы дивные живут (Рисуют в воздухе цветок и машут руками, как птицы).
Их коклюшечка «рисует» тут и там (Поворачиваются в стороны)
Нитка тянется за нею по пятам (рисуем вилюшку).
Нитью Вологда обвита (круговые движения руками,
Кружевами знаменита (руки вверх и развести в стороны).
Воспит. : Вологодское кружево всегда современно. Но кружевницы плетут не только салфетки, предметы одежды, а и украшения, кружевные сувениры (серёжки, колье, кружевные зонтики). (слайд 12)
А какой узор характерен для вологодского кружева?
Дети: Вилюшка. (слайд 13)
Воспит. : Она извивается, изгибается в виде узоров, похожих на деревья, цветы, животных, фигуры людей и многое другое. Есть ещё один отличительный признак вологодского кружева, что у него нет?
Дети: У вологодского кружева нет углов.
Воспит. : Для вологодского кружева характерно резкое деление на фон и рисунок.
Знакомясь с вологодским кружевом мы с вами побывали в музее кружева в г. Вологда. (слайд 14)
Кто запомнил в каком году был открыт музей?
Дети: Музей был открыт в 2010году.
Воспит. : В музее представлены работы вологодских кружевниц. Что является символов музея?
Дети: Большая кружевная салфетка, которую плели 25 кружевниц, 2 месяца. (слайд 15)
Воспит. : Каждый из вас попробовал себя в роли кружевницы, какой элемент кружева вы плели?
Дети: Плетешок. (слайд 16)
Воспит. : В рамках нашего с вами проекта мы посетили не только музей, а ещё встречались с кружевницей Катей из Губернаторского колледжа народных промыслов. Что вам запомнилось от этой встречи? (слайд 17,18)
Воспит. : Дети, какими словами можно сказать о красоте вологодского кружева? Какое оно? (слайд 19-24)
Дети: Легкое, воздушное, белоснежное, красивое, нарядное, ажурное.
Воспит. : У вологодского кружева тоже есть свой день рождения – это 27 мая.
О кружеве написано много стихов, песен и наши дети сейчас вам споют частушки.
1. Мастерица – кружевница, девочка учёная,
Научи меня плести кружево кручёное!
2. У меня на кофте белой кружево «Снежиночка»,
Как по улице пойду – точно как картиночка!
3. Мы с подружкой повстречались у лесочка на мосту.
Про лесочек, про мосточек нынче кружево сплету!
4. Что за праздник? Что случилось? Кружевам все удивились.
Шутки, смех со всех сторон и коклюшек перезвон!
5. У меня на сарафане кружевные петухи.
Я на фабрике «Снежинка» их сплела для красоты.
Все: Мы частушки вам пропели, хорошо ли, плохо ли,
А теперь мы вас попросим, чтоб вы нам похлопали!
Воспит. : А сейчас я вам предлагаю побывать в роли кружевниц и сплести свой кружевной узор. Вам нужно будет дорисовать кружевной узор. Вспомните, что работа кружевницы очень трудная, требует большого внимания, аккуратности. Каждый элемент должен быть похож на предыдущий. Вместо коклюшек и вас будет белый фломастер. Приступаем к работе.
Заключительная часть.
Воспит. : Наше занятие подошло к концу. Понравилось ли вам наше занятие? Что вы узнали о кружеве? Что вам запомнилось больше всего?
Чему вы научились?
В конце занятия дети дарят гостям сувенир (ёлочка из кружевных бумажных салфеток на магните).